Главная
АИ #29 (159)
Статьи журнала АИ #29 (159)
Оценка влияния аэродинамических конструкций на топливную экономичность автомагис...

Оценка влияния аэродинамических конструкций на топливную экономичность автомагистрального транспорта

Научный руководитель

Горчаков Юрий Николаевич

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

аэродинамика
аэродинамические конструкции
полуприцеп
автопоезд
коэффициент обтекаемости

Аннотация статьи

В статье представлены результаты исследований и анализа в области аэродинамики грузовых автомобилей. Показан экономический эффект от применения аэродинамических конструкций на перевозку грузов магистральным транспортом.

Текст статьи

Существует множество способов повышения эффективности использования фур в доставке грузов. Одним из них считается увеличение скорости движения, где существенную роль, особенно в движении автопоездов, играет аэродинамическое сопротивление. Развитие технологий по снижению аэродинамического сопротивления позволит рационально использовать автомагистральный транспорт на большие расстояния, тем самым увеличивая экономический эффект (сокращение расхода топлива) и экологический эффект (уменьшение выбросов).

Расход топлива при движении магистральных автопоездов распределяется таким образом: 30% – на движение, 35% – на сопротивление шин, на остальное – аэродинамика. Поэтому аэродинамике уделяют большое внимание. Скоростной режим автомобиля напрямую влияет на расход топлива.

Повышение скорости влечёт за собой и увеличение потребления энергии на преодоление силы аэродинамического сопротивления. Потому неправильное расположение обвесов на кабине или кузове увеличивает парусность. Повреждённый спойлер, выступающий груз, опущенное стекло на скорости выше 80 км/ч в общих объёмах повышает расход дизельного топлива до 30%. Сокращение динамического сопротивления ведёт к постепенному снижению затрат на доставку грузов.

Итак, начнём с основных понятий. Сила аэродинамического сопротивления пропорциональна квадрату скорости и определяется формулой

,

где  – коэффициент аэродинамического сопротивления (обтекаемости), Н с24; V – скорость движения автомобиля относительно воздуха, м/с; F – площадь лобового сечения автомобиля, м2.

Грузовые автомобили и автопоезда относятся к числу плохо обтекаемых автотранспортных средств. При этом, если плохая обтекаемость грузового автомобиля из-за невысоких скоростей движения сравнительно мало влияет на его технико-эксплуатационные показатели, то применительно к высокоскоростным магистральным автопоездам её влияние становится определяющим в борьбе за повышение их топливной экономичности, безопасности, динамичности и экологичности.

Результаты проведённых концептуальных и параметрических модельных исследований и их последующий анализ позволили выбрать наиболее эффективные аэродинамические устройства.

Рис. Достигаемое снижение коэффициента Сх при установке аэродинамических устройств на седельном и прицепном автопоездах

На рисунке приведены результаты испытаний разработанных аэродинамических элементов на моделях седельного и прицепного автопоездов. Рассмотрение представленных данных показывает, что установка комплектов разработанных аэродинамических элементов на моделях седельного и прицепного автопоездов снижает значение коэффициента Сx при нулевом угле натекания потока на 41 и 46% соответственно. Необходимо отметить, что значительное снижение коэффициента Сx при кососимметричном натекании воздушного потока обеспечивается за счёт установки задних боковых щитков на кабине и кузове и нижних боковых щитков на тягаче и прицепе.

Ситуация улучшается, если применяются боковые щитки, закрывающие пространство между передними и задними колёсами грузовика [1].

Результаты тестирования аэродинамических конструкций

Компания MVT Solutions Certified™ (США) в 2021 году протестировала TRANSTEX® EDGE SKIRT™ (аэродинамическую юбку) на 48-футовых трейлерах-фургонах. Экономия составила 5,22 галлона на 1000 миль (5,22%). Исходя из ежегодного пробега в 125 000 миль, экономия составляет 653 галлона в год. При цене 2,551 доллара за галлон (средняя розничная цена дизельного топлива в 2020 году) это соответствует экономии топлива в размере 1665 долларов в год.

Так же компания протестировала Aerovolution Booster-Tail (аэродинамический хвостовик), который показал экономию топлива 5,04 галлона/1000 миль (4,18%) на 53-футовом прицепе-фургоне.

Полный отчёт включает в себя инструкции по расчётам и более подробную информацию о проведённых тестах, с которыми мы сейчас ознакомимся.

Для тестирования топливной экономичности MVT Solutions использует систему сбора данных и датчики специально для таких испытаний. Этот стиль тестирования заимствован из разработки гоночных автомобилей, где надёжные данные датчиков имеют решающее значение для понимания модификаций автомобиля.

Единицы измерения галлон/1000 миль более надёжно рассчитывают экономию топлива по сравнению с другими единицами измерения, такими как мили на галлон (MPG) и проценты (%). Эти единицы подвержены ошибкам из-за изменения переменных, таких как базовая топливная экономичность автомобиля, нагрузка, поведение водителя и рабочий цикл.

Экономия топлива, полученная в результате данного испытания, может быть рассчитана следующим образом:

Пример: Экономия топлива EDGE SKIRT™ составляет 1,24 л/100 км, а пробег составляет 200 000 км ежегодно:

.

Таким образом, EDGE SKIRT™ на 48-футовом сухогрузном фургоне сэкономит 2 480 литров топлива в год для этого автомобиля, проезжающего 200 000 км.

Финансовые расчёты можно произвести, умножив сэкономленное топливо на цену топлива:

Экономия (руб/год)=(Экономия топлива)×(Цена топлива).

Пример: Используя приведённый выше пример и среднюю розничную цену дизельного топлива в России в 2022 г., равную 54 руб/литр, получаем:

Таким образом, EDGE SKIRT™ сэкономит 133 920 рублей в год на топливе для автомобиля, проехавшего 200 000 км.

Покупатели технологий экономии топлива крайне заинтересованы в экономии денег. Для того, чтобы поставщик технологии был успешным, его технология должна экономить деньги потенциальных клиентов, и многие автопарки считают количество месяцев, необходимых для того, чтобы технология окупилась в качестве покупательской квалификации, что в грузоперевозках называется "окупаемостью" или иногда ROI.

 

Пример: 110 000 рублей стоимость продукта

Таким образом, при стоимости продукта 110 000 рублей EDGE SKIRT™ окупится за 10 месяцев (т.е. окупаемость или ROI).

Поскольку конечной целью является экономия денег, расчёт прибыли является еще одним важным фактором.

Примечание: в этих расчётах учитывается только топливо и цена покупки, но не техническое обслуживание.

Прибыль(руб)=(Экономия)-(Цена) 

Пример: 110 000 рублей стоимость продукции. Используя годовые значения, указанные выше, и 5-летний срок службы прицепа.

 рублей экономия в год, на единицу мощности.

Если перевести это на парк из 1000 грузовиков, то прибыль составит 111,9 млн. в год.

Таким образом, EDGE SKIRT™ на 48-футовом прицепе-фургоне добавит  прибыли на каждое транспортное средство при пробеге 200000 км. Для парка из 1000 транспортных средств это составит 111,9 млн.

Испытания MVTS доказали экономию топлива EDGE SKIRT™ на 48-футовом прицепе сухогрузного фургона результаты были чёткими и точными. EDGE SKIRT™ показал улучшение экономии топлива на 1,24 литра/100 км (5,22%) [2].

Список литературы

  1. Бернацкий, В. В. Аэродинамика автомобиля. Методы испытаний / В.В. Бернацкий, И.С. Степанов, В.Н. Кондрашов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 153 с. ISBN 978-5-16-103677-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/524110 (дата обращения: 27.02.2022). – Режим доступа: по подписке.
  2. Компания «Mesilla Valley Transportation Solutions (MVTS)» [Электронный ресурс] - https://m-v-t-s.com/

Поделиться

819

Фролов А. В. Оценка влияния аэродинамических конструкций на топливную экономичность автомагистрального транспорта // Актуальные исследования. 2023. №29 (159). Ч.I.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/6758-otsenka-vliyaniya-aerodinamicheskikh-konstruk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря