История объединения курфюршества Бранденбург и герцогства Пруссии стало важнейшим событием немецкой истории XVII века наряду с Тридцатилетней войной. Причиной для объединения стала случайность, по-настоящему определившая судьбу Германии – на троне Прусского герцогства сидела та же династия, которая вот уже несколько веком правила Бранденбургом, а именно Гогенцоллерны, более того из-за того, что правитель Пруссии Альбрехт Фридрих был недееспособным, польский король, будучи его сюзереном, назначал в Пруссию регента, таким регентом в 1603 году стал Иоахим III курфюрст Бранденбурга, а его сын Иоанн-Сигизмунд, будучи зятем Албрехта Фридриха, унаследовал Пруссию в 1618 году и таким образом образовалось государство под названием Брандебург-Пруссию. Его внуку, Фридриху Вильгельму (1640–1688) суждено было сыграть важную роль в истории Бранденбург-Пруссии, да и Германии, в том числе. За свои многочисленные заслуги он получил титул «Великий курфюрст». Он был последним правителем Пруссии, назначаемым польским королём.
В этот период империя еще продолжала существовать. Во главе ее стоял император, избираемый коллегией из восьми курфюрстов – крупнейших светских или духовных правители Австрии, Бранденбурга, Баварии, Кельна, Трира, Майнца, Саксонии и Пфальца. Курфюрсты стремились ограничить права императоров, и при избрании на престол каждому новому императору навязывались условия, предоставлявшие преимущества князьям в ущерб империи. Гегель назвал подобную ситуацию «конституционной анархией» [2, c. 47].
«Великий курфюрст» унаследовал государство, опалённое Тридцатилетней войной: на момент начала правления «Великого курфюрста» Центром их территорий было курфюршество Бранденбург со столицей Берлином, на Востоке им принадлежали Прусское герцогство с центром в Кёнигсберге, Восточная Померания, а на Западе – богатые территории по Рейну (Клеве и Марк: эти земли получил курфюрст Иоганн Сигизмунд по праву наследования в 1610 г.). Такое территориальное устройство неизбежно вело к столкновениям с соседями. Опустошение и разорение сильно затронуло владения Великого курфюрста. Он решил, что именно привлечение людей должно спасти положение.
Фридрих Вильгельм открыл доступ всем изгнанникам, солдатам, грабителям, которые покупали себе имения и становились его подданными. Он принимал протестантов из Голландии (войны с Францией) и Франции (отмена Нантского эдикта), среди которых были живописцы, инженеры, скульптуры, мастеровые, торговцы, юристы, медики. Нельзя недооценить их вклад в культурное и экономическое развитие. Например, французы основали шерстяные мануфактуры в восточных районах, завели плантации тутовых деревьев, распространили искусство крашения и тиснения материи, основали свечные фабрики и производство зеркал, содействовали процветанию Франкфуртского университета и основанию университета в Галле [2, c. 49–50]. Французских эмигрантов в Пруссии было до 20 000 человек; в одном Берлине их набралось до 6000, нельзя недооценивать значение эмигрантов и в деле просвещения (например, медицина); влияние голландцев сказалось на архитектуре, французов – в живописи. Внимание Фридриха Вильгельма было направлено и на создание бранденбургского флота, чтобы основать колонии.
В 1652 году впервые 37 лет курфюрст был созван «большой ландтаг», где был предложен план введения акцизного сбора с торговли основными товарами, который распространялся бы на все сословия. Дворяне были против, согласившись только вотировать увеличение налогов с городов, но с условием сохранения всех привилегий. Такая политика серьезно ухудшала положение городского плебса, который требовал уменьшить общий размер сумм контрибуций, взимаемых с городов. Воспользовавшись этим противоречием, курфюрст в 1660 г. заявил о введении акциза без санкции ландтага, однако данный акциз распространялся только на города, в деревнях продолжали взимать старую «контрибуцию». Параллельно возникают военные и гражданские бюрократические структуры. В 1660 г. появилась должность генерал-кригскомиссара (он занимался снабжением армии, был фактически независим от Тайного совета). Под его началом находились провинциальные комиссариаты со своим штатом акцизных сборщиков. В 1682 г. возникло Военное казначейство единое для всей страны. Внутренняя политика Фридриха-Вильгельма была направлена и на усиление централизации управления. Внимание Фридриха-Вильгельма направляется с этих пор на Пруссию, которой курфюрсты владели в ленной зависимости от Польши. Желание уничтожить эту зависимость и достигнуть суверенитета Пруссии заставило курфюрста принять участие в шведско-польской войне 1655–1661 годов. В это же время Швеция (с которой Фридрих-Вильгельм заключил союз) стремилась установить господство на Балтике. По Велявско-Быдгощскому трактату Пруссия обрела независимость.
По смерти Фридриха Вильгельма («Великого курфюрста») новым курфюрстом стал Фридрих III (1688–1713), который был первым из курфюрстов кто вступил на прусский трон без согласия польского короля, ведь именно его отец сумел выйти из-под ленной зависимости от Польши в 1657 году.
В пфальцской войне, несмотря на то что ранее Пруссия была в союзе с Францией, Фридрих III по финансовым, семейным, религиозным и политическим причинам примкнул к антифранцузской протестантской коалиции, организованной Вильгельмом Оранским. Участвовал в осаде Бонна в 1689 году, где французская армия потерпела поражение.
С 1696 года курфюрст Фридрих вынашивал идею получения королевского титула. Кроме того, более высокий ранг в иерархично сконструированном и аристократическом обществе того времени был связан с более высоким положением и более высокой репутацией [1, c. 117].
Желание получить титул короля связан был не только с личными амбициями, Фридрих был курфюрстом, т. е. вассалом императора, а Пруссия находилась за пределами Священной Римской империи и тем самым не попадала в зону влияния императора. Помимо этого, существовал религиозный мотив – правители Скандинавии имели мало влияния на Германию, а курфюрст Август Сильный ради польской короны вообще перешёл в православие; Бранденбург мог стать оплотом протестантизма в Германии благодаря получению королевской короны. Но главную роль в получении короны сыграла внешнеполитическая обстановка, началась война за испанское наследство, где Фридрих был готов выступить за Габсбургов с условием получения заветного титула. Император Леопольд I как раз искал союзников и согласился на предложение курфюрста. 18 января 1701 года курфюрст Фридрих III стал королём Фридрихом I. Так как титул короля уже в Германии был король (с IX века принадлежал императору Священной Римской Империи который именовал себя «римским королём, а во время Максимилиана I «германским королём»). По этой причине у Фридриха титул звучал как «Король в Пруссии», подчеркивая тем самым, что, находясь в Бранденбурге, входящем в состав Империи, он является вассалом императора, да и к тому же часть Западная Пруссия находилась в составе Польши (Королевская Пруссия – это провинция Речи Посполитой) и принятие титула «король Пруссии» мог бы быть расценен как притязание на территорию соседа. Высший прусский орден, Черный Орел, учрежденный королем Фридрихом I в день его коронации, имел надпись по краю: «Suum cuique» – «Jedem das Seine» (Каждому своё). «Государство устанавливало задачи каждому своему гражданину, от короля до последнего подданного, и строго обязывало их выполнять эти задачи, и именно каждому сословию свою задачу. Одни должны были служить государству деньгами, другие кровью, некоторые своим умом, но все – с прилежанием. В принуждении к этим обязанностям государство было не знающим снисхождения. Во всем другом, однако оно было опять либеральнее, чем любое другое государство того времени – холодной либеральностью, которая основывалась на равнодушии, что, однако, не делало жизнь для его граждан менее благотворной» [3, c. 51–52].
Граф фон Вартенберг воспользовался неопытностью Фридриха и увеличившимся объёмом работы после ареста Данкельмана (историки возлагают вину на приближенных фон Вартнеберга) и предложил курфюрсту создать более узкий совет, который решал бы важнейшие государственные вопросы так же, как и Тайный совет. Он получил название «Кабинет трёх графов» (можно встретить также Три беды Пруссии т. к. все их фамилии начинаются на «W» как и слово беда «Weh») в который входили оберхофмаршал Витгенштейн, фельдмаршал фон Вартенслебен и первый министр фон Вартенберг (который совмещал несколько должностей). Этот орган ближайшие 8 лет определял политику в государстве, порой минуя участие Фридриха.
В целом этот период с 1702 /1701 по 1710 оценивается негативно из-за множества налогов, введённых из-за больших трат как Фридриха, так и членов совета. Особенно сильно ударил по бедным налог на соль, были введены косвенные налоги (как при Людовике XIV) на потребление чая кофе и какао [1, c.120-123].
Фридрих упразднил этот орган после многократных жалоб и доклада Тайной судебной палаты, суд выявил многочисленные махинации «трёх графов» и коррупционную деятельность, что и привело к опале. «Кольбе стал, пожалуй, уникальным случаем в истории Бранденбурга-Пруссии, когда не блиставший своими способностями фаворит, который был не более чем удачливым придворным, долгие годы подряд безответственно вершил дела своего государства. Единственной «заслугой» Кольбе называют данный им отрицательный пример управления государством, оказавший такое сильное впечатление на будущего «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, что тот после восшествия на престол незамедлительно начал борьбу против коррупции и беспорядка, глубоко пустивших свои корни в Прусском королевстве» [4]. Этот человек использовал своё высокое положение для собственного обогащения, нанес немалый урон государству, расстроив финансовую систему.
Не малое внимание король уделял и культуре. Прусская академия наук и академия художеств были основаны в его правление и под его покровительством. Янтарная комната Шлюттера была спроектирована по его поручению (его сын подарит её Петру I). Провинциальный, по сравнению с другими европейскими столицами, Берлин при Фридрихе I превращается в красивый город с барочной застройкой Шлюттер перестроил Берлинский дворец и воздвиг конную статую «Великого курфюрста». Во время его правления также были построены Цойгхаус (Оружейная палата) в 1694 г., дворец Монбижу (ныне не существует), в 1695 г. дворец Шарлоттенбург (летняя резиденция), и многое другое.
В целом, его правление можно считать одной из самых богатых эпох в культурной истории Бранденбурга, но, помимо этого, была утечка государственных средств, с которой королевство не могло справиться [1, c.110]. В исторических исследованиях также рассматривается обнищание широких слоев населения, которым приходилось нести из-за этого большие расходы.
Фридрих I умер в 1713 году оставив после себя ещё более сильное государство нежели его отец и его дед. Объединение двух разных территорий, с весьма схожими, но по-своему уникальными историями растянулось почти на 100 лет, но пришло к своему логическому завершению. Дальше Пруссию ждут взлёты и падению, победы и поражения, объединения и распады, но самое главное она уже совершила – она стала ядром Германии, Фридрих II лишь в дальнейшем лишь реализует тот огромный потенциал своего государства и победит Австрию с её разнородным населением, раздираемым внутренними конфликтами.