Главная
АИ #30 (160)
Статьи журнала АИ #30 (160)
Позитивные и негативные аспекты геймификации при обучении геометрии

Позитивные и негативные аспекты геймификации при обучении геометрии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

геометрия
геймификация
игры
математика
педагогика
фигуры
ассоциация

Аннотация статьи

Исследование посвящено анализу геймификации на уроках геометрии. Проанализированы положительные и отрицательные моменты использования игр «Крокодил» и «Ассоциации» при контроле знаний. Выявлены побочные эффекты элементов игры в процессе обучения.

 

Текст статьи

Современная модель образования как в мире, так и в России тяготеет к более либеральному, демократическому и психолого-ориентированному отношению к ученикам. Школа становится комфортной средой не только в социальном, воспитательном, коммуникативном отношении, но и в учебном аспекте. Получение знаний – это трудный, комплексный процесс, требующий много физических и моральных усилий от обучающегося современной школы. С одной стороны, комфортность в обучении, а другой – сложность получения знаний, говорят о разнонаправленности действий данных процессов в образовании. Именно это противоречие предопределило актуальность исследования: поиск компромисса между усилиями и комфортом в обучении школьников в настоящее время.

Цель работы – анализ положительных и отрицательных сторон элементов образовательных игр на уроках геометрии. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить мотивированность детей на уроках геометрии;
  • обобщить ряд игровых методик при обучении геометрии;
  • выявить негативные и позитивные аспекты геймификации;
  • оценить эффективность использования моделей геймификации.

В методологической основе статьи лежат общенаучные методы: анализа и синтеза, обобщение, исторический метод, а также специальные методы – наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, сравнительные оценки.

Эмпирическая база исследования – уроки геометрии в седьмых классах общеобразовательной школы без углубленного изучения предмета.

Веками система образования не претерпевала существенных изменений: учитель рассказывал, ученик впитывал знания. При этом за плохое поведение или невыученный урок могли наказать телесно и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Средневековой Европе, и в России 17-19 веках. В Античном мире даже существовало выражение: «учись мальчик, чтобы тебя не выпороли» [2, с. 68].

Телесные наказания уже давно отменены в школьном образовании во всем мире, кроме отдельных стран. И теперь основная цель школы не заставить учиться, а заинтересовать ребенка в получении тех или иных знаний. Поэтому игровые элементы в образовании становятся одним из сильнейших мотиваторов учиться, поскольку играть любят не только дети, но и взрослые.

Геймификация – это один из педагогических методов разнообразить скучную школьную жизнь.

В современной педагогической науке не устоялось четкого определения геймификации. Разные исследователи имеют неодинаковое видение данного понятия. Одни полагают, что геймификация (игрофикация) – это привнесение цифровых аспектов игры в образовательный процесс [3], другие – использование игровых элементов в неигровом процессе в любом формате, в том числе и в электронном виде [1, с. 38].

 Стоит отметить, что геймификация – это не полноценная игра на уроке, а только отдельные её элементы. Игрофикация призвана сделать изучение материала или проверку знаний более интересным, привлекательным процессом [4].

Одним из самых сложных предметов в курсе математики является геометрия для учеников. Поскольку в геометрии, в отличие от алгебры, мало устоявшихся алгоритмов при решении задач. Можно сказать, что каждая задача в геометрии требует особого решения, индивидуального подхода и пространственного мышления: без четкого рисунка, без представления фигур нельзя решить геометрические задачи. Как правило, трудность вызывает апатию и нежелание изучать данный предмет. В результате на ОГЭ школьники боятся не решить именно геометрические задачи.

Геймификация – это один из методов сделать изучение геометрии более увлекательным процессом. Однако у этого метода есть свои положительные и отрицательные стороны, которые не всегда видны в теории, но отчетливо раскрываются в практической жизни.

В седьмом классе общеобразовательной школы в 2022 году контроль знаний по начальным геометрическим сведениями был проведен в формате коллоквиума с геймификацией. От опроса, контрольной, самостоятельной работ решено было отказаться ради проведения педагогического эксперимента.

Ученики получили домашнее задание, что необходимо знать, однако форма проверки знаний им не была сообщена.

Контроль знаний проходил по двум направлениям: с применением игры «Крокодил» и игры «Ассоциации».

Ученик на карточке получал название геометрической фигуры (например, прямая, луч, биссектриса и т.д.) или свойства фигур (перпендикулярность, параллельность, равенство и т.д.). Задача обучающегося состояла в том, чтобы показать данную фигуру или её свойство без слов. При этом если остальные ученики в классе угадывали, что показывает отвечающий, то он получал оценку отлично. В случае, если никто не смог понять, что же им показывают, то оценка просто не ставилась, чтобы ребята не сдерживали своё творчество и не боялись получить плохую отметку.

В целом атмосфера на уроке была позитивная, ученикам было весело, желающих выйти к доске было много, но они определялись по жребию.

Однако геймификация на уроке с помощью «Крокодила» не принесла положительных результатов по ряду причин. Во-первых, несколько учеников не смогли показать ни прямую, ни угол, ни другие фигуры и их признаки. Кто-то просто не выучил, а кто-то определения знал, но показать не может (слабо развито пространственное мышление). Часто ученики высказывали мнение, что им проще нарисовать, чем показать в пространстве.

Другой отрицательный аспект данной игры на уроке заключался в том, что два ученика не получили оценки, так как не смогли показать написанное в карточке. В итоге они очень расстроились, так как им хотелось тоже получить пятерки, поскольку многим уже было поставлено отлично в журнал.

В то же время игра «Ассоциация» продемонстрировала положительный пример игровых технологий на уроках геометрии. Суть игры – на карточке написано понятие, которое необходимо объяснить, и стоп-слова, их нельзя произносить. Например, если в карточке указана «прямая», стоп-слово «линия».

Стоит отметить, что словарный запас, логическое и ассоциативное мышление у семиклассников развито более сильно, чем пространственное мышление.

Данная игра вызвала больший коммуникативный отклик у ребят: они стали задавать наводящие вопросы, предлагали множество ответов, желали выйти к доске и самим испытать удачу.

Таким образом, геймификация на уроках геометрии призвана заинтересовать учеников в изучении материала с помощью игровых элементов. Стоит отметить, что геймификация – это не игра, а педагогический прием, который подразумевает наличие фактологических знаний. При этом не каждая игра дает положительный результат. Как выше было отмечено, среди негативных аспектов геймификации: слабая сформированность пространственного мышления, а также сильная нацеленность на поощрение при любом раскладе игры, даже в случае проигрыша. Дети не умеют проигрывать, для них это эмоционально тяжело.

В то же время можно отметить и ряд положительных моментов геймификации. Во-первых, комфортная атмосфера на уроке, 95% учеников оценили урок положительно. Следующий урок геометрии начался с просьб о повторении данных игр. Во-вторых, 100% обучающихся были вовлечены в процесс проверки знаний с элементами игры: всем было интересно угадать понятие или попытаться самим его объяснить.

Основной вывод применения технологии геймификации на уроках геометрии – поиск игр, которые увлекают детей и раскрывают их способности.

Список литературы

  1. Зубова О. А. Как отличить геймификацию от обучающей игры // Евразийский научный журнал. – 2022. – №3. – С. 38-40.
  2. Материалы III школьной учебно-практической конференции «Открытие» 29 марта 2023 года: Сборник тезисов / Под общ. ред. И.А. Говорова. – Воронеж: МБОУ СОШ № 85 им Героя России Филипова Р.Н., 2023. – 82 с.
  3. Ковшова Ю.Н., Сухоносенко М.Н., Яровая Е.А. Геймификация как средство формирования математической грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN421.pdf (дата обращения 25.07.2023).
  4. Гуртовцев Н.В., Новоженин И.А. Геймификация образовательного процесса в математике // Форум молодых ученых. – 2019. – №1-1 (29). – С.1048-1055.

Поделиться

828

Говоров И. А. Позитивные и негативные аспекты геймификации при обучении геометрии // Актуальные исследования. 2023. №30 (160). С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/6794-pozitivnie-i-negativnie-aspekti-gejmifikatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря