Главная
АИ #14 (17)
Статьи журнала АИ #14 (17)
Управление инновационными проектами в контексте государственной политики в облас...

Управление инновационными проектами в контексте государственной политики в области инновационных технологий

Автор(-ы):

Кочнев Михаил Максимович

21 июля 2020

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

инновационная политика государства
организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности
радикальные реформы России
современная инновационная политика России
стратегическая основа инновационной политики России

Аннотация статьи

Целью статьи является определение актуальных задач государственной инновационной политики на основе анализа трансформации инновационной политики России под воздействием радикальных реформ последних 10–15 лет. Авторы сосредоточивают свое внимание на роли государственной инновационной политики в социально-экономической сфере, которая характеризуется ее организационным механизмом. В результате исследования выявлено, что для активизации инновационного развития, с одной стороны, государством должна быть решена задача привлечения в страну высококвалифицированных иностранных специалистов, а с другой – сокращение оттока в другие страны российских специалистов и молодежи с высоким научным потенциалом.

Текст статьи

Введение. Одной из важнейших проблем проведения научных исследований и внедрения инноваций является то, что они связаны с чрезвычайно высокими финансовыми затратами, неопределенностью и необходимостью защитить полученные научные достижения и разработки от недобросовестных конкурентов с целью не только компенсировать потраченные средства, но и получить от инновационной деятельности прибыль.

О масштабах затрат на инновации свидетельствует, например, тот факт, что только в США существует 16000 предприятий, в которых есть собственные исследовательские лаборатории. Из этих предприятий не менее 20 ежегодно затрачивают на исследования более $1 млрд. [1, с. 64].

Однако это не означает, что предприятие сможет вернуть очень большие средства, которые превышают годовые бюджеты некоторых менее развитых, чем США, стран.

Это связано с тем, что, во-первых, научные исследования могут не привести до получения новых научных знаний, которые предприятие имело бы возможность каким-либо образом использовать. Конечно, в этом случае речь может идти о том, что у специалистов, которые проводят исследования, не может быть достаточного уровня знаний, чтобы вывести разработки на новый уровень (ограниченность человеческих знаний), или просто еще не существует технологий, техники для внедрения результатов исследований в производство и даже у потребителей не имеет необходимости в продукте, который можно выработать с помощью результатов проведенных научных исследований.

Во-вторых, в том случае, если полученное в ходе научно-исследовательских работ новое знание находится на переднем рубеже науки («scientific frontier»), существует вероятность того, что с помощью этого знания невозможно будет произвести продукт, который будет пользоваться спросом в ближайшие годы (примером чего является изобретение парашюта).

Учитывая все указанное, можно утверждать, что неопределенность является одним из ключевых параметров, которые сопровождают инновации.

Учитывая существование связанной с инновациями неопределенности, а также того, что инновационное развитие как предприятий, так и стран в целом является невозможным только за счет осуществления эволюционных инноваций, а требует радикальных изменений, что является чрезвычайно затратными и рисковыми для предприятий, обеспечение инновационного развития страны происходит за счет вмешательства государства в виде осуществления ею инновационной политики. В свою очередь, эффективность такой инновационной политики будет зависеть от наличия ряда инструментов и того, как именно государство их будет использовать, что и определяет актуальность исследования.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди исследователей инструментов инновационного развития государства следует выделить таких: К.А. Бояринова, Т.М. Бацалай (определили роль интеллектуального капитала и направлений его использования как инструмента инновационного развития предприятия), И.А. Дегтярева (обобщила зарубежный и отечественный опыт содействие власти инновационному развитию регионов), В. Боронос, К. Савченко (разработали подходы к совершенствованию бюджетных и налоговых инструментов механизма управления инновационным развитием экономики с учетом экологических факторов), С.В. Башкатова (определила влияние денежно-кредитной политики и монетарных инструментов стимулирования инновационного развития), В. Головатюк, Г. Коренятко, В. Соловьев (исследовали современные теоретические и практические подходы к созданию инновационных систем)  и др.

Наиболее разработанным из направлений отечественных исследований в инновационной сфере является инновационное развитие государства, которому посвящены работы В. Гейца, В. Семиноженко, Б. Кваснюка, А. Амоши, А. Гальчинского, В. Соловьева, Я. Жалела, М. Гончарова.

Цель исследования – рассмотреть суть и содержание инновационной политики России, ее роль в социально-экономической сфере и эволюцию под воздействием радикальных реформ, проводимых в нашей стране в последнюю четверть века.

Основная часть. Инновационность является определяющей характеристикой современных научно-технических, производственных, социально-экономических и всех общественных процессов. От овладения инновационными механизмами развития зависит судьба России: или она будет двигаться в направлении вхождения в число развитых стран, или останется страной на обочине научно-технического и социального прогресса. Это связано с общими закономерностями общественного развития, согласно которым в мире происходит переход от преимущественно воспроизводственного к инновационному типу развития. Кто вовремя понял это и выстроил свою хозяйственную систему в соответствии с этим историческим императивом, тот имеет успех, уважение и славу, кто – нет, потому остались проблемы, неудачи и безысходность.

Инновационность – это не только ключ к динамичному развитию, благополучию, личному успеху, но и средство обеспечение суверенитета страны, ее конкурентоспособности в современном сверхсложном мире.

Применение логико-исторической методологии наряду с рядом общих и специальных методов исследования дало возможность показать, что человек по своей сути как создатель того, чего в природе не существовало (а сюда относится все общественное развитие), является инноватором. Поэтому переход к инновационному типу развития имеет огромное гуманистическое значение. Оно является процессом превращения человека из агента научно-технического и социального прогресса в его действительного субъекта, развертывание творческого потенциала человека и его реализации в создании собственного мира.

Но переход к инновационному типу развития открывает не только большие перспективы, но и создает значительные риски для стабильности и сбалансированности самого развития. Как автомобиль на большой скорости имеет большие риски аварии, так и экономика динамично развивается, имеет повышенные риски дестабилизации. Поэтому важно обеспечить надежность работы всех общественных механизмов инновационного развития, безопасность функционирования всей социально-экономической системы.

В отечественной экономической науке проблеме инновационной политики государства начали уделять более обширное внимание лишь в последние 15–20 лет. Однако на сегодняшний день институт государственной инновационной политики изучен в науке в достаточной мере, что позволяет рассмотреть более подробно суть и содержание понятия «инновационная политика государства».

В самом общем виде инновационная политика государства представляет собой систему целей и методов, выражающихся в воздействии государственных институтов на инновационные процессы, призванные повысить активность инновационной деятельности в интересах экономики и общества [2, 8].

Формирование инновационной политики предполагает реализацию общегосударственной стратегии управления с одновременным упорядочением ее отдельных звеньев и свойств при внедрении в эту систему новых рыночных элементов. Иначе говоря, инновационная политика задействует комплекс имеющихся в экономике ресурсных и информационных возможностей инновационной деятельности [7, 9].

На основе осуществления государственной инновационной политики ведущими странами мира исследователи [12] выделяют две основные группы инструментов осуществления государственной инновационной политики, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы. Разделение инструментов инновационной политики на общие и специальные является достаточно условным, поскольку между ними существует тесная взаимная связь, а в некоторых из них присутствуют характерные черты как общих, так и специальных инструментов.

Однако обычно к общим инструментам инновационной политики в России относят инструменты, с помощью которых создается благоприятный для появления и внедрения инноваций климат, а к специальным – те, которые предназначены для воздействия на конкретную сферу технологий, или конкретные группы агентов (предприятия, исследовательские учреждения тому подобное), которые задействованы в создании и внедрении инноваций.

Так, под институтами (формальными) следует понимать набор общих правил, которыми должны пользоваться в своем поведении экономические агенты. Они играют две основные роли: определяют имущественные права экономических агентов и уровень трансакционных издержек в экономике.

Одним из наиболее важных институтов в контексте инноваций и инновационной деятельности является институт имущественного права, в частности, на интеллектуальную собственность: патентование, лицензирование [13, с. 7].

Право на интеллектуальную собственность в современном обществе является важнейшим инструментом распространения знаний, а создание в стране условий для развития интеллектуальной собственности становится главной предпосылкой роста конкурентоспособности страны.

Для улучшения в стране положения с защитой интеллектуальной собственности рекомендуется разрабатывать в рамках государственной инновационной политики программы по стимулированию инновационной деятельности, в которых предлагается комплекс мер по более эффективному управлению интеллектуальной собственностью, построенных на основе анализа права на интеллектуальную собственность в ведущих зарубежных странах, а также ряд мероприятий по развитию предприятий малого и среднего бизнеса и предоставление им широкой информационной поддержки относительно права интеллектуальной собственности [4]. Последнее является особенно актуальным, учитывая то, что именно на предприятиях, которые принадлежат к категории малых и средних, существует высокая вероятность создания радикальных, а не только эволюционных инноваций.

В итоге следует отметить, что поскольку по своей сути формальные институты являются структурированной системой нормативно-законодательных актов, созданных органами власти [5], то именно совершенствование этой системы нормативно-законодательных актов может способствовать инновационному развитию страны.

Под мотивацией подразумеваются права на интеллектуальную собственность, а также финансовая поддержка научных исследований со стороны частного капитала и государства. Такая поддержка может проявляться в виде предоставления налоговых льгот, субсидий, грантов предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность, что должно стимулировать исследования и внедрения инноваций [10, с. 11]. Еще одной формой мотивации может стать создание благоприятных условий для получения права на работу и проживание в стране для мигрантов, которые являются высококвалифицированными специалистами.

Развитие международной торговли также способствует активизации инновационной деятельности. Так, осуществление экспорта способствует внедрению инноваций, которые положительно влияют на качество экспортной продукции и улучшают конкурентные позиции экспортеров на международных рынках. Экспорт самих инноваций дает возможность получать прибыль и проводить новые исследования.

Развитие финансовых рынков (еще один из инструментов государственной инновационной политики) позволяет размещать предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, свои ценные бумаги и получать таким образом реакцию рынка на создаваемые ими инновации и дополнительные средства на новые разработки. Одним из элементов этого процесса является развитие компаний, которые предоставляют венчурный капитал [11, с. 44].

Заключение. Итак, инновационное развитие экономики все больше зависит от высококвалифицированного персонала, специалистов, осуществляющих исследования и внедряют инновации. И поэтому для активизации инновационного развития перед правительством стоит, с одной стороны, задача привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а с другой – препятствование эмиграции в другие страны ценных специалистов или молодежи с высоким научным потенциалом. И в этом случае нужно использовать не только инструменты государственной инновационной политики, но и изменять векторы миграционной политики государства, держать курс на общее улучшение экономической ситуации, в частности – увеличение объемов финансирование научно-исследовательских работ, осуществлять государственную поддержку образовательных учреждений.

Перспективой будущих исследований должно стать решение актуальных вопросов относительно того, как может осуществляться активизация инновационного развития России через комбинацию определенных государственных инструментов.

Список литературы

  1. Барышева Г.А. Инновационная политика в Томской области / Г.А. Барышева, Н.А. Скрыльникова // Экономический обзор. – 2002. – № 7. – С. 64–72.
  2. Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / Л.С. Барютин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели ; Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2004. – 518 с.
  3. Бондаренко Н.Е. Общие принципы и инструменты государственной инновационной политики в мировой практике / Н.Е. Бондаренко // Инновационность экономики России и процессы глобализации: матер. интернет-конф. (21 ноябр. – 23 дек. 2011 г.). – М.: Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова, 2012. – C. 60–72.
  4. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: учеб. пособие / Под. ред. Ю.В. Яковца. – М. : РАГС, 2000. – 328 с.
  5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 294 с.
  6. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент / А.М. Мухамедьяров. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 176 с.
  7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Материалы совещания представителей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2002. – 72 с.
  8. Семенова А. Управление инновационными процессами / А. Семенова // Экономист. – 2005. – № 5. – С. 46–53.
  9. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций) / В.П. Соловьев. – К.: Феникс, 2006. – 560 с.
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – СПб: Питер, 2005. – 447 с.
  11. Шелюбская Н. Трансформация НИОКР в странах Западной Европы / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 4. – С. 44–48.
  12. Rosenberg N. Innovation and economic growth [Электронний ресурс] / N. Rosenberg // OECD: OECD Tourism paper series. – 2004. – № 34267902. – 6 p. – Режим доступу: http://www.oecd.org/cfe/tourism/34267902.pdf

Поделиться

Кочнев М. М. Управление инновационными проектами в контексте государственной политики в области инновационных технологий // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). URL: https://apni.ru/article/6747-upravlenie-innovatsionnimi-proektami-v-kontek

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля