Введение. Одной из важнейших проблем проведения научных исследований и внедрения инноваций является то, что они связаны с чрезвычайно высокими финансовыми затратами, неопределенностью и необходимостью защитить полученные научные достижения и разработки от недобросовестных конкурентов с целью не только компенсировать потраченные средства, но и получить от инновационной деятельности прибыль.
О масштабах затрат на инновации свидетельствует, например, тот факт, что только в США существует 16000 предприятий, в которых есть собственные исследовательские лаборатории. Из этих предприятий не менее 20 ежегодно затрачивают на исследования более $1 млрд. [1, с. 64].
Однако это не означает, что предприятие сможет вернуть очень большие средства, которые превышают годовые бюджеты некоторых менее развитых, чем США, стран.
Это связано с тем, что, во-первых, научные исследования могут не привести до получения новых научных знаний, которые предприятие имело бы возможность каким-либо образом использовать. Конечно, в этом случае речь может идти о том, что у специалистов, которые проводят исследования, не может быть достаточного уровня знаний, чтобы вывести разработки на новый уровень (ограниченность человеческих знаний), или просто еще не существует технологий, техники для внедрения результатов исследований в производство и даже у потребителей не имеет необходимости в продукте, который можно выработать с помощью результатов проведенных научных исследований.
Во-вторых, в том случае, если полученное в ходе научно-исследовательских работ новое знание находится на переднем рубеже науки («scientific frontier»), существует вероятность того, что с помощью этого знания невозможно будет произвести продукт, который будет пользоваться спросом в ближайшие годы (примером чего является изобретение парашюта).
Учитывая все указанное, можно утверждать, что неопределенность является одним из ключевых параметров, которые сопровождают инновации.
Учитывая существование связанной с инновациями неопределенности, а также того, что инновационное развитие как предприятий, так и стран в целом является невозможным только за счет осуществления эволюционных инноваций, а требует радикальных изменений, что является чрезвычайно затратными и рисковыми для предприятий, обеспечение инновационного развития страны происходит за счет вмешательства государства в виде осуществления ею инновационной политики. В свою очередь, эффективность такой инновационной политики будет зависеть от наличия ряда инструментов и того, как именно государство их будет использовать, что и определяет актуальность исследования.
Анализ последних исследований и публикаций. Среди исследователей инструментов инновационного развития государства следует выделить таких: К.А. Бояринова, Т.М. Бацалай (определили роль интеллектуального капитала и направлений его использования как инструмента инновационного развития предприятия), И.А. Дегтярева (обобщила зарубежный и отечественный опыт содействие власти инновационному развитию регионов), В. Боронос, К. Савченко (разработали подходы к совершенствованию бюджетных и налоговых инструментов механизма управления инновационным развитием экономики с учетом экологических факторов), С.В. Башкатова (определила влияние денежно-кредитной политики и монетарных инструментов стимулирования инновационного развития), В. Головатюк, Г. Коренятко, В. Соловьев (исследовали современные теоретические и практические подходы к созданию инновационных систем) и др.
Наиболее разработанным из направлений отечественных исследований в инновационной сфере является инновационное развитие государства, которому посвящены работы В. Гейца, В. Семиноженко, Б. Кваснюка, А. Амоши, А. Гальчинского, В. Соловьева, Я. Жалела, М. Гончарова.
Цель исследования – рассмотреть суть и содержание инновационной политики России, ее роль в социально-экономической сфере и эволюцию под воздействием радикальных реформ, проводимых в нашей стране в последнюю четверть века.
Основная часть. Инновационность является определяющей характеристикой современных научно-технических, производственных, социально-экономических и всех общественных процессов. От овладения инновационными механизмами развития зависит судьба России: или она будет двигаться в направлении вхождения в число развитых стран, или останется страной на обочине научно-технического и социального прогресса. Это связано с общими закономерностями общественного развития, согласно которым в мире происходит переход от преимущественно воспроизводственного к инновационному типу развития. Кто вовремя понял это и выстроил свою хозяйственную систему в соответствии с этим историческим императивом, тот имеет успех, уважение и славу, кто – нет, потому остались проблемы, неудачи и безысходность.
Инновационность – это не только ключ к динамичному развитию, благополучию, личному успеху, но и средство обеспечение суверенитета страны, ее конкурентоспособности в современном сверхсложном мире.
Применение логико-исторической методологии наряду с рядом общих и специальных методов исследования дало возможность показать, что человек по своей сути как создатель того, чего в природе не существовало (а сюда относится все общественное развитие), является инноватором. Поэтому переход к инновационному типу развития имеет огромное гуманистическое значение. Оно является процессом превращения человека из агента научно-технического и социального прогресса в его действительного субъекта, развертывание творческого потенциала человека и его реализации в создании собственного мира.
Но переход к инновационному типу развития открывает не только большие перспективы, но и создает значительные риски для стабильности и сбалансированности самого развития. Как автомобиль на большой скорости имеет большие риски аварии, так и экономика динамично развивается, имеет повышенные риски дестабилизации. Поэтому важно обеспечить надежность работы всех общественных механизмов инновационного развития, безопасность функционирования всей социально-экономической системы.
В отечественной экономической науке проблеме инновационной политики государства начали уделять более обширное внимание лишь в последние 15–20 лет. Однако на сегодняшний день институт государственной инновационной политики изучен в науке в достаточной мере, что позволяет рассмотреть более подробно суть и содержание понятия «инновационная политика государства».
В самом общем виде инновационная политика государства представляет собой систему целей и методов, выражающихся в воздействии государственных институтов на инновационные процессы, призванные повысить активность инновационной деятельности в интересах экономики и общества [2, 8].
Формирование инновационной политики предполагает реализацию общегосударственной стратегии управления с одновременным упорядочением ее отдельных звеньев и свойств при внедрении в эту систему новых рыночных элементов. Иначе говоря, инновационная политика задействует комплекс имеющихся в экономике ресурсных и информационных возможностей инновационной деятельности [7, 9].
На основе осуществления государственной инновационной политики ведущими странами мира исследователи [12] выделяют две основные группы инструментов осуществления государственной инновационной политики, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы. Разделение инструментов инновационной политики на общие и специальные является достаточно условным, поскольку между ними существует тесная взаимная связь, а в некоторых из них присутствуют характерные черты как общих, так и специальных инструментов.
Однако обычно к общим инструментам инновационной политики в России относят инструменты, с помощью которых создается благоприятный для появления и внедрения инноваций климат, а к специальным – те, которые предназначены для воздействия на конкретную сферу технологий, или конкретные группы агентов (предприятия, исследовательские учреждения тому подобное), которые задействованы в создании и внедрении инноваций.
Так, под институтами (формальными) следует понимать набор общих правил, которыми должны пользоваться в своем поведении экономические агенты. Они играют две основные роли: определяют имущественные права экономических агентов и уровень трансакционных издержек в экономике.
Одним из наиболее важных институтов в контексте инноваций и инновационной деятельности является институт имущественного права, в частности, на интеллектуальную собственность: патентование, лицензирование [13, с. 7].
Право на интеллектуальную собственность в современном обществе является важнейшим инструментом распространения знаний, а создание в стране условий для развития интеллектуальной собственности становится главной предпосылкой роста конкурентоспособности страны.
Для улучшения в стране положения с защитой интеллектуальной собственности рекомендуется разрабатывать в рамках государственной инновационной политики программы по стимулированию инновационной деятельности, в которых предлагается комплекс мер по более эффективному управлению интеллектуальной собственностью, построенных на основе анализа права на интеллектуальную собственность в ведущих зарубежных странах, а также ряд мероприятий по развитию предприятий малого и среднего бизнеса и предоставление им широкой информационной поддержки относительно права интеллектуальной собственности [4]. Последнее является особенно актуальным, учитывая то, что именно на предприятиях, которые принадлежат к категории малых и средних, существует высокая вероятность создания радикальных, а не только эволюционных инноваций.
В итоге следует отметить, что поскольку по своей сути формальные институты являются структурированной системой нормативно-законодательных актов, созданных органами власти [5], то именно совершенствование этой системы нормативно-законодательных актов может способствовать инновационному развитию страны.
Под мотивацией подразумеваются права на интеллектуальную собственность, а также финансовая поддержка научных исследований со стороны частного капитала и государства. Такая поддержка может проявляться в виде предоставления налоговых льгот, субсидий, грантов предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность, что должно стимулировать исследования и внедрения инноваций [10, с. 11]. Еще одной формой мотивации может стать создание благоприятных условий для получения права на работу и проживание в стране для мигрантов, которые являются высококвалифицированными специалистами.
Развитие международной торговли также способствует активизации инновационной деятельности. Так, осуществление экспорта способствует внедрению инноваций, которые положительно влияют на качество экспортной продукции и улучшают конкурентные позиции экспортеров на международных рынках. Экспорт самих инноваций дает возможность получать прибыль и проводить новые исследования.
Развитие финансовых рынков (еще один из инструментов государственной инновационной политики) позволяет размещать предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, свои ценные бумаги и получать таким образом реакцию рынка на создаваемые ими инновации и дополнительные средства на новые разработки. Одним из элементов этого процесса является развитие компаний, которые предоставляют венчурный капитал [11, с. 44].
Заключение. Итак, инновационное развитие экономики все больше зависит от высококвалифицированного персонала, специалистов, осуществляющих исследования и внедряют инновации. И поэтому для активизации инновационного развития перед правительством стоит, с одной стороны, задача привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а с другой – препятствование эмиграции в другие страны ценных специалистов или молодежи с высоким научным потенциалом. И в этом случае нужно использовать не только инструменты государственной инновационной политики, но и изменять векторы миграционной политики государства, держать курс на общее улучшение экономической ситуации, в частности – увеличение объемов финансирование научно-исследовательских работ, осуществлять государственную поддержку образовательных учреждений.
Перспективой будущих исследований должно стать решение актуальных вопросов относительно того, как может осуществляться активизация инновационного развития России через комбинацию определенных государственных инструментов.