Безопасность жизнедеятельности в современном обществе одна из главных задач человечества. Сейчас сама жизнь доказывает, потребность изучения не только взрослых, но и малышей основам безопасного поведения.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких незащищенных детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любопытство ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, иногда становится опасной для него. Создание безопасного поведения обязательно связано с целым рядом запретов. При всем при этом взрослые сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, стараются пояснить что-либо путем бесконечных и не всегда понятных наставлений. Это все, приводит к противоположному результату.
Особенность малыша относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и поддержки воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не имеет возможности развиваться. У детей дошкольного возраста зачастую отмечается недостаточная готовность к самосохранению, слабо сформировано умение анализировать последствия своих действий. Появляется потребность защитить детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не испугать их и подготовить к полноценной жизни, потому исследование основ безопасности в быту важно в современном дошкольном образовании.
В детском саду ключевая роль обучения безопасного поведения – дать каждому ребенку главные определения опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение верно вести себя, во всевозможных сложных ситуациях.
Работа начинается с организации развивающей сферы в группе и разработки перспективного плана, где ставятся ключевые задачи. Создание основ безопасности дошкольников дома происходит через игру. Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, контактирует с миром, действуя активно. Он искренне ощущает все, что воображает в игре.
Так во время проведения игры «Набери верно номер» дети обучаются пользовать телефоном, чтобы уметь позвонить по телефону 112. Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», детки наблюдают верные и подозрительные поступки и их последствия.
Продумывается подборка педагогических ситуаций для решения бытовых проблем посредством ОБЖ. Предлагаются ребятам ситуации-загадки (педагог описывает ситуацию, а дети ее оценивают и обосновывают в ходе корпоративного обсуждения).
Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности в быту проводится на занятиях, беседах, в играх – путешествиях, трудных ситуациях, творческих играх, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, оттого педагог может провести по отдельным темам несколько занятий или продлить эту работу во всевозможных вариантах деятельности детей. Так в игре «Опасно – не опасно» у ребят складываются познания об источниках опасности, пределах предосторожности, действиях в рискованных ситуациях, в игре «Маша простудилась» формируются познания об оказании первой врачебной помощи.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми применяются игры – драматизации, сказки о животных: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Кошкин дом».
Выучивание стихотворений об опасных предметах, применение дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери местечко для хранения» помогают детям усвоить прямые запреты на использование некоторых вещей бытового назначения (розетки, электроприборы, лекарства), правильно пользоваться столовыми приборами (ножи, ножницы, вилки). При знакомстве детей с произведениями художественной литературы применяются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; прочитывание отрывков рассказа, как картинки к определенной опасной ситуации; разбор произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с различным содержанием С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Телефон», обучают ребят правилам безопасности.
В изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) детки укрепляют приобретенные знания основ безопасности жизнедеятельности.
Следовательно, формирование у ребят безопасного поведения в быту непрерывный, систематический, последовательный процесс, который наступает в раннем возрасте. Лишь смотря на мир, глазами ребенка, понимая окружающее через их душевнее мироощущение, у нас появится возможность, научить ребят, верно вести себя в непростых ситуациях.