Защита потребительского рынка является важным направлением деятельности государства, и как составляющая национальной безопасности выступает одной из основных функций таможенных органов. Поскольку открытость российской экономики, наряду с преимуществами, порождает и возникновение проблем, обусловленных устойчивыми тенденциями роста ввоза через таможенную границу Евразийского экономического союза недоброкачественной, опасной для здоровья человека, и не отвечающей требованиям безопасности продукции.
Потребительский рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, возникающих между его участниками в связи с куплей-продажей потребительских товаров. Потребительский рынок является одной из структурных форм рынка, отличающейся объектами, которыми выступают потребительские товары и услуги. Потребительский рынок выступает своеобразным индикатором, отражающим состояние развития государства: уровень развития производственных отношений, устойчивое денежное обращение и степень благополучия его граждан [4]. Обеспечение безопасности потребительского рынка предполагает его защиту от внешних и внутренних угроз, включая появление на рынке товаров, не отвечающих установленным требованиям [3, с. 16]. В этих целях таможенными органами осуществляется контроль за безопасностью ввозимых товаров, предотвращающий доступ на российский рынок опасных и некачественных товаров, обеспечивается соблюдение установленных ограничений и запретов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
Формирование и развитие потребительского рынка осуществляется, в первую очередь, национальным производителем, а прочность и стабильность во многом определяется его конкурентоспособностью. Поэтому защита потребительского рынка должна быть направлена, в том числе и на ограждение отечественного производителя от конкурентной иностранной продукции. Таможенные пошлины являются одним из эффективных способов, ограничивающих появление на отечественном рынке зарубежной продукции, при исключении искусственного создания дефицита для роста розничных цен. Вместе с этим необходимо учитывать, что повышение пошлин в итоге отражается на потребительском рынке, что касается товаров, которые не имеют местных аналогов по качеству. Использование механизмов таможенно-тарифного регулирования оказывает влияние на внутренний рынок, формируя конкурентную среду, где цена и качество определяют потребительский выбор, исключая при этом масштабного появление на потребительском рынке низкокачественных, дешевых и опасных товаров.
Запретительные, разрешительные и ограничительные меры, контролирующие безопасность ввозимых товаров и предотвращающие появление на потребительском рынке некачественных, а также опасных товаров, отнесены к нетарифным методам таможенного регулирования. Они ограждают потребительский рынок от низкокачественных и несоответствующих требованиям безопасности товаров. Так, например, меры технического регулирования, связанные с проверкой таможенными органами ввозимой продукции установленным требованиям и стандартам, не допускают ввоз на территорию РФ товаров без декларации и сертификата соответствия.
Таможенный контроль как инструмент защиты российского потребительского рынка от контрафакта и фальсификата, предполагает реализацию комплекса мер и действий, создающих невозможность поступления опасных товаров и выявление рисков их пропуска. Следует отметить важное значение системы управления рисками, направленной на выявление попадающих под запреты и ограничения товаров, пресечение поступления фальсифицированной продукции на отечественный рынок. Данная автоматизированная система позволяет установить факт подделки и минимизировать возможный ущерб от этого [5].
Во время таможенного контроля таможенными органами проводится проверка предъявляемых документов и соблюдения ограничений, осмотр и досмотр, осуществляются другие формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие их реализацию. При этом особое внимание уделяется правильности заполнения разрешительных документов, достоверности и подлинности заявленных сведений. Товары, которые подлежат санитарно-карантинному, ветеринарному, фитосанитарному и иному госконтролю, помещаются под таможенную процедуру импорта только после контроля [1]. Осуществлению таможенного контроля способствует обязательная маркировка товаров, а также система отслеживания за оборотом товаров. Маркировка всех категорий потребительских товаров, планируемая к 2024 году, должна значительно сократить на потребительском рынке наличия контрафактной и фальсифицированной продукции. В случае непредоставления информации об обязательной маркировке таможенными органами будут приниматься соответствующие решения – отказ в регистрации декларации и выпуске товаров.
Ввоз в Россию опасных, некачественных, фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий запрещен [2]. Достаточно часто ввоз товаров совершается без соблюдения норм технических регламентов ЕАЭС, устанавливающих обязательные требования в отношении широкой номенклатуры товаров и направленных на защиту жизни и здоровья, охрану окружающей среды, и предупреждение введения в заблуждение потребителей. При наличии обоснованных сомнений в безопасности перемещаемых через таможенную границу товаров, должностными лицами таможенных органов осуществляется экспертно-криминалистическая деятельность при взаимодействии с региональными таможенными лабораториями. При этом экспертные исследования по большей части связаны с проверкой пищевых товаров, товаров легкой промышленности, а также веществ на содержание наркотических средств [6, с. 50].
Основная масса иностранных товаров ввозится под индивидуальным товарным знаком, что относит их к объектам интеллектуальной собственности. Для защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами ведется собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности. Данный реестр имеет установленный формат, структуру и порядок заполнения, его данные представлены на официальном сайте Федеральной таможенной службы. Это обеспечивает защиту законных интересов правообладателей, препятствует ввозу контрафактной продукции и ограничивает ввоз неофициального импорта. Кроме этого, таможенные органы имеют право приостановить выпуск товаров, предварительно уведомляя об этом правообладателя, а также после выпуска товара могут провести камеральную или выездную таможенную проверку. Данные меры защищают как права правообладателей, так и права обычных потребителей.
В случае выявленного факта попытки ввоза контрафактной продукции она задерживается, о чем информируется ее непосредственный правообладатель, возбуждается административное или уголовное дело, в том числе сотрудниками ФТС, продукция изымается и уничтожается. Такой подход ускоряет процесс привлечения виновных лиц к ответственности, сокращая поступление контрафакта. Следует отметить, что большинство преступлений, которые выявляются таможенными органами, касаются перемещения через таможенную границу запрещенных товаров. Предметами преступлений наиболее часто являются алкогольная и табачная продукция, продукты питания, товары народного потребления [3, с. 18].
Дальнейшее повышение результативности таможенных методов защиты потребительского рынка предполагает применение информационных и цифровых технологий в деятельности таможенных органов при активном взаимодействии с другими органами и структурами.
Таким образом, таможенные органы играют важную роль в защите потребительского рынка. Применяемые ими методы в современных экономических и политических условиях противодействуют допуску на потребительский рынок опасной, контрафактной и запрещенной продукции и являются гарантами его защиты.