Метеостанция – это часть обязательного экологического образования, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция помогает разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
Цели: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать у детей любознательность и исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой.
- Формировать у детей представления о науке метеорологии и метеорологах, о функциях метеостанции.
- Обучить дошкольников элементарным навыкам и умениям работы с метеостанцией для систематических наблюдений за погодой. Предлагаем вашему вниманию перспективный план работы на метеостанции с детьми 5-6 лет в таблице.
Таблица
Месяц |
Неделя |
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
---|---|---|---|
Сентябрь |
1 неделя |
Экскурсия на метеостанцию детского сада |
Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий |
2 неделя |
Беседа «Что такое погода?» |
Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление понятия «климат» | |
3 неделя |
Беседа «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» |
Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников | |
4 неделя |
Беседа «Сентябрь – первый месяц осени Сентябрь – златоцвет» |
Познакомить детей с народными названиями месяца, народными приметами (в лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая) | |
Октябрь |
1 неделя |
Опыт с термометром «Как измерить температуру воздуха» Правила пользования термометром |
Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать её в дневнике наблюдений |
2 неделя |
Эксперимент «Ходят капельки по кругу» |
Дать знания о дожде, как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона | |
3 неделя |
Знакомство с оборудованием метеоплощадки |
Познакомить с оборудованием, его назначением (флюгер – направление ветра, осадкомер – количество осадков, гигрометр – влажность воздуха) | |
4 неделя |
Октябрь – грязник, листопад |
Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами (если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы) | |
Ноябрь |
1 неделя |
Как рождается дождь. Измерение, количества выпавших осадков (осадкомер) |
Дать детям представление о количестве воды на земле; её состоянии в разные времена года. Познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона. Значение дождя для животных и растений |
2 неделя |
Ветер – это движение воздуха. Что такое флюгер? |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека | |
3 неделя |
Ноябрь – ворота зимы, полузимник |
Познакомить с народным названием месяца, приметами (Синица к избе – Зима на дворе. Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима) | |
4 неделя |
Итоговое «Осень проходит» – работа с календарем погоды |
Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли | |
Декабрь |
1 неделя |
В мастерские снега. Работа в календаре «Времена года» |
Дать представление о том, как образуется снег; показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы |
2 неделя |
Пернатые синоптики |
Познакомить детей, как по поведению птиц, можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев; на снег – к оттепели | |
3 неделя |
Снег и лед Измерение снежного покрова – снегомер |
Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. Познакомить с прибором для измерения снега – снегомер | |
4 неделя |
Декабрь – студень |
Познакомить с народным названием месяца, приметами (солнце – на лето, зима – на мороз. Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти) | |
Январь |
1 неделя | – | – |
2 неделя |
Стали звёздочки кружиться |
Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, позёмка, вьюга, иней. Находить сходство и различие | |
3 неделя |
Времена года «Не зевай, времена года называй» |
Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность | |
4 неделя |
Январь – просинец |
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (растет день, растет и холод) | |
Февраль |
1 неделя |
Наблюдение за поведением домашних животных |
Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка закрывает нос – к морозу |
2 неделя |
Погода и человек Для чего нужен барометр |
Дать представление детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность Познакомить с барометром, как работать с ним | |
3 неделя |
Февраль – бокогрей |
Познакомить детей с народными названиями месяца, приметами (у февраля два друга – метель да вьюга; февраль зима с весной встречаются впервой) | |
4 неделя |
Прошла зима холодная |
Уточнить представления детей о зимних явлениях природы Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам | |
Март |
1 неделя |
На что похоже облако |
Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые Показать зависимость количества облаков от таяния снега |
2 неделя |
Март – протальник |
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (Грач на горе – весна на дворе. Длинные сосульки к долгой весне) | |
3 неделя |
Природа – дарит чудеса Увеличение светового дня |
Закрепить умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдения за солнцем | |
4 неделя |
Что такое компас |
Формировать у детей представление о частях света; познакомить с компасом | |
Апрель |
1 неделя |
Удивительные часы |
Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами |
2 неделя |
Праздник ветерка |
Закрепить представление о природном явлении – ветер. Определить направление ветра | |
3 неделя |
Апрель – снегогон |
Познакомить с народным названием месяца. Апрельские ручьи землю будят. | |
4 неделя |
Солнечные часы |
Познакомить детей с прибором для измерения времени | |
Май |
1 неделя |
Май – травень |
Познакомить с народным названием, приметами «Май леса наряжает – лето в гости ожидает» |
2 неделя |
Дождь |
Закрепить представление о дожде, как о природном явлении. Измерить количество осадков – осадкомер | |
3 неделя |
Насекомые – предсказатели погоды |
Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду; паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю | |
4 неделя |
Весна – красна |
Сформировать представления о весенних явлениях, рассказывать по знакам и символам | |
Июнь |
1 неделя |
Части света и солнце |
Рассказать о том, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе |
2 неделя |
Какой бывает ветер? |
Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие – штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Какие виды ветра встречали дети | |
3 неделя |
Откуда дует ветер? |
Учить определять направление ветра и выражать это в речи | |
4 неделя |
Рассматривание облаков |
Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми | |
Июль |
1 неделя |
Чудо рядом с тобой |
Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями. Совершенствовать навыки работы с приборами на метеостанции |
2 неделя |
Наблюдение за цветами |
Расширять представления и знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни; учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, вызвать у детей интерес к окружающей нас природе | |
3 неделя |
Наблюдение за пауком на паутине |
Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; особенности плетения паутины; формировать интерес к окружающему миру | |
4 неделя |
Совместная деятельность с детьми: работа на метеоплощадке |
Продолжать развивать интерес детей к метеостанции. Учить пользоваться различными приборами для определения погоды | |
Август |
1 неделя |
Загадки планеты Земля |
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца |
2 неделя |
Работа на метеоплощадке |
Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | |
3 неделя |
«Зачем бабочке цветная окраска?» |
Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к живой и неживой природе. Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире. | |
4 неделя |
Мы – юные метеорологи |
Продолжать закреплять знания о метеостанции и об используемых приборах на ней. Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдении |