Введение
Перед государством стоит задача создания эффективной системы правового регулирования банкротства хозяйствующих субъектов, отвечающей потребностям современного экономического развития общества.
Такая система должна обладать свойством сбалансированности в отношении правового обеспечения, как частных интересов юридических лиц и граждан, выступающих кредиторами в деле о банкротстве, должника, его (учредителей) участников, так и публичных интересов, связанных прежде всего с взысканием долгов по налогам и сборам, управление государственным и муниципальным имуществом. Преобладание определенных интересов негативно влияет на стабильность гражданского оборота в России.
Решение вопроса о ликвидации юридического лица обычно является общественно значимым обстоятельством и требует выполнения определенных требований. Поэтому процесс ликвидации юридического лица, в частности его банкротства, находится под постоянным контролем уполномоченных организаций.
На сегодняшний день существует широкая практика применения законодательства о банкротстве. Тем не менее при рассмотрении конкретных дел возникает множество теоретических проблем, связанных с применением действующего законодательства.
Актуальность работы обусловлена необходимостью детального изучения основ и процедур банкротства юридических лиц с целью предотвращения искусственного банкротства, как со стороны самих юридических лиц, так и их конкурентов.
Основная часть
В современных рыночных условиях предприниматели-граждане и предприятия всех форм собственности – обрели широкую хозяйственную самостоятельность и имеют возможность проявлять предпринимательскую инициативу и эффективно вести производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. В то же время деятельность предпринимателя и юридических лиц, в силу вероятностного характера рыночной экономики, предпринимательства неизбежно связана с риском. Риск характеризуется ситуацией, для которой характерна большая или меньшая степень неопределенности результатов, рискованный человек может получить прибыль или понести убытки.
В силу своей убыточности организация может оказаться не в состоянии полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Эта признанная арбитражным судом неспособность является выражением несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта.
Для целей законодательства о банкротстве должником признается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнившее обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленный Законом о банкротстве. При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму в гражданско-правовой сделке и (или) по иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством; а по обязательным платежам – налоги, сборы и иные обязательные отчисления в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные государственные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190). Как видно, понятие должника как лица, участвующего в деле о банкротстве, существенно отличается от понятия должника в гражданском праве.
Закон о банкротстве не распространяется на всех субъектов гражданского оборота. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:
- все юридические лица (за исключением государственных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);
- граждане: а) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; б) не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя (поскольку указанная норма противоречит ГК РФ, она будет введена в действие только с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ).
Согласно действующему законодательству, должник не вправе объявить о добровольном банкротстве, однако он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом (ст. 7 Закона).
Должник вправе обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае прогнозирования банкротства при наличии обстоятельств, однозначно свидетельствующих о невозможности исполнения им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в срок (ст. 8 Закона).
В ряде случаев должник обязан подать такое требование в арбитражный суд (ст. 9 Закона):
- если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов влечет за собой невозможность исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме другим кредиторам;
- обращение взыскания на имущество должника может существенно затруднить или сделать невозможной хозяйственную деятельность должника;
- если при ликвидации юридического лица становится невозможным полное удовлетворение требований кредиторов и т.п.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
За нарушение обязанности подать заявление о банкротстве гражданин-должник и органы управления должника несут юридическую ответственность (ст. 10 Закона). Таким образом, непредставление заявления должника в арбитражный суд в случаях и в сроки, установленные статьей 9 Закона, влечет субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность принять решение о подаче заявления должника в арбитраж суда и подачи такого заявления, по обязательствам должника, возникшим по истечении месячного срока для подачи заявления (пункт 2).
Согласно статье 34 закона должником является лицо, участвующее в деле о банкротстве. В процессе несостоятельности (банкротства) от имени должника – юридического лица выступает его руководитель – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее деятельность в соответствии с Федеральным законом от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 Закона).
Если конкурсное производство не возбуждено по заявлению должника, последний в течение десяти дней со дня получения решения о принятии требования кредитора или требования органа, уполномоченного признать должника банкротом, вправе направить представить в арбитражный суд, а также кредитору о банкротстве или в уполномоченный орган (далее – истец) ответ на такое заявление. Доказательство направления копии отзыва истцу должно быть приложено к отзыву должника в арбитражный суд. Кроме того, если конкурсное производство не возбуждено должником, арбитражный суд проводит судебное заседание для проверки обоснованности требований истца к должнику (ст. 48 Закона). Должник вправе участвовать в таком собрании и оспаривать обоснованность требований взыскателя. В случае признания требования истца необоснованным суд выносит определение об отказе в осуществлении надзора и прекращает производство по делу (при отсутствии иных заявлений о признании должника несостоятельным).
Наблюдение: ограничения и обязанности должника при наблюдении (ст. 64 Закона).
Финансовый анализ
- должник вправе требовать введения финансового оздоровления (ст. 76 Закона);
- управление должником в процессе финансового оздоровления (ст. 82 Закона);
- в ходе финансового оздоровления должник погашает свой долг в соответствии с графиком. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на то учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного общества, и с даты утверждения арбитражным судом графика погашения задолженности, возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность должника перед кредиторами в сроки, установленные графиком. Должник вправе соблюдать график погашения задолженности досрочно (ст. 84 Закона);
- не позднее чем за один месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления (ст. 88 Закона).
Внешний контроль
- последствия введения внешнего управления для органов управления должника (ст. 94 Закона);
- устанавливается мораторий на исполнение денежных обязательств и обязательств по уплате обязательных платежей должника, сроки исполнения которых предшествуют введению внешнего управления;
- содержание процедуры – принятие мер по восстановлению платежеспособности должника (ст.109 Закона).
Конкурентоспособное производство
- в ходе этой процедуры должник имеет статус банкрота и меры конкуренции направлены на справедливое распределение его имущества между кредиторами и его ликвидацию;
- последствия открытия дела о банкротстве должника (ст. 126 Закона);
- решение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ (ст. 149 Закона).
Мировая сделка
- Должник является одной из сторон мирового соглашения в случае его заключения в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимает должник-гражданин или руководитель должника – юридическое лицо, осуществляющее функции управляющего должника, внешнего управляющего или конкурсного управляющего (статья 150 Закона).
- Мировое соглашение содержит положения о порядке и условиях исполнения обязательств должника денежными средствами (ст. 156 Закона).
- Должник не вправе расторгнуть утвержденное арбитражным судом мировое соглашение по соглашению с отдельными кредиторами (ст. 164 Закона).
- В случае неисполнения должником мирового соглашения кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения заявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законом (ст. 167 Закона).
Заключение
Положения действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) включают в себя как нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, так и нормы, направленные на защиту интересов должника. Вместе с тем следует указать, что на протяжении всего развития института несостоятельности (банкротства) в российском праве традиционно особое внимание уделялось защите интересов кредитора, при защите интересов должника при банкротстве.
В отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует ярко выраженная направленность на защиту только одной стороны, что характерно для правовых систем многих зарубежных стран. Например, для законодательства США и Франции характерен радикальный уклон в сторону защиты интересов должника: автоматическое прекращение попыток кредиторов получить деньги от должника вне процедур банкротства, недопущение льготных, мошеннических и иных переводов имущества кредиторам, возможность должника отказаться от исполнения обязательств по договорам в будущем и от исполнения договоров аренды. Наоборот, по законодательству Германии, Италии и других европейских стран наблюдается тенденция к преимущественной защите прав кредиторов при почти полном отсутствии учета интересов должника.
Российское законодательство по данному вопросу, как представляется, можно охарактеризовать как нейтральное, поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника.
Критикуя эту систему, можно утверждать, что «попытка защитить интересы противоборствующих субъектов, как правило, приводит к незащищенности каждого из них. В то же время следует отметить, что, по-видимому, в российском законодательстве также наблюдается определенный перекос в сторону приоритетного учета интересов кредиторов.