Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Аннотация статьи

Под профессиональной ориентацией понимается «система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в дошкольном возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, с учетом современного регионального и муниципального рынка труда.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

В теории и практике дошкольного образования особое значение придается процессу формирования у детей знаний о труде людей, понимания его роли в жизни людей. Именно эта задача – формировать представления об общественной значимости труда людей – является главной в общеобразовательной программе. Решение данной задачи реализуется двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых, а также непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, а также важнейшим инструментом в формировании у ребёнка культуры межличностных отношений. Большую роль для создания положительного отношения и привычки к труду играет «живой» пример взрослых, окружающих ребёнка, и, конечно же, непосредственное соприкосновение с результатом их труда.

Считается, что огромное значение имеет та трудовая атмосфера, которая постоянно окружает ребенка. Но у детей психологическую готовность к труду есть возможность воспитать только в процессе трудовой деятельности.

Именно в детских садах имеется такая возможность для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Так как в этом труде выражен общественный характер, а значит, бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей намного больше преимуществ по сравнению с бытовым трудом, который осуществляется в семье. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере.

Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста, как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых. Главная гипотеза данных исследований состояла в том, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка.

На основе подобных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со 2-й младшей группы.

Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. И начинать воспитывать эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес.

Содержание представлений о той или иной профессии доводится до сознания детей с помощью грамотного сочетания приёмов, которыми пользуется воспитатель для построения системы работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослого. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений детьми. Наглядно воспринятое требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время проведения различных форм детской деятельности.

Проблема ознакомления детей с трудом взрослых рассматривалась и зарубежными исследователями. Так, по мнению Е. Гинберга, процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка и представляет собой три стадии. Стадия, относящаяся к дошкольному возрасту, была определена как «воображаемый период». В процессе данного периода педагог может руководить становлением способностей и интересов ребенка, оказывая ему помощь в познании реальной действительности, формировании профессиональных устремлений.

В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. При этом следует учитывать отсроченный (отдаленный) результат профориентации в дошкольном возрасте. Поэтому в данном исследовании мы рассматриваем создание организационно-педагогических условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями региона.

Текст статьи
  1. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Под ред. Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
  2. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С. 39-44.
  3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов : Издательство «Николаев», 2014. - 52 с.
  4. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - Л., 1976. - С.142- 153.
  5. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. - М. : Просвещение, 1991. - 112 с.
Список литературы