Главная
АИ #28 (158)
Статьи журнала АИ #28 (158)
Городская идентичность как фактор патриотизма

Городская идентичность как фактор патриотизма

Рубрика

Социология

Ключевые слова

городская идентичность
Алматы
миграция

Аннотация статьи

Статья посвящена теме городской идентичности. В работе рассматривается идентичность жителей города и как оно влияет на поведение людей. В работе дается характеристика о важности идентичности в роле развития города. Работа представляет интерес с точки зрения формирования культуры горожан.

Текст статьи

В условиях растущей мобильности в городе Алматы городская идентичность теряет все свои свойства. Город привлекает людей не только красотой, но и своими рабочими местами, учреждениями, в которых молодежь может получить знания. Можем сказать, что это два главных причин приезда в город. В Алматы приезжают из села, из других городов, стран. В растущем городе больше приезжих, чем местных, из-за этого идентичность города теряется. Вот здесь встает вопрос «Важна ли для развития города «Городская идентичность»? Какие плюсы от того, что в городе идентичность будет на высоком уровне. Городская идентичность приводит людей к городскому патриотизму. Что значит слово патриотизм? Патриотизм – это любовь к своему городу, участие людей в жизнь города. Сперва уточним что такое «городская идентичность», городская идентичность, по Н.С. Дягилевой, это компонент социальной идентичности личности, социокультурный конструкт, формируемый в результате идентификации человека с конкретной городской общностью и определяемый усвоением и воспроизводством символического капитала города, социальных норм и стиля жизни, объединяющих жителей данного города [1].

В статье Н. С. Дягилевой, чтобы определить дефиницию «городская идентичность» необходимо учесть следующие моменты:

  • городская идентичность является социальной (коллективной) идентичностью, связана с включенностью в долговременные стабильные социальные группы и определяет эмоциональное наполнение самоопределения индивида по отношению к такой группе в целом, к групповому имени, к «своим» и «чужим», а также групповые ценности, социальные нормы, стереотипы, поведенческие паттерны и т. д.

В такие группы мы не можем отнести внешних мигрантов, причина в том, что они приезжают в город воспользоваться ее ресурсами, точнее говоря ее рынком трудом. Например, узбеки не хотят входить в какой-либо контакт с местными жителями, им нужно заработать деньги и уехать обратно в свой город. Город для них является местом потреблением городского пространства, и они не привносят ничего своего.

  • городская идентичность является социокультурным конструктом, формируется в результате социализации и адаптации в определенном территориальном поселении и определяется усвоением и воспроизводством культурных символов, принятых норм, традиций, стиля жизни жителей данного поселения.

Среди молодежи чувство идентичности своего города можно сказать на высоком уровне, поэтому в большинстве случаев им трудно полностью адаптироваться с новым городом, принять все его ценности. В большей степени молодежь остается в этом городе из-за лучших условии проживания, чем в их родных городах. Город привлекает бюджетной стороной, поэтому город для них является «офисом», где они работают и получают деньги. Они больше потребляют, чем вносят свои вклады.

  • городская идентичность является результатом идентификации человека с городской общностью как большой социальной группой, отличающейся от ряда других общностей, выделяемых по признаку городской принадлежности [2, c. 29].

Теперь давайте попробуем понять, что такое патриотизм через какие индикаторы мы понимаем свою любовь к Родине? Исходя из этимологии, патриотизм предполагает определенные отношения с Родиной, местом, нагруженным исторической памятью и индивидуальными воспоминаниями. В общем, понимание Родины может иметь разные масштабы: дом, улица, район, населенный пункт, страна. Патриотизм – это не просто отношение, а отношение, эмоционально окрашенное любовью. Заметим, что любовь может быть принципиально амбивалентной, и наряду с гордостью включать стыд или ненависть. В любом случае базой становится осознание принадлежности, идентичности и солидарности. Проявляется это отношение и в дискурсивных практиках, и в конкретных действиях индивидуального или коллективного характера. Патриотизм рассматривается как символическую конфигурацию места, отношения к этому месту и действия по отношению к месту [3].

Гордостью города Алматы мы могли бы назвать достижения города, как проведение разных международных турниров, побед наших спортсменов и ученных на международных турнирах. Стыд мы чувствуем из-за экологии в городе, потому что куда бы мы не пошли везде мусор, в горах, на дорогах, в центре города. Это все антропологический фактор. Люди не думают о том, что бросая мусор они вредят не только на экологию города и на свое здоровье.

Как мы говорили в начале город Алматы состоит в большинстве из приезжих, по статистике 2022 года прибывших из других городов Казахстана составило 129 864 человека, выбывших – 94 562 человек, наблюдается положительное сальдо миграции, составившее 35 302 человека [4]. По этим данным мы можем сказать, что внутренняя миграция с каждым годом растет, а это приводит к тому что идентичность города утрачивается. Каждый мигрант приводит новую лепту в жизнь города, поэтому старые нормы, традиции теряются. Город превращается в маленький Казахстан, по этой причине старая идентичность города меняется, появляются разные идентичности. Можно предположить, что из-за разной идентичности город теряет свой городской патриотизм. Теряя свой городской патриотизм, город теряет свое активное население.

Шивон Ливинг в своей работе рассказывал о послевоенной идентичности города Ленинграда. Он рассказывает, что повседневные столкновения с кучами мусора в послевоенной городской среде сочетаются с фактом массовой смены населения и мифологизированной ленинградской идентичностью в нарративе, в котором приехавшие ассоциируются с разрушением пространственного, нормативного и санитарного порядка. Ливинг писал, что большинство приезжих показывали девиантное поведение, это сказывалось на город с плохой стороны. Город превратился из «героического блокадного города» в «город-приезжих». Поэтому город стал грязным, преступность выросла. Местные жители считали бросание бумаги некультурностью. Мы можем сказать, что из-за не идентификации с городом у приезжих не было городского патриотизма. Они считали себя патриотами родины, но не города, это мы можем увидеть приведенных примеров в статье [5]. Бросание мусора можно считать чувством неуважения к городу. Если взять город Алматы, он тоже славился, когда-то своей чистотой, если послушать рассказы наших отцов, чтобы въехать в город они за день мыли свою машину. В данное время в городе очень много грязных машин, мусора во всех уголках, люди бросают мусор, даже если рядом есть мусорка. Вот эти проблемы из-за того, что люди не идентифицируют себя с городом. Идентификация приводит человека к чувству патриотизма, любви к городу.

Список литературы

  1. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности. Дата обращения: 15.12.2015. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22420/1/geobrand-2013-12.pdf.
  2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска. СПб.: 2011.
  3. Паничкина Г. Г., Черняева K. O. Городская идентичность как основа патриотизма. http://www.lawinrussia.ru/node/355241.
  4. Агентство РК по статистике. http:// www.stat.kz.
  5. Шивон Пилинг. Перемещения, девиантное поведение и городская идентичность: мигранты в Ленинграде в конце Второй мировой войны. http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/013/13_peeling.pdf.

Поделиться

847

Сагидулла Г.. Городская идентичность как фактор патриотизма // Актуальные исследования. 2023. №28 (158). Ч.II.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/6736-gorodskaya-identichnost-kak-faktor-patriotizm

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря