Главная
Конференции
Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире
Перспективный план работы на метеостанции с детьми старшей группы (5-6 лет)

Перспективный план работы на метеостанции с детьми старшей группы (5-6 лет)

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

метеостанция
экологическое образование
дети дошкольного возраста
исследовательская деятельность

Аннотация статьи

Статья описывает значимость метеостанций в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Метеостанции помогают детям развивать любознательность, исследовательские умения и понимание роли погоды в жизни людей.

Текст статьи

Метеостанция – это часть обязательного экологического образования, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция помогает разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Цели: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека, создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать у детей любознательность и исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой.
  2. Формировать у детей представления о науке метеорологии и метеорологах, о функциях метеостанции.
  3. Обучить дошкольников элементарным навыкам и умениям работы с метеостанцией для систематических наблюдений за погодой. Предлагаем вашему вниманию перспективный план работы на метеостанции с детьми 5-6 лет в таблице.

Таблица

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Экскурсия на метеостанцию детского сада

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий

2 неделя

Беседа «Что такое погода?»

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление понятия «климат»

3 неделя

Беседа «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде»

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников

4 неделя

Беседа «Сентябрь – первый месяц осени

Сентябрь – златоцвет»

Познакомить детей с народными названиями месяца, народными приметами (в лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая)

Октябрь

1 неделя

Опыт с термометром «Как измерить температуру воздуха»

Правила пользования термометром

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением

Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать её в дневнике наблюдений

2 неделя

Эксперимент «Ходят капельки по кругу»

Дать знания о дожде, как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона

3 неделя

Знакомство с оборудованием метеоплощадки

Познакомить с оборудованием, его назначением (флюгер – направление ветра, осадкомер – количество осадков, гигрометр – влажность воздуха)

4 неделя

Октябрь – грязник, листопад

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами (если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы)

Ноябрь

1 неделя

Как рождается дождь. Измерение, количества выпавших осадков (осадкомер)

Дать детям представление о количестве воды на земле; её состоянии в разные времена года. Познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона. Значение дождя для животных и растений

2 неделя

Ветер – это движение воздуха. Что такое флюгер?

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека

3 неделя

Ноябрь – ворота зимы, полузимник

Познакомить с народным названием месяца, приметами (Синица к избе – Зима на дворе. Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима)

4 неделя

Итоговое «Осень проходит» – работа с календарем погоды

Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли

Декабрь

1 неделя

В мастерские снега. Работа в календаре «Времена года»

Дать представление о том, как образуется снег; показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы

2 неделя

Пернатые синоптики

Познакомить детей, как по поведению птиц, можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев; на снег – к оттепели

3 неделя

Снег и лед

Измерение снежного покрова –  снегомер

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, иней.

Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Познакомить с прибором для измерения снега – снегомер

4 неделя

Декабрь – студень

Познакомить с народным названием месяца, приметами (солнце – на лето, зима – на мороз. Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти)

Январь

1 неделя

– 

2 неделя

Стали звёздочки кружиться

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, позёмка, вьюга, иней. Находить сходство и различие

3 неделя

Времена года

«Не зевай, времена года называй»

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность

4 неделя

Январь – просинец

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (растет день, растет и холод)

Февраль

1 неделя

Наблюдение за поведением домашних животных

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка закрывает нос – к морозу

2 неделя

Погода и человек

Для чего нужен барометр

Дать представление детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность

Познакомить с барометром, как работать с ним

3 неделя

Февраль – бокогрей

Познакомить детей с народными названиями месяца, приметами (у февраля два друга – метель да вьюга; февраль зима с весной встречаются впервой)

4 неделя

Прошла зима холодная

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы

Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам

Март

1 неделя

На что похоже облако

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые

Показать зависимость количества облаков от таяния снега

2 неделя

Март – протальник

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (Грач на горе – весна на дворе. Длинные сосульки к долгой весне)

3 неделя

Природа – дарит чудеса

Увеличение светового дня

Закрепить умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдения за солнцем

4 неделя

Что такое компас

Формировать у детей представление о частях света; познакомить с компасом

Апрель

1 неделя

Удивительные часы

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами

2 неделя

Праздник ветерка

Закрепить представление о природном явлении – ветер. Определить направление ветра

3 неделя

Апрель – снегогон

Познакомить с народным названием месяца. Апрельские ручьи землю будят.

4 неделя

Солнечные часы

Познакомить детей с прибором для измерения времени

Май

1 неделя

Май – травень

Познакомить с народным названием, приметами

«Май леса наряжает – лето в гости ожидает»

2 неделя

Дождь

Закрепить представление о дожде, как о природном явлении. Измерить количество осадков – осадкомер

3 неделя

Насекомые – предсказатели погоды

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду; паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю

4 неделя

Весна – красна

Сформировать представления о весенних явлениях, рассказывать по знакам и символам

Июнь

1 неделя

Части света и солнце

Рассказать о том, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе

2 неделя

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие – штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Какие виды ветра встречали дети

3 неделя

Откуда дует ветер?

Учить определять направление ветра и выражать это в речи

4 неделя

Рассматривание облаков

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми

Июль

1 неделя

Чудо рядом с тобой

Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями. Совершенствовать навыки работы с приборами на метеостанции

2 неделя

Наблюдение за цветами

Расширять представления и знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни; учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, вызвать у детей интерес к окружающей нас природе

3 неделя

Наблюдение за пауком на паутине

Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; особенности плетения паутины; формировать интерес к окружающему миру

4 неделя

Совместная деятельность с детьми: работа на метеоплощадке

Продолжать развивать интерес детей к метеостанции. Учить пользоваться различными приборами для определения погоды

Август

1 неделя

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

2 неделя

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов

3 неделя

«Зачем бабочке цветная окраска?»

Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к живой и неживой природе. Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире.

4 неделя

Мы – юные метеорологи

Продолжать закреплять знания о метеостанции и об используемых приборах на ней. Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдении

 

Поделиться

1807

Рощина Т. Н., Харитонова М. И., Рыбалкина С. И. Перспективный план работы на метеостанции с детьми старшей группы (5-6 лет) // Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 июля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 41-45. URL: https://apni.ru/article/6742-perspektivnij-plan-raboti-na-meteostantsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря