На сегодняшней день ведущие университеты нашей страны стремятся к повышению конкурентоспособности за счет улучшения образовательных стандартов и многих других факторов, которые в совокупности и образуют университет мирового уровня. После Распоряжения Правительства России от 29 октября 2012 г. № 2006-р об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, российские университеты активизировали деятельность по увеличению научных результатов был сформирован проект Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100). Цель проекта 5-100 - обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [1]. Реализация данного проекта обуславливает актуальность оценки научной результативности университетов на всех уровнях управления, начиная с федерального, в т.ч. с учетом влияния объема финансирования научной деятельности университетов на научную результативность.
Объектом исследования является процессы финансирования научной деятельности университетов Уральского федерального округа.
Предмет исследования – это экономические отношения, возникающие при оценке эффективности финансирования научной деятельности.
Цель настоящего исследования – анализ научной результативности образовательных учреждений и выработка предложений по повышению эффективности научной результативности на основе методологий институциональной экономической теории.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Проанализировать основные показатели, характеризующие научную деятельность университетов Российской Федерации
- Провести сравнительный анализ существующих методов анализа научной результативности университетов
- Оценить эффективность институтов научной результативности вузов Уральского федерального округа
- Определить основные направления повышения эффективности научной деятельности в университетах
Новизна работы заключается в том, что разработана авторская методика количественной оценки эффективности научной результативности университетов, в отличие от известных, позволяющая выявить проблемы институционального обеспечения научной деятельности.
В ходе исследования применялись методы системного, логического и экономического анализа, при обработке эмпирической информации использовались методы статистического анализа, корреляционного анализа.
Научная деятельность российских университетов
Важнейшим залогом конкурентоспособности современного университета и его успешной интеграции в современную, основанную на знаниях, экономику является реализация стратегий управления его научной деятельностью. Начиная с Распоряжения Правительства России от 29 октября 2012 г. № 2006-р об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, российские университеты активизировали деятельность по увеличению научных результатов. Для обеспечения качественного прорыва по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов был запущен проект с рабочим названием "5-100".
Значительная часть российских исследователей считает целесообразным дальнейшее развитие в российских вузах системы стратегического управления знаниями. При этом в большинстве случаев в качестве превалирующего аргумента указывается характеристика вуза как сообщества профессионалов, которое по своему предназначению является генератором новых знаний в разных областях образовательной и научной деятельности. Таким образом, эффективную стратегию развития университета невозможно сформулировать без понимания слабых и сильных сторон системы управления знаниями. В свою очередь, оценка результативности научной деятельности является важным источником информации для разработки стратегий управления знаниями.
Методы анализа научной результативности университетов
В отечественных и международных подходах к оценке результативности исследовательской деятельности можно выделить наиболее часто используемые индикаторы (показатели) оценки эффективности науки:
- Финансовые – расходы на науку и имеющаяся материально-техническая база. Кулагин А.С. в работе "Оценка и самооценка научной организации" [2] использует такие показатели, как принцип финансирования и затраты на получение научных результатов.
- Кадровые (в том числе индикатор признания, включающий членство в академии) – количество и остепененность исследователей, количество вспомогательного персонала, подготовка кадров. Абдуллин А.Р. в своей работе "Кадровый потенциал науки: введение в проблематику и постановка задачи исследования" использует такие показатель, как: численность и структура (возрастная, квалификационная, половая) персонала, занятого выполнением НИОКР.
- Инновационные (в том числе создание собственных и использование заимствованных технологий). Люсов С.Н. в своей работе "Оценка эффективности научно-технической деятельности" [3] пользуется показателями: создание и развитие инновационного потенциала предприятия.
- Библиометрические:
- число публикаций в международных журналах характеризует качество статей;
- индикатор цитирования и индекс Хирша показывают степень значимости проводимых исследований и признание научных школ мировым сообществом;
- «публикационная нагрузка» ученых – продуктивность ученых;
- наличие патентов;
- соавторство с зарубежными учеными – показатель международной кооперации.
Попов Е.В. и Власов М.В. в своей работе "Трансакционные скорости генерации знаний университетом" используют такой показатель, как трансакционные издержки на научную деятельность. Он определяется результативностью научной деятельности подразделений университета, генерацией знаний в виде опубликованных статей, полученных патентов, участием в выставках и конференциях [4].
По мнению автора, параметры научной результативности в образовательных организациях в большей степени обеспечиваются совокупностью действующих правил относительно процессов научной деятельности, т.е. экономическими институтами.
Институты можно определить, как совокупности действующих правил, на основе которых устанавливается, кто имеет право принимать решения в соответствующих областях, какие действия разрешены или ограничены, какие общие правила будут использоваться, каким процедурам необходимо следовать, какая информация должна предоставляться, а какая нет, и какой выигрыш получат индивиды от своих действий [5].
Частным случаем экономического института является институт научной результативности.
Институт научной результативности – это система устойчивых формальных норм (правил), обуславливающих взаимодействие между двумя и более экономическими агентами в образовательной организации, направленная на получение научных результатов и обеспеченная соответствующими механизмами принуждения.
Суть института научной результативности заключается в устойчивом, долговременном взаимодействии сотрудников с организацией, направленном на получении научных результатов. Формальными нормами, в первую очередь, являются трудовые контракты, а также различные внутренние документы, обеспечивающие соответствующие механизмы принуждения.
Основными видами научных результатов являются публикации в российских и зарубежных журналах, издание монографии, публикации в различных сборниках, не являющихся периодическими изданиями, а также получения патентов.
Естественно, что различные виды научных результатов регламентируются различными нормативными документами, в том числе и механизмами принуждения и стимулирования. Ярким примером этого различия являются публикации в российских и зарубежных журналах. Следовательно, институт научной результативности состоит из институтов, формирующихся под воздействием норм, регламентирующих различные виды публикаций.
Оценка институтов научной результативности вузов Уральского федерального округа
С целью апробации предложенной автором методики оценки научной результативности университетов был проведен анализ институтов научной результативности университетов Уральского федерального округа.
Информационной базой исследования выступила серия ежегодных информационно-аналитических сборников «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобрнауки России». Информационно-аналитические сборники представляют собой базу данных о научной, научно-технической и инновационной деятельности российских вузов с 2009 г. по 2015 г. Показатели состояния и развития научного и образовательного потенциала высшей школы представлены на основе ежегодных отчетов о научно-исследовательской деятельности вузов.
Для оценки эффективности институтов научной результативности в университетах используется корреляционный анализ. Автор выдвигает следующие предположения:
- если значение коэффициента корреляции меньше 0, то есть отрицательное, то имеет место институциональная ловушка. В институциональной теории под институциональной ловушкой понимается неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер [6].
- если значение коэффициента корреляции от 0 до 0,6, то это институциональная дисфункция – нарушение функций какого-либо экономического института, преимущественно качественного характера [7].
- если значение коэффициента корреляции от 0,6 до 0,75 – институт научной результативности не эффективен или наблюдается становление (развитие) института,
- если значение коэффициента корреляции больше 0,75 – институт эффективен.
На первом этапе исследования были выявлены связи между показателями, характеризующими научные результаты и общим объемом финансирования научной деятельности исследуемых университетов.
- Университеты с наибольшим количеством эффективных или развивающихся институтов научной результативности. Безусловным лидером среди университетов по эффективности институтов является Челябинский государственный университет. Кроме него в названную группу входят: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Уральский государственный лесотехнический университет.
- Университеты, в которых наряду с эффективными институтами научной результативности функционируют неэффективные (институциональные дисфункции и ловушки). Таких университетов большинство – 9 из 21, в том числе Уральский федеральный университет, Курганский государственный университет, Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Челябинский государственный педагогический университет, Югорский государственный университет, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова. Существенные различия в эффективности институтов этих вузов объясняются, по мнению автора, либо внутренней политикой вуза (например, в Уральском федеральном университете наибольшее внимание уделяется показателю «зарубежные публикации», зачастую в ущерб другим показателям, характеризующим научную результативность), либо начальным этапом формирования институциональной структуры.
- Университеты с некачественными институтами научной результативности. По результатам исследования в этих университетах наибольшее число институциональных ловушек и дисфункций, кроме того отсутствуют эффективные институты. К университетам этой группы можно отнести: Магнитогорский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюменский государственный университет, Уральский государственный горный университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный экономический университет, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, Уральская государственная юридическая академия.
Заключение
В ходе проведенного анализа было выявлено, что научную результативность можно выявить только, используя комплекс показателей: институты публикаций в российских журналах, в зарубежных журналах, монографий, учебных пособий и сборников трудов. Ввиду комплекса показателей, был использован институциональный подход для определения эффективности научной результативности университетов Уральского федерального округа. В процессе исследования было выявлено 3 группы университетов: с наибольшим количеством эффективных институтов научной результативности (20%), университеты, в которых наряду с эффективными институтами научной результативности функционируют неэффективные (институциональные дисфункции и ловушки) (37%) и университеты с некачественными институтами научной результативности (43%).