Главная
АИ #29 (159)
Статьи журнала АИ #29 (159)
Игротерапия общения дошкольников

Игротерапия общения дошкольников

Автор(-ы):

Сибилёва Наталья Викторовна

Аносова Ольга Борисовна

Бочкова Татьяна Юрьевна

Прокопенко Лариса Геннадьевна

20 июля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

игра
дошкольный возраст
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В статье рассматривается важная роль игры в развитии общения дошкольника. Описывается применение игротерапии отечественными и зарубежными учёными.

Текст статьи

Общение имеет большое значение на всех этапах развития ребенка. Особенно это важно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности человека. Игры способствуют развитию общения детей, помогают выработать коммуникативные навыки.

Игротерапия – это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил З. Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символической игры». Позднее М. Кляйн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Анна Фрейд (1946), наоборот, считала, что терапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, представлявшие собой изображения членов семьи. Анна Фрейд также настаивала на обязательном привлечении к игровой терапии родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.

Цель игротерапии – не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собойпомочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Средствами игротерапии могут выступать подвижные игры, игры с песком, с куклами; а также лепка, рисование. Необходимо учить ребенка общаться, развивать коммуникативную деятельность. Главная цель общения – соучастие.

М. Левенфельд (1939) предложил так называемую методику миросозидания. В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов - фигурки людей и животных, игрушечные домики, автомашины, деревья, а также плоский ящик, наполовину наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой «мир» – город, крепость, сцены повседневной жизни - и тем самым обнаруживает свои эмоциональные отношения к людям и предметам. Представляя определенную диагностическую ценность, такая игра способствует также терапевтической переработке душевного конфликта у ребенка.

Применение игры в отечественной психотерапевтической практике обосновывается теорией игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Д.Б. Эльконина. Развитие и изменение всех психических процессов происходит прежде всего в деятельности. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. Предлагаются последовательные воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию какого-либо сюжета. А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым. Выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребенка; руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации; игра не комментируется терапевтом; направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и терапевтом персонажей. Постепенно содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Первые ставят своей целью устранение эмоциональных препятствий в межличностных отношениях, вторые - достижение адекватной адаптации и социализации детей.

Анна Фрейд одной из первых применила на практике метод игровой терапии.

Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту.

Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошкольном возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собственного поведения. Эффективным методом признаны так называемые имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер.

Игротерапия оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

В период раннего детства возникает коммуникативная деятельность с ровесниками. Она имеет форму эмоционально - практического общения. Дети играют рядом. Они «показывают» себя друг другу.

У детей в 3-5 лет появляется новая форма общения со взрослым, она характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. Любознательные малыши задают много вопросов.

К 4-5 годам формируется новая форма общения со сверстниками – ситуативно-деловая. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Дети начинают обыгрывать взаимоотношения взрослых, сотрудничают друг с другом, распределяют роли, устанавливают нормы и правила поведения. Но руководит игрой все-таки взрослый (воспитатель). Дети стремятся стать объектом интереса и оценки своих товарищей, ловят в их взглядах и мимике признаки отношения к себе.

В 5-7 лет наблюдается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми. Дошкольники стремятся к взаимопониманию и сопереживанию со старшими, им важно знать - «как нужно». Взрослые выступают для них, как образец поведения. Дети усваивают нравственные законы, оценивают свои поступки и поступки окружающих людей.

К 6-7 годам у ребенка возникает потребность в общественно значимой деятельности, в новой жизненной позиции он начинает переживать себя в качестве социального индивида. Наступает кризис семилетнего возраста. У ребенка появляется желание занять значимое в мире «взрослых».

В игротерапии применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые учат предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию и контролю своего поведения.

Игры строятся на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом, на отношениях игрового партнерства. Они несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Эти игры отвечают потребностям детей в общении и движении.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик - желобок, паровозик - вагончик, машинка - кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей - катали шарик, Дима играл с Васей - возили паровозик, Петя играл с Леной - нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой - в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара - «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

Игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!».

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Заключение

Предложенные игры способствуют развитию общения детей, делают общение более содержательным, вырабатывают коммуникативные навыки. Такие занятия способствуют развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые не зависят от конкретной ситуации, содержания разговора, совместной деятельности. Они во многом определяют нравственную ценность личности.

Список литературы

  1. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для младших дошкольников»; Москва, 1992.
  2. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», Москва, 1997.
  3. Мухина В.С. «Психология дошкольника», Москва, 1975.
  4. Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир»; Москва, 1991.
  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Москва, 2000.
  6. Элконин Д.Б. «Психология игры»; Москва, 1978.

Поделиться

432

Сибилёва Н. В., Аносова О. Б., Бочкова Т. Ю., Прокопенко Л. Г. Игротерапия общения дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №29 (159). Ч.II.С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/6763-igroterapiya-obshcheniya-doshkolnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня