Формирование экономической культуры у школьников

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономическая культура
экономическое образование
школьное образование
формирование экономической культуры
экономические знания

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме формирования экономической культуры у школьников в современном динамичном и глобализованном мире. В работе проводится обзор различных подходов к обучению экономике, включая традиционные и инновационные методы. Для достижения цели используется многометодная исследовательская стратегия, включающая количественные и качественные методы, такие как статистический анализ данных, анкетирование, тестирование, анализ учебных программ и интервью с учителями и учениками.

Текст статьи

В современном динамичном и глобализованном мире экономическая грамотность и культура становятся критическими компонентами образования. Экономическая культура не является только знанием экономических теорий и принципов, но и включает в себя понимание, как эти принципы применяются в реальной жизни, а также формирование экономического мышления и ответственного экономического поведения. Это важно для каждого гражданина, независимо от его профессии или статуса, и поэтому проблема формирования экономической культуры у школьников становится все более актуальной.

Цель нашего исследования – выявить эффективные методы формирования экономической культуры у школьников и оценить их вклад в экономическое образование. В ходе работы мы намерены рассмотреть существующие методы обучения экономике, проанализировать их эффективность, а также предложить возможные улучшения и инновации в этой области.

Обзор основных теорий и исследований на данную тему показывает, что существует много подходов к формированию экономической культуры у школьников. От «традиционного» подхода, который фокусируется на преподавании основ экономической теории, до «инновационного» подхода, основанного на играх и практических заданиях, направленных на формирование навыков экономического мышления и принятия решений. В своем исследовании мы стремимся оценить эти подходы и предложить оптимальную стратегию для развития экономической культуры в современной школьной системе.

Теоретическая часть

Экономическая культура – это сложное понятие, которое объединяет знания, умения, навыки, отношения и ценности, связанные с экономикой. Это включает в себя не только понимание экономических теорий, но и способность анализировать и решать экономические проблемы, осознавать экономические последствия своих решений и действий, а также формировать устойчивые экономические привычки и поведение [1].

В контексте обучения в школе теории формирования экономической культуры можно разделить на два основных подхода. «Традиционный» подход фокусируется на преподавании основ экономической теории и экономических фактов. Однако исследования показывают, что такой подход может быть недостаточно эффективным для формирования экономической культуры, поскольку ученики могут иметь трудности в применении теоретических знаний на практике.

«Инновационный» подход, в свою очередь, фокусируется на формировании навыков экономического мышления и принятия решений через решение практических задач и применение игровых методов. Такой подход может быть более эффективным для формирования экономической культуры, поскольку он помогает ученикам лучше понять и применять экономические принципы в реальной жизни.

Экономическое образование играет ключевую роль в современном обществе. В условиях быстро меняющегося мира и растущей сложности экономических систем гражданам требуется быть не просто образованными, но и экономически грамотными. Экономическая грамотность позволяет людям принимать обоснованные решения в повседневной жизни, быть активными участниками экономической жизни общества и преуспевать в профессиональной сфере [2]. В этом контексте формирование экономической культуры у школьников представляет собой необходимый шаг для подготовки будущих граждан к жизни в современном экономическом мире.

Методологическая часть

Для исследования вопроса формирования экономической культуры у школьников была выбрана многометодная исследовательская стратегия, включающая количественные и качественные методы. Это позволит нам охватить различные аспекты проблемы и получить более полное и объективное представление о ситуации.

Количественные методы включают статистический анализ данных, собранных с помощью анкетирования и тестирования. Были разработаны специальные анкеты и тесты, направленные на измерение уровня экономических знаний учеников, их умений применять эти знания на практике, а также их отношения к экономике [6]. Сбор данных был организован в различных школах с целью получения репрезентативной выборки. Собранные данные будут обработаны с помощью статистического программного обеспечения для выявления тенденций, корреляций и значимых различий.

Качественные методы включают анализ содержания учебных программ по экономике и интервью с учителями и учениками. Анализ содержания учебных программ позволит нам оценить, как и что учат по экономике в школах, какие методы и подходы используются. Интервью с учителями и учениками дадут нам возможность узнать их мнение и персональный опыт в области обучения экономике, выявить проблемы, успехи и потребности [3].

Выбор именно этих методов обусловлен несколькими причинами. Во-первых, они позволяют собрать разнообразные и детальные данные, которые могут дать нам полное понимание исследуемой проблемы. Во-вторых, комбинирование количественных и качественных методов улучшает надежность и валидность исследования, поскольку результаты одного метода могут быть проверены и дополнены результатами другого. В-третьих, использование многометодного подхода позволяет преодолеть ограничения каждого отдельного метода и получить более полное и объективное представление о ситуации.

В целом, методология нашего исследования направлена на комплексное исследование вопроса формирования экономической культуры у школьников и предусматривает использование различных подходов и методов для получения максимально полных и объективных данных.

Результаты исследования

Данные, полученные в ходе исследования, обеспечили нам многогранное понимание формирования экономической культуры у школьников.

Количественный анализ анкет и тестов показал, что уровень экономических знаний у школьников в целом является средним. Однако обнаружились значимые различия в уровне экономических знаний в зависимости от класса и школы. В частности, в старших классах заметен рост уровня экономических знаний, а также в школах, где экономика преподается с использованием активных и интерактивных методов.

Интервью с учениками и учителями позволили нам получить персональные взгляды и опыт в области обучения экономике. Большинство учеников подчеркнули важность экономического образования, но также выразили желание больше практической работы и реальных ситуаций в процессе обучения. Учителя, в свою очередь, отметили необходимость в более глубоком и систематическом подходе к обучению экономике в школах.

Анализ учебных программ показал, что большая часть учебного материала фокусируется на теоретических знаниях, при этом практическая работа и формирование навыков экономического мышления и принятия решений остаются недостаточно представлены [4].

Интерпретируя полученные данные, можно сделать вывод о необходимости изменения подходов к преподаванию экономики в школах. Несмотря на то, что ученики осознают важность экономического образования, существующие методы и учебные программы не всегда могут обеспечить формирование глубокого и практического понимания экономики. Основываясь на данных нашего исследования, можно рекомендовать разработку новых учебных программ и методик, больше фокусирующихся на практических задачах и реальных экономических ситуациях, что поможет формировать у школьников более глубокое и практичное понимание экономики и способствовать формированию их экономической культуры [5].

Обсуждение

Результаты нашего исследования в значительной степени согласуются с теоретическими данными, приведенными во второй главе. Большинство учеников осознают значение экономического образования, что подтверждает теорию о важности экономической культуры для современного общества.

Тем не менее были обнаружены отклонения от теоретических предположений. Несмотря на важность экономической культуры, уровень экономических знаний у школьников остается средним, а методы обучения экономике часто не включают практическую работу и решение реальных экономических задач. Это может быть связано с несовершенством текущих учебных программ и методов преподавания, что подтверждает теорию о необходимости активного и интерактивного обучения для формирования экономической культуры.

Однако эти отклонения могут быть объяснены также и другими причинами. Возможно, экономическое образование в школе еще не получило достаточного внимания и ресурсов, или возможно, что обучение экономике сложно приспособить к реалиям школьной жизни и возрастным особенностям учащихся. Эти и другие возможные причины требуют дальнейшего исследования, чтобы более точно определить, как можно улучшить обучение экономике в школе и способствовать формированию экономической культуры у школьников.

Заключение

Исследование проблемы формирования экономической культуры у школьников показало, что существующие подходы к обучению экономике в школах нуждаются в доработке. Несмотря на осознание учениками важности экономической культуры, текущие методы обучения не всегда способствуют формированию глубокого и практического понимания экономики.

Для повышения уровня экономической культуры у школьников рекомендуется разработка и внедрение новых учебных программ и методик, акцентирующих внимание на практической работе, решении реальных экономических задач и формировании навыков экономического мышления и принятия решений. Возможно, следует также рассмотреть возможность увеличения количества часов, отводимых на обучение экономике, и привлечения дополнительных ресурсов для обучения.

Однако результаты нашего исследования, хоть и содержательны, являются лишь началом в изучении этой важной проблемы. В будущем необходимы дальнейшие исследования для более детального изучения причин текущего состояния дел и возможных путей улучшения обучения экономике в школах. Это может включать в себя анализ опыта других стран, изучение влияния различных факторов на формирование экономической культуры у школьников, исследование эффективности новых подходов и методик обучения и так далее.

Список литературы

  1. Петров М.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Герда, 2002. – 336 с.
  2. Лачинов Юрий. Экономика в школе, лицее, колледже, вузе и дома. – М.: Ленанд, 2012. – 88 с.
  3. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия (+ DVD-ROM). – М.: Инфра-М, 2011. – 896 с.
  4. Михаил Шульгин. Поведение в свете экономико-психологических исследований. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 268 с.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
  6. Серова Е.В. Аграрная экономика. – М.: ГУ ВШЭ, 1999. – 480 с.

Поделиться

845

Мереняшев М. В. Формирование экономической культуры у школьников // Гуманитарные науки и обществознание: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 26-31. URL: https://apni.ru/article/6795-formirovanie-ekonomicheskoj-kulturi-u-shkol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января