Методика подготовки студентов вузов к сдаче нормы комплекса ГТО в прыжке в длину с места

В статье рассматривается методика подготовки студентов вузов на занятиях по физической культуре к сдаче нормы комплекса «Готов к труду и обороне» в прыжке в длину с места.

Аннотация статьи
прыжок с места
отталкивание
полёт
приземление
студент
Ключевые слова

Введение. В работе предлагается достаточно простая методика освоения выполнения студентами упражнения прыжок в длину с места входят в перечень обязательных спортивных нормативов комплекса ГТО (Готов к труду и обороне). Чтобы эффективно прыгать в длину с места, недостаточно одного желания — нужно научиться делать это правильно, чтобы достичь максимально высокого результата, исходя из природных физических способностей обучающегося (студента или студентки). Авторы убеждены, что правильная техника прыжка в длину с места способна значительно повысить результат, поэтому не стоит пренебрегать теорией и методикой выполнения этого вида лёгкой атлетики. Данная методика апробирована в течение многих лет на занятиях со студентами Уральского федерального университета в Екатеринбурге.

Не останавливаясь подробно на истории возникновения прыжка в длину с места двумя ногами отметим лишь следующие факты [2, 3]. Современный мировое достижение принадлежит китайскому легкоатлету Чэнь Хси Пину, который в январе 2010 года в Пекине прыгнул с места на 4 метра 8 сантиметров. Когда-то это упражнение входило в программу Олимпийских игр Здесь вне конкуренции был американец Рей Юри, установивший мировой рекорд в прыжках в длину с места на Олимпийских играх в Сент-Луисе, США 1904 года – 3,48 м.

Работа продолжает исследования авторов [1, 3]. 

Нормы комплекса ГТО в прыжке в длину с места

Утверждены приказом Минспорта России от "19" июня 2017 г. № 542 Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы

 

бронзовый

значок

серебряный

значок

золотой

значок

 

Возраст (лет)

Мужчины

(18 – 24)

210 см.

225 см.

240 см.

(25 – 29)

205 см.

220 см.

235 см.

 

 

 

 

Возраст (лет)

Женщины

(18 – 24)

170 см.

180 см.

195 см.

(25 – 29)

165 см.

175 см.

190 см.

Техника и методика выполнения прыжка в длину с места. Схема выполнения прыжка в длину с места имеет вид (рис. 1).

Рис. 1. Техника прыжка в длину с места

Содержательно, для выполнения прыжка в длину с места учащийся в начале занятия по физкультуре под руководством преподавателя проводит разминку, аналогичную той, которая описана в работе авторов. Далее какая-то часть занятия уделяется тренировке прыжка с места. Для этого, во-первых, во избежание травм обувь (кроссовки или кеды) не должны допускать проскальзывания по поверхности, с которой совершается отталкивание (доска отталкивания перед прыжковой ямой или ровная горизонтальная поверхность синтетического или грунтового покрытия стадиона или легкоатлетического манежа). Во-вторых, желательно, чтобы приземление в заключительной фазе прыжка на обе ноги происходило в нежёсткой поверхности, например, песке. Конечно же, в зависимости от места проведения учебного занятия возможны случаи, когда прыжок производится не в «яму» приземления с песком, а на твердую синтетическую или грунтовую поверхность. В этом случае категорически запрещается приземляться на прямые ноги, что неизбежно приведёт к травме мышц, сухожилий или даже костных тканей и самих костей.

Техника выполнения (реализации) упражнения «прыжок в длину с места» включает несколько фаз (этапов) [2, 3] (рис. 1):

  1. Постановка ног на место отталкивания;
  2. Отталкивание;
  3. Полёт;
  4. Приземление (посадка).

Остановимся более подробно на каждой из этих фаз. Всё нижесказанное относится как к студентам юношам, так и девушкам.

Постановка ног на место отталкивания: Перед выполнением прыжка в длину с места двумя ногами ступни ног ставятся параллельно так, чтобы носки находятся в непосредственной близости от отметки на доске отталкивания или черте (прямой линии) на дорожке или поверхности, на которой совершается прыжок (рис. 1). Это естественное положение человека и не требует специальной подготовки или тренировки. Отталкивание: Тело находится в полуприсяде, руки отведены назад Далее происходит отталкивание от поверхности. Тело направляется вперед и ноги резко выпрямляются. При этом руки из заднего положения переходят махом вперёд ( рис. 1). При этом толчок должен быть максимально мощным. Это зависит от природных данных учащегося, но и достигается специальными упражнениями на подготовительных занятиях физкультуры. А именно, различными прыжками вверх с отталкиванием двумя ногами, прыжки и приседания с утяжелением, например, приседание у шведской стенки с другим обучающимся на плечах. Конечно же, многочисленными прыжками в длину с места. При отталкивании учащийся должен быть максимально сконцентрированным и быть уверенным, что подошва его обуви не проскальзывается по поверхности. Не допустимы какие либо подскоки или движение стоп ног по поверхности в момент отталкивания. Хотя допускаются перед отталкиванием некоторые маятниковые движения рук вперед назад – параллельные махи рук. Но в момент отталкивания – толчка с разгибанием ног руки всё равно должны находиться сзади и при толчке резко выносятся вперед (рис. 1). Такая техника отталкивания также достигается многочисленными прыжками на подготовительных занятиях на физкультуре. Полёт (рис. 1,2) [4]:

 

Рис. 2. Полёт при прыжке в длину с места

В момент отрыва от доски отталкивания или черты ноги максимально выпрямлены вдоль тела под некоторым углом к горизонтальной поверхности (рис. 1).

Так как начальная скорость тела направлена под углом к горизонту полёт происходит по некоторой параболической траектории (рис. 1), подобно полёту снаряда, выпущенного из пушки [5]. Эта парабола выгнутая вверх может быть более крутой или более пологой. Это зависит от угла, при котором происходит отталкивание. Обычно этот угол при прыжке с места составляет 10-20 градусов. Далее ноги начинают сгибаться в коленах и вносятся вперёд. При этом стопы в процессе прыжка должны как бы «обгонять ваше тело». В процессе полета реки из начального переднего положения переводятся назад до момента приземления (посадки) (рис. 1) В момент же посадки руки переходят в переднее положение. Приземление: Завершающая фаза прыжка – приземление в песок прыжковой ямы с песком (идеальный вариант, доступный для занятий со студентами на стадионе или в лёгкоатлетическом манеже) или на поверхность, на которой он выполняется (лучше – земляной грунт или гаревая или синтетическая дорожка стадиона). Нежелательно, чтобы эта поверхность была хоть и ровной, но твёрдой (асфальт, бетон, каменная плитка). При приземлении учащийся сгибает ноги и как бы «садится» на поверхность, то есть. — сгибаем ноги и ставим на поверхность, смещая для равновесия корпус тела вперед. Следует обязательно отметить, что дальность вашего прыжка будет рассчитываться от отметки на доске (черте), от которой начинается прыжок до следа, оставленного пятками ваших стоп на песке. Однако, следует избегать в момент приземления касания грунта другой частью тела. В этом случае дальность прыжка будет зависеть от точки касания тела с песком ближайшей к линии отталкивания, и дальность прыжка будет измеряться, именно до этой точки.

В случае же выполнения прыжка на какой-либо гладкой горизонтальной поверхности (дорожке с синтетическом покрытием или грунте), дальность прыжка будет измеряться от линии отталкивания, на которой устанавливаются носки ваших стоп, до места приземления пяток стоп или точки касания поверхности какой-либо частью тела. Отметка места касания учащимся поверхности песка или грунта фиксируется преподавателем, проводящим тест.

Приземление является естественной завершающей частью прыжка в длину с места. Оно не требует выполнения специальных упражнений и достигается в процессе подготовительных занятий (прыжков с места в прыжковую яму с песком).

Заключение. Итак, мы рассмотрели все фазы (этапы) выполнения прыжка в длину с места. Используя простые и понятные рекомендации и методики, студенты, вообще говоря, повышают свои спортивные результаты и успешно выполнить норму ГТО в прыжке в длину с места.

Текст статьи
  1. Акуленко А.Г., Красовская В.И., Матвеева Е.С. Методика преподавания бега на короткие дистанции студентам вузов для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО // Актуальные следования. 2020. № 5(8).
  2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008.
  3. Красовская В.И., Матвеева Е.С. Бег, прыжки, метания. Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГАУ, 2019. 76 с. (ISBN 978-5-87203-426-1).
  4. https://www.google.com/C1AVNE_enRU 663RU663&oq/
  5. Бухгольц Н.Н. Основной курс теоретической механики. – М: Наука, 1980 и более поздние издания.
Список литературы