Македония, как часть эллинского мира придерживалась общей для всех эллинов организации армии. Более того, именно македонские правители Филипп II и его сын Александр, в будущем прозванный Великим, сформировали и укоренили основные принципы организации греческих армий, которые существовали и применялись до конца существования эллинских независимых государств.
Костяк любой эллинской армии фаланга – плотный строй тяжелой копейной пехоты. Для лучшего понимания организации армии нужно обратиться к истокам создания данного построения. Зарождение фаланги начинается примерно в VII в. до н. э. [2]. В данный период появляется вооружение гоплита – щит, копье, шлем и т. д. К классической эпохе войны с таким вооружением начинают ходить плотным строем образовывая собственно фалангу. К моменту Пелопонесских войн Эпаминонд – фиванский полководец проводит реформы фаланги для противодействия спартанским гоплитам – лучшим на тот момент. В первую очередь он изобрел косой строй и углубил боевые порядки. Филипп II – царь Македонии создал фактически финальную версию фаланги. Удлинив копья и углубив строй до 16 человек минимум, он создал одну з самых эффективных армий Античности. Правитель небольшого горного царства с периферии греческого мира привел его к славе и гегемонии над всеми Балканами.
Как уже было сказано, Македонская фаланга рассматриваемого периода не сильно отличалась от фаланги Филиппа. Учитывая географические и экономические факторы, македонское войско отличалось от греческих соседей тем, что фалангиты набирались из крестьян, пастухов и т. д. У греческих полисов служить в армии - привилегия гражданина, он должен покупать снаряжение, иметь определенный доход. Ввиду весьма скромного дохода, македонские цари не могли себе позволить собирать большое ополчение из гоплитов. Именно Филипп II решил эту проблему, как уже было сказано при помощи крестьян. Они должны были проходить определенное обучение, но их в целом низкая подготовка компенсировалась длиной копий и строжайшей дисциплиной.
По всей видимости, фалангу хотя бы частично вооружали из царской казны [5]. В период III–II вв. до н. э. данная практика была точно распространена, о чем может свидетельствовать наличие дисциплинарных взысканий, за порчу или утерю экипировки [4, с. 80].
Собственно экипировка фалангита была следующей: основное оружие сарисса – копье, которое достигало длины примерно 6 м. [4, с. 77.]. Для ближнего боя использовался гоплитский меч или набиравший популярность копис [3].
Щит-аспис (македонский тип) был круглым и немного выпуклым, фактически потомок классического гоплона с той разницей, что в отличие от своего предшественника был меньше (60–70 см в диаметре) и имел другое ремневое крепление, необходимое для фиксации щита на предплечье, что было нужно для использования длинной сариссы двумя руками.
Оборонительное вооружение представлял в первую очередь шлем, чаще всего фракийского типа. Данные шлемы в отличие от классических гоплитских (коринфский тип) не полностью закрывали лицо, и по всей видимости «перекочевали» в пехоту из кавалерии. Получили они распространение видимо по причине увеличения дистанции боя, фалангиты из-за длинных копий держали противника на дистанции, что позволяло сокращать оборонительное вооружение. Шлем и щит – единственные обязательные атрибуты брони у всех сариссофоров в строю. Кто был побогаче или опытнее (следовательно, сражался в первых рядах) имел более мощную броню. Это мог быть торакс из бронзы с фестончатой юбкой-птерюгоном, распространены в огромном количестве котфибы иначе – линотораксы (если еще проще – льняной доспех). Котфиб часто усиливался металлическими пластинками. Также фалангиты носили наручи и поножи из бронзы [звер]. По всей видимости, чем глубже находился воин в построении, тем хуже была его броня.
Основная тактическая единица фаланги – синтагама (256 человек), 4 синтагамы образовывали тетрархию, 4 тетрархии спейру, из 4 спейр формировалась хилархия, а из 4 хилархий образовывалась стратегия – по всей видимости являлась одним крылом фаланги [4, с. 76–77]. Вне штата синтагамы находятся командир и его заместитель – синтагматарх и ураг, знаменосец, барабанщик, флейтист.
По всей видимости, синтагматарх находился позади строя и командовал из-за спин своих солдат. В крайнем случае это весьма убедительно доказывает Грем Врайтсон, собрав из источников статистику по ранениям и потерям в командном составе македонцев [8]. Также автор выдвигает теорию, что командир передвигался в бою на коне, аргументируя это тем, что в армии Александра Македонского офицеры часто переходили с должностей пехотных на кавалерийские [8]. Это интересная теория, однако нужно понимать, что офицер, сидя на коне более уязвим для стрел и прочего метательного оружия, логичнее будет поджиматься к задним рядам. Кроме того, нужно понимать, что офицеры выходцы из знати или просто богатые люди, по этой причине они должны быть знакомы с навыками наездника еще с детства, так что их всаднические способности не вызывают удивления.
Также не утихают дискуссии по поводу маневрирования и ведения боя фалангой: как держали пику? щит? какая дистанция между солдатами? Жан дю Плесси путем реконструкции выдвинул весьма убедительную гипотезу, что пика держалась все-таки в верхней стойке, двумя руками на уровне головы, таким образом щит сохранял свои защитные функции, практически полностью защищая тело [7]. Как уже было сказано, проведя реконструкцию, автор доказал, что именно в данной стойке фалангиты не мешают друг другу и действуют очень компактно как нам и сообщают источники (Polib. IV.64).
Кроме того, фалангит стоял видимо полубоком, что позволяло сократить площадь тела, открытого противнику, и позволяло с максимальной силой наносить удары, используя не только руки, но и корпус.
Сама тактика не менялась видимо с классической эпохи и являлась вариантом «толкания» – когда задние ряды давят на впереди идущих и вся фаланга массой давит противника [1]. Разница заключается в том, что в отличие от классических гоплитов линии противников сходились ни щит в щит, а фаланга «давила» противника ощетинившись сариссами. Кроме того, фаланга с длинными пиками имела психологическое преимущество – сариссы держали врага на дистанции. Дистанция помогала перебороть «животный страх» рукопашной, что позволяло даже слабо обученным и низко мотивированным войнам держать фронт [6]. Есть и обратная сторона медали – когда дело доходило до рукопашной или удара во фланг, фаланга часто бежала. Кроме того, данный строй обретя преимущество в натиске по фронту стал совершенно неспособен сражаться автономно, так как длина копий и глубокий строй ужасно сократили маневренность фаланги (она и в классический период страдала по данным причинам, но к эллинистическому стала совершенно уязвима). Таким образом края фаланги должны прикрывать стойкие и обученные части (например гипасписты), которых зачастую не было в распоряжении македонских повелителей.
Источники
- Полибий. Всеобщая история в 40 книгах. Т.2./ Пер. Мищенко Ф.Г. СПб.: Наука, 2005.