Главная
АИ #30 (160)
Статьи журнала АИ #30 (160)
Туризм как фактор субъективного благополучия молодежи

Туризм как фактор субъективного благополучия молодежи

Рубрика

Психология

Ключевые слова

субъективное благополучие
факторы субъективного благополучия
туризм
молодежь

Аннотация статьи

Внутренний туризм становится все более популярным среди молодежи в условиях переустройства российского общества. Однако в научной литературе не обнаружено исследований туризма как одного из факторов субъективного благополучия молодежи. В статье обосновывается гипотеза о существовании различий уровня субъективного благополучия между туристами и молодежью, не увлекающейся туризмом, и приводятся результаты эмпирического исследования. Выборку составили 42 человека в возрасте от 18 до 30 лет (исследуемая группа – туристы, 21 чел.). Использовались эмпирические методики: опросник «Диагностика субъективного благополучия личности» Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой и ассоциативный эксперимент. Исследование показало, что туристы и молодежь, не увлекающаяся туризмом, отличаются друг от друга по уровню субъективного благополучия на уровне тенденции; составлены ассоциативные семантические универсалии для двух групп. Результаты исследования расширяют знания о субъективном благополучии членов спортивно-туристического объединения.

Текст статьи

Введение. Первые упоминания о субъективном благополучии как об удовлетворенности и счастье появились в исследованиях зарубежных ученых еще в 1960-х годах. Однако в полной мере к субъективному благополучию как мере счастья и удовлетворенности жизнью обратились в 80-х годах ХХ века. Одним из первых, кто начал изучать субъективное благополучие, был американский психолог Эдвард Динер [4].

В настоящее время понятие «субъективное благополучие» широко используется как способ оценки и самооценки индивидуального и общественного здоровья. Оно тесно связано с понятиями «оптимизм», «счастье» и «удовлетворенность жизнью». В нашей работе мы будем придерживаться позиции Р. М. Шамионова о том, что «субъективное благополучие – эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, своей личности, взаимоотношениям с другими и процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных и смысловых представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею, ощущении счастья» [2, с. 77].

Субъективное благополучие молодежи неразрывно связано с постоянной потребностью и способностью человека развиваться, его непрерывной самоактуализацией и самореализацией, ощущением психологической удовлетворенности и целостности. Субъективное благополучие является одним из критериев функционирования гармоничной и полноценной личности.

Среди основных факторов благополучия молодежи выделяют возможность реализации молодежи; раскрытие собственного потенциала; удовлетворенность жизнью и выбранной профессией; поддержку со стороны окружающих; гармонию в семье и др. Туризм – один из факторов субъективного благополучия молодежи. В частности, занятие туризмом позволяет реализовать потребность в непосредственном общении, что является мощным стимулом для молодых людей, побуждающим к путешествиям. Также туризм может выступать в качестве социального инструмента, определяющего роль отпуска, который может оказывать значительное влияние на экономическую сферу государства.

Это позволяет сформулировать гипотезу для проверки в эмпирическом исследовании: существуют различия уровня субъективного благополучия между туристами и молодежью, не увлекающейся туризмом.

Объекты и методы исследованияЦель исследования: изучить туризм как фактор субъективного благополучия молодежи. Гипотеза исследования: существуют различия уровня субъективного благополучия между туристами и молодежью, не увлекающейся туризмом.

Общий объем выборки составил 42 человека в возрасте от 18 до 30 лет. Исследуемая группа была отобрана случайным образом из числа членов спортивно-туристического объединения ТУРИОС. Контрольная группа сформирована из числа одногруппников или коллег респондентов исследуемой группы того же пола и возраста. Сбор данных проводился с 31 января по 6 апреля 2023 года. Использовались эмпирические методики: опросник «Диагностика субъективного благополучия личности» Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой [3] и ассоциативный эксперимент [1]. Методы обработки полученных данных: качественный и количественный анализ (t-критерий Стьюдента).

Результаты и их обсуждение. В целом в исследуемой группе практически в два раза больше респондентов (13 из 21 чел.) с высоким уровнем субъективного благополучия в сравнении с контрольной группой, где они составляют треть выборки (7 из 21 чел.). В обеих группах низким уровнем субъективного благополучия обладают по одному человеку (рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследуемой и контрольной групп по шкале «Субъективное благополучие» («Диагностика субъективного благополучия личности» Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой)

Также выявлена тенденция преобладания средних значений по всем шкалам в исследуемой группе над средними значениями контрольной группы (рис. 2):

Рис. 2. Результаты исследуемой и контрольной групп по шкалам («Диагностика субъективного благополучия личности» Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой)

По результатам проверки выборок на нормальность было установлено, что выборки подчиняются закону нормального распределения – это позволило нам использовать t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Приведем эмпирические значения критерия Т-Стьюдента для независимых выборок в исследуемой и контрольной группах (табл. 3):

Таблица 1

Эмпирические значения критерия Т-Стьюдента для независимых выборок (исследуемая и контрольная группы)

№ п/п

Название шкал

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

1

Эмоциональное благополучие

-1,782

0,082

2

Экзистенциально-деятельностное благополучие

-0,56

0,579

3

Эго-благополучие

-1,135

0,264

4

Гедонистическое благополучие

-1,538

0,132

5

Социально-нормативное благополучие

-1,896

0,065

6

Субъективное благополучие

-1,735

0,091

Расчеты показали, что исследуемая и контрольная группы значимо не отличаются друг от друга по уровню субъективного благополучия, несмотря на выявленные тенденции (см. рис. 1 и рис. 2).

Таким образом, гипотеза о существовании различий по уровню субъективного благополучия подтвердилась частично на уровне тенденции.

Также перед нами стояла задача определить количество неслучайных ассоциаций в исследуемой и контрольной группах, состоящих из 21 респондента в каждой. Для этого была использована преобразованная формула подсчета вероятностей [1, с. 146]:

v>2+lg(n),

где v – частота встречаемости ассоциации в группе; n – количество испытуемых в группе. При выполнении этого соотношения данная ассоциация заведомо неслучайна в групповом ассоциативном поле при p = 0,01.

Так количество определенных ассоциаций в исследуемой группе составило 12 ассоциаций; в контрольной группе – 13 ассоциаций. Однако для межгруппового сравнения ассоциативных оценок целесообразно обсуждать не все значимые ассоциации, а несколько наиболее частотных ассоциаций [1, с. 157]. Ранжированный список неслучайных ассоциаций на стимул «благополучие» у исследуемой и контрольной групп приведен в таблице 2:

Таблица 2

Ранжированный список неслучайных ассоциаций на стимул «благополучие» у исследуемой и контрольной групп

№ п/п

Ассоциации – исследуемая группа

Частота

Ранг по частоте

Ассоциации – контрольная группа

Частота

Ранг по частоте

1

Здоровье

8

1,5

Счастье

13

1

2

Счастье

8

1,5

Семья

11

2

3

Комфорт

7

4

Деньги

10

3

4

Спокойствие

7

4

Здоровье

8

4,5

5

Стабильность

7

4

Спокойствие

8

4,5

6

Дом

6

6

Любовь

7

6

7

Деньги

5

8,5

Радость

6

7

8

Жизнь

5

8,5

Дом

5

9,5

9

Любовь

5

8,5

Достаток

5

9,5

10

Семья

5

8,5

Друзья

5

9,5

11

Достаток

4

11,5

Успех

5

9,5

12

Путешествия

4

11,5

Жизнь

4

12,5

13

 

Комфорт

4

12,5

В исследуемой группе в ассоциативную семантическую универсалию стимула «благополучие» вошли следующие ассоциации: здоровье, счастье, комфорт, спокойствие, стабильность, дом, деньги, жизнь, любовь, семья, достаток, путешествия.

В контрольной группе в ассоциативную семантическую универсалию стимула «благополучие» вошли следующие ассоциации: счастье, семья, деньги, здоровье, спокойствие, любовь, радость, дом, достаток, друзья, успех, жизнь, комфорт.

В таблице 4 полужирным шрифтом выделены совпадающие в обоих списках неслучайные ассоциации. Из 12 (исследуемая группа) и 13 (контрольная группа) неповторяющихся ассоциаций 10 в обеих группах совпадают, что говорит о схожих представлениях у обеих групп испытуемых представлений о благополучии, хотя частота встречаемости ассоциаций на первых местах в контрольной группе несколько выше. Вероятно, это связано с возрастными особенностями выборки.

Специфические неслучайные ассоциации в исследуемой группе – это ассоциации «стабильность» и «путешествия», – по сути своей противоположно направленные понятия. Ассоциация «путешествия» в исследуемой группе, в которую вошли молодые люди, увлекающиеся туризмом, имеет наименьшую частоту встречаемости по сравнению с другими неслучайными ассоциациями.

Заключение. Гипотеза о существовании различий по уровню субъективного благополучия между туристами и молодежью, не увлекающейся туризмом, подтвердилась частично на уровне тенденции. Обе группы имеют схожие представления о благополучии. Вероятно, это связано с возрастными особенностями выборки. Полученные эмпирические данные достаточно сложно однозначно и корректно интерпретировать. Для уточнения результатов требуется проведение нового исследования с увеличением объема выборки респондентов; включение в нее туристов из других регионов России. Важно оценить потенциал различных видов туризма, которые могут способствовать улучшению субъективного благополучия.

Список литературы

  1. Серкин, В. П. Психосемантика: учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 318 с.
  2. Шамионов, Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 4. – С. 68-81.
  3. Шамионов, Р. М., Бескова, Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. – Т. 11, – № 60. – С. 8.
  4. Diener, E. Subjective well-being. // Psychological Bulletin. – 198 – Vol. 95, №. 3. – P. 542-575.

Поделиться

591

Тимофеева Д. Д. Туризм как фактор субъективного благополучия молодежи // Актуальные исследования. 2023. №30 (160). С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/6791-turizm-kak-faktor-subektivnogo-blagopoluchiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря