Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Аналитическое чтение: ключевые навыки для успешного обучения и развития

Аналитическое чтение: ключевые навыки для успешного обучения и развития

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

аналитическое чтение
анализ текста
критическое мышление
метод Мортимера Адлера
активное чтение
контекстное чтение

Аннотация статьи

Статья посвящена аспектам формирования навыка аналитического чтения. Основное внимание уделено методу аналитического чтения Мортимера Адлера, уровням и принципам чтения, их развитию. Также рассмотрены способы формирования аналитического чтения на уроках литературы.

Текст статьи

В наше время информационного перенасыщения и быстротечности, иметь навык аналитического чтения становится все более значимым и востребованным. Аналитическое чтение – это способность осознанно и критически анализировать тексты, разбираться в информации, находить ключевые идеи и различать факты и мнения. Этот навык необходим не только для успешной учебы, но и для личного развития и профессионального роста. Аналитическое чтение позволяет нам углубиться в текст, понять его структуру, авторскую задумку.

Мортимер Адлер, известный американский философ и психолог, разработал метод аналитического чтения, который отличается от традиционного метода пассивного чтения и позволяет читателю более глубоко погрузиться в текст, активно взаимодействуя с ним. Этот метод стал популярным инструментом в образовании и самосовершенствовании.

Основная идея аналитического чтения заключается в том, что чтение – это не только процесс получения информации, но и активное взаимодействие с текстом. Последовательное вовлечение в текст позволяет не только понять его содержание, но и анализировать и оценивать авторские задумки, развивать критическое мышление и улучшать коммуникативные навыки.

Уровни аналитического чтения Мортимера Адлера являются основополагающими принципами и методами, которые помогают читателям развить глубокое понимание текста.

Первый (начальный) уровень аналитического чтения – уровень основного понимания. На этом уровне читатель стремится анализировать и понимать главную идею текста, ключевые детали и основные аргументы автора. Читатель активно изучает структуру текста, ищет важные ключевые слова и черты и делает выводы на основе текста.

Второй уровень – уровень логического анализа. На этом уровне читатель задает себе вопросы, связанные с логикой и доказательствами, представленными в тексте. Он делает выводы и строит причинно-следственные связи. Читатель задает себе вопросы о различных точках зрения, возможных противоречиях и рассматривает доводы, представленные в тексте.

Третий уровень – уровень рефлексии. На этом уровне читатель ставит перед собой совокупность вопросов, связанных с контекстом, нормами и ценностями. Он анализирует скрытые сообщения, сравнивает содержание с собственными знаниями и опытом и обращает внимание на возможные предположения, которые могут влиять на текст. Адлер сформулировал три уровня рефлексии аналитического чтения, которые позволяют читателю глубже анализировать текст и взаимодействовать с ним.

Первая стадия уровня рефлексии аналитического чтения – это нахождение основной идеи текста. Читатель должен понять, о чем идет речь в тексте и какие главные темы присутствуют. Для этого необходимо активно читать и выделять ключевые слова и фразы, а также делать заметки и выписывать важные цитаты. Читатель должен задавать себе вопросы, чтобы полностью понять, что автор хочет донести до читателя.

Вторая стадия уровня рефлексии – это анализ и интерпретация текста. Читатель должен разобраться в предложенных идеях и сообщениях, исследовать связи между ними и выявить авторский подход. Он должен искать подтверждения и аргументы, которые автор использует для поддержки своих утверждений. Читатель также должен видеть различные точки зрения и анализировать их, чтобы иметь полное представление о теме.

Третья стадия уровня рефлексии – это оценка текста и его значимости. На этом этапе читатель должен думать критически и рефлексивно, задавая вопросы о достоверности представленной информации и мотивации автора. Читатель должен оценивать сильные и слабые стороны текста, определять его преимущества и релевантность для своих интересов и потребностей. Также важно обратить внимание на влияние текста на читателя и его эмоциональную реакцию.

Четвертый и последний уровень – уровень синтеза и оценки. На этом уровне читатель объединяет все предыдущие уровни и приводит собственные аргументы и суждения на основе представленной информации. Читатель формулирует собственное мнение, оценивает достоверность информации, подтверждает или опровергает аргументы, представленные в тексте.

Существует несколько способов развития аналитического чтения:

  1. Активное чтение. Вместо пассивного прочтения текста, активное чтение предполагает направление своего внимания на ключевые моменты и идеи текста. Читатель ставит цели перед прочтением, задает вопросы и делает заметки о важных аспектах текста. Это помогает сосредоточиться на прочитанном и лучше понять его содержание.
  2. Обратный анализ. После прочтения текста полезно вернуться к нему еще раз и проанализировать его детали. Можно задавать себе вопросы о главных идеях автора, доводы и точки зрения, представленные в тексте, а также о связях между различными частями текста. Обратный анализ помогает глубже понять содержание и сделать более обоснованные выводы.
  3. Контекстное чтение. При чтении текста важно учитывать его контекст – фоновую информацию, цели автора, а также влияние социального, исторического и культурного контекстов. Это помогает лучше понять задачи, структуру и цели текста. Контекстное чтение позволяет более точно оценивать информацию и развивать критическое мышление.
  4. Чтение между строк. Некоторая информация в тексте может быть неявной. Развитие аналитического чтения также связано с умением распознавать намеки, сравнивать и связывать информацию, которая не была непосредственно изложена в тексте. Чтение между строк помогает сделать более полное представление о тексте и его содержании.
  5. Практика. Как и любой навык, аналитическое чтение требует практики. Чтение разнообразных текстов, включая разные жанры и тематики, помогает развить гибкость мышления и расширить свой кругозор. Регулярное чтение и осознанная работа над развитием аналитического чтения помогут стать более информированным читателем.

Аналитическое чтение Мортимера Адлера является эффективным инструментом развития критического мышления и понимания текстов. Эта методика позволяет читателям активно взаимодействовать с текстом, задавая себе вопросы, выявляя темы, идеи и цели автора, а также оценивая достоверность представленных фактов.

Благодаря аналитическому чтению Мортимера Адлера обучающиеся могут научиться критически анализировать и интерпретировать информацию, представленную в текстах. С помощью этой методики они могут развить свою способность к логическому мышлению, повысить эрудицию и расширить свои познавательные границы. Однако важно отметить, что аналитическое чтение требует времени и усилий для достижения высокого уровня мастерства. Оно требует от читателя постоянной практики и самодисциплины.

Список литературы

  1. Бирюкова, И.А. Аналитическое чтение как путь развития интеллекта и критического мышления. Психолого-педагогический журнал. – 2016. – № 2 (12). – С. 44-50.
  2. Воронцов, А.Б. Методика развития аналитического чтения на уроках литературы. Иностранные языки в школе. – 2011. – № 4. – С. 11-17.
  3. Дорошенко, Н.В. Развитие аналитического чтения на уроках литературы. Педагогика и психология образования. – 2015. – № – С. 28-32.
  4. Кулагина, О.В. Проблема аналитического чтения в современной школе. Образование и наука в ХХI веке. – 2017. – № 1. – С. 48-52.
  5. Полякова, Л.Н. Развитие аналитического чтения в условиях мультимедийной обучающей среды. Педагогика. – 2019. – № – С. 4-7.
  6. Ткаченко, И.П. Аналитическое чтение на уроках русского языка. Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 84-88.

Поделиться

3553

Дедова Т. В. Аналитическое чтение: ключевые навыки для успешного обучения и развития // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.II.С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/6733-analiticheskoe-chtenie-klyuchevie-naviki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января