Главная
АИ #30 (160)
Статьи журнала АИ #30 (160)
Роль CRM-систем в преобразовании подходов к обучению в автошколах

10.51635/27131513_2023_30_59

Роль CRM-систем в преобразовании подходов к обучению в автошколах

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

CRM-системы
образование
автошколы
автоматизация
управление образовательными процессами
защита данных
подготовка персонала
учебные планы

Аннотация статьи

Данная статья является углубленным исследованием влияния применения CRM-систем на образовательные процессы, в частности, в контексте автошкол. Главная цель данного исследования – изучение вклада CRM-систем в современные подходы к обучению и управлению образовательными учреждениями, с особым акцентом на автошколы и их специфику.

В качестве методологии исследования авторы выбрали комплексный подход, включающий обзор научной литературы по теме, анализ реальных кейсов использования CRM-систем в образовательных организациях. Для достижения цели исследования авторы проанализировали как преимущества, так и недостатки применения CRM-систем, основываясь на конкретных примерах из практики.

Результаты исследования показывают, что CRM-системы могут сыграть основополагающую роль в автоматизации многих вопросов обучения, включая регистрацию студентов, управление учебными планами, отслеживание успеваемости и взаимодействие с преподавателями, позволяя автошколам сосредоточиться на основной деятельности, снизить административные издержки и повысить уровень удовлетворенности студентов.

Тем не менее, в ходе исследования были выявлены и определенные проблемы, которые могут возникнуть при внедрении и использовании CRM-систем. Среди них стоит выделить необходимость обучения персонала для эффективного использования системы, вопросы защиты и конфиденциальности данных студентов.

Заключительная часть исследования содержит обобщение полученных результатов и выводов. Авторы подчеркивают значимость CRM-систем в преобразовании подходов к обучению в автошколах и рекомендуют проведение дальнейших исследований в данной области. Особое внимание уделяется необходимости адекватной подготовки персонала и обеспечению защиты данных студентов при внедрении и использовании CRM-систем.

Текст статьи

CRM-система и ее функциональность

CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами) представляют собой программные платформы, спроектированные для сбора, хранения и обработки информации о клиентах, сотрудниках и бизнес-процессах внутри компании с целью упрощения и автоматизации взаимодействия с клиентами, повышения эффективности продаж и обслуживания, улучшения аналитики и принятия управленческих решений.

Существует несколько типов CRM-систем, ориентированных на различные функциональные области бизнеса [1]. В частности, выделяют CRM для продаж, маркетинга и клиентского обслуживания. CRM для продаж обеспечивает хранение данных о клиентах, позволяет менеджерам управлять взаимодействием с ними, анализировать эффективность продаж и работу сотрудников. CRM для маркетинга позволяет делать сегментацию клиентов, оптимизировать рекламные кампании и анализировать результаты по разным каналам привлечения. CRM для клиентского обслуживания улучшает процессы работы с текущими клиентами, автоматизирует консультации и отзывы.

CRM-системы различаются по типу хранения данных, предлагая два основных подхода. Коробочные CRM-системы хранят данные на собственных серверах компании, что предоставляет больше контроля и кастомизации, но требует значительных финансовых и IT-ресурсов. Облачные CRM-системы предлагают хранение данных на удаленных серверах разработчика, что обеспечивает быструю установку и меньшие затраты на обслуживание, но ограничивает гибкость и контроль над данными.

В зависимости от уровня обработки информации CRM-системы могут быть операционными, аналитическими, связующими или комбинированными (см. Рис. 1). Операционные CRM-системы автоматизируют рутинные задачи и упрощают операции, а аналитические CRM-системы предоставляют инструменты для анализа данных и прогнозирования результатов. Связующие CRM-системы регистрируют обратную связь от клиентов и объединяют ее для улучшения коммуникации внутри компании. Комбинированные CRM-системы сочетают несколько функций.

Рис. 1. Виды CRM-систем

Применение CRM-систем в различных областях бизнеса зависит от специфики деятельности компании. Например, агентства недвижимости используют CRM для интеграции с досками объявлений и упрощения процесса поиска и предложения объектов недвижимости клиентам. В бьюти-сфере CRM-системы помогают вести учет клиентов, записей на услуги, управлять материалами и сроками визитов. В торговых компаниях CRM упрощает логистику и учет товаров, позволяет проводить акции и программы лояльности. Кадровые агентства используют CRM для автоматизации поиска кандидатов и вакансий. В интернет-магазинах CRM позволяет улучшить обслуживание клиентов, анализировать эффективность продаж и оптимизировать процессы работы с клиентами.

В образовательных учреждениях CRM-системы могут успешно применяться для решения различных задач. Одной из ключевых целей является привлечение большего числа студентов и специалистов, что потенциальный источник доходов для учебных заведений. С помощью CRM-систем возможно строить единую информационную среду в рамках учебного процесса, вести личные дела студентов, разделять информацию по видам деятельности и автоматизировать документооборот [2].

Применение CRM-систем в сфере образования предоставляет следующие преимущества [6]:

  1. Создание единой информационной среды в рамках учебного процесса, что облегчает взаимодействие студентов, преподавателей и администрации.
  2. Ведение и учет личных дел студентов и сотрудников, управление различными видами оплаты.
  3. Удобная сегментация информации о студентах, что позволяет эффективнее управлять образовательными процессами.
  4. Автоматизация документооборота, что сокращает время на выполнение административных процедур и упрощает составление учебных планов и документов.

CRM-системы способствуют привлечению опытных преподавателей и созданию положительного имиджа учебного центра. Они обеспечивают студентам доступ к актуальной информации, позволяют рассылать напоминания о мероприятиях и сроках, облегчают процедуры заполнения анкет и получения различных документов.

Несмотря на множество преимуществ, существуют и минусы применения CRM-систем в образовательных учреждениях, например, некоторые учебные заведения могут проявлять нежелание внедрять такие технологии, из-за низкой адаптивности к зарубежным разработкам или недостатка интереса к сегментации своей аудитории. Тем не менее использование CRM-систем становится необходимостью для повышения эффективности и качества образовательного процесса.

Состояние обучения в автошколах до внедрения CRM-систем

Традиционные методы обучения в автошколах включают два курса: теоретический и практический (см. Рис. 2) [3]. Перед началом обучения нужно выбрать подходящую автошколу и подготовить пакет документов, включая заявление и договор.

Рис. 2. Схема этапов традиционного процесса обучения в автошколах

Теоретический курс включает около 138 часов обучения, посвященных изучению правил дорожного движения (ПДД), мер за нарушения КоАП, правил безопасности во время вождения, первой медицинской помощи при аварии или травме, общего устройства автомобиля. Занятия проходят в группах от 10 до 20 человек, и преподаватель акцентирует внимание на ключевых моментах, используя различные методы, включая демонстрации на доске и использование билетов с заданиями.

После окончания теории ученики переходят к практическим занятиям. На первом этапе практики ученикам предлагается тренироваться на автодроме, где они учатся основам управления автомобилем, таким как управление рулем, газом, тормозами, основным маневрам, включая парковку и трогание с места. Затем обучение продолжается на городских дорогах с реальными условиями, где ученики учатся анализировать дорожные ситуации, совершать повороты, перестроения, и обустраивать автомобиль в различных условиях.

Рассмотрим минусы традиционных методов обучения. Во-первых, ученикам предлагается большое количество информации за короткий промежуток времени, что приводит к перегрузке и затрудняет усвоение материала. Во-вторых, традиционные методы не всегда максимально адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ученика, что затрудняет процесс обучения и уменьшает эффективность.

Некоторые автошколы уменьшают продолжительность обучения в целях удовлетворения клиентов, что, в свою очередь, способно отразиться на уровне подготовки и безопасности будущих водителей на дороге. Из этого следует, что пропуски занятий отдельными учащимися могут привести к неэффективному усвоению материала и неудовлетворительному приобретению навыков вождения.

Преимущества и недостатки внедрения CRM-систем в образование автошкол

CRM-системы, или системы управления взаимоотношениями с клиентами, стали неотъемлемой частью современного бизнеса, включая образовательные учреждения, такие как автошколы. Данные системы, используемые в автошколах, предлагают ряд преимуществ, которые могут улучшить эффективность и качество обслуживания.

Во-первых, CRM-системы позволяют управлять отношениями со всеми клиентами учреждения, включая студентов, выпускников, преподавателей, сотрудников и корпоративных партнеров, и предоставляют единый вид этих взаимоотношений. Так быстро поддерживаются новые бизнес-модели и персонализированные взаимодействия без необходимости обновления устаревших систем. С помощью CRM преподаватели и сотрудники могут сотрудничать из любой точки мира и отслеживать ключевые показатели, такие как уровень удержания, зачисление и степень вовлеченности через различные каналы.

Во-вторых, CRM-системы позволяют соединять информацию из различных областей, таких как набор и прием студентов, студенческий опыт, продвижение и маркетинг, для получения полного представления о каждом участнике процесса. В отличие от отдельных решений, которые решают только одну задачу или проблему, интегрированная CRM-платформа устраняет проблему разрозненных данных, распределенных по различным системам.

В-третьих, CRM-системы позволяют сотрудникам автошкол сосредоточиться на том, что они делают лучше всего - обеспечивать студентам поддержку и ресурсы, необходимые для успешного обучения. С помощью CRM автошколы могут предоставлять более индивидуализированный подход к потенциальным студентам, автоматизировать самообслуживание и увеличивать вовлеченность выпускников и усилия по сбору средств. Меньше времени, затрачиваемого на поиск данных по множеству решений, означает больше времени на выполнение основных задач.

Как и любая технология, CRM-системы не лишены недостатков и рисков, которые следует учесть при их внедрении и использовании.

Реализация CRM-системы часто означает сложный и трудоемкий процесс, потребующий значительных затрат времени и ресурсов, таких как обучение персонала, настройка системы для соответствия уникальным потребностям автошколы, интеграция с существующими системами и так далее. В дополнение к этому пользователи могут столкнуться с проблемами при работе с системой, что, в свою очередь, способствует снижению производительности и уровня удовлетворенности пользователей.

CRM-системы обычно хранят большое количество чувствительной информации, включая личные данные студентов и информацию о платежах, делая их потенциальной целью для кибератак и взлома. Несмотря на то, что большинство CRM-систем предлагают средства защиты данных, риск утечки или компрометации данных все равно существует.

При выборе CRM-системы автошкола способна стать зависимой от конкретного поставщика, что впоследствии приводит к проблемам, если поставщик прекращает поддержку системы, повышает цены или вносит изменения, которые не соответствуют потребностям автошколы.

Несмотря на то, что многие CRM-системы предлагают определенный уровень настройки, они могут не полностью соответствовать уникальным потребностям и процессам автошколы, что приводит к неэффективности и увеличению затрат.

Внедрение и поддержка CRM-системы могут быть дорогостоящими, сюда входит не только стоимость самой системы, но и затраты на обучение персонала, поддержку и обновление системы, потенциальные затраты на устранение проблем и сбоев.

Примеры применения CRM-систем

Несмотря на отсутствие конкретных примеров успешного применения CRM-систем в автошколах, можно привести несколько общих случаев использования CRM в различных отраслях, которые могут быть применимы и для автошкол [4].

Компания Wells Fargo, один из крупнейших финансовых игроков, активно использует CRM-систему для координации всех своих услуг: банковского дела, ипотечного кредитования, инвестиций и кредитных карт. Благодаря CRM-системе Wells Fargo удалось сэкономить сотни часов, которые ранее тратились на непродуктивную работу в IT и бизнесе, сократить технический долг и создать системы, способствующие инновациям и росту бизнеса.

Еще один пример – компания Bespoke Collection, специализирующаяся на продаже вин и предоставлении уникальных клиентских опытов. Она использует CRM-систему для управления своими программами лояльности и членством. CRM-система позволила Bespoke предложить своим клиентам тот уровень личного внимания, который был характерен для их организации с самого начала.

Компания Activision, известная в мире компьютерных игр, также активно использует CRM-систему. Она применяется для мониторинга социальных сетей и отслеживания обсуждений, связанных с продуктами компании, помогая Activision улучшить взаимодействие с клиентами и увеличить продажи.

Эти примеры, хоть и не связаны напрямую с автошколами, демонстрируют, как CRM-системы могут быть использованы для улучшения взаимодействия с клиентами, увеличения продаж и повышения эффективности бизнеса.

Факторы успешного внедрения CRM-систем в автошколах

Внедрение CRM-систем в автошколах является стратегической инициативой, которая требует активной поддержки со стороны руководства (см. Рис. 3). Без поддержки со стороны руководства, включая разъяснение того, как новая система будет способствовать достижению бизнес-целей, инициатива по внедрению CRM рискует быть отвергнута теми, кто должен ей пользоваться. Если CRM критически важна для выживания в условиях конкуренции, что все чаще становится правдой, то руководство должно продвигать идею использования начиная сотрудниками CEO и ниже.

Рис. 3. Факторы успешного внедрения CRM-систем в автошколах

Успешное внедрение CRM-системы в автошколах зависит от ряда критических факторов успеха. В числе ключевых факторов - поддержка руководства, достаточное финансирование и поддержка руководителей функциональных областей. Эти факторы являются наиболее значимыми для успешной интеграции CRM-системы.

Каждое решение о конфигурации должно поддерживать бизнес-потребность. Так, если функция не помогает лучше обслуживать клиентов, вероятно, она не нужна. Каждая конфигурация должна поддерживать хотя бы одну из пяти бизнес-целей: увеличение среднего дохода от продажи, получение большего количества продажных возможностей, снижение затрат на привлечение клиентов, улучшение точности прогнозирования продаж, улучшение времени реакции службы поддержки клиентов, улучшение коэффициента закрытия продаж [5].

Нужно также минимизировать настройки, используя встроенную функциональность. Перенастройка - одна из самых распространенных причин, по которым внедрения CRM превышают бюджет и сроки не соблюдаются. Если команда проекта стремится принять "стандартное" приложение, она, вероятно, столкнется с "ростом функций" и в конечном итоге получит более специализированный продукт, чем требует их бизнес. Возможно, команда проекта окажется в сложной ситуации, если настроит программное обеспечение CRM таким образом, что оно будет отражать параметры, ранее заданные в устаревших системах. В обоих этих случаях командам проектов будет трудно уложиться в бюджет и соблюсти сроки. Настройки часто являются самым дорогостоящим, трудоемким и сложным вопросом внедрения CRM. Поэтому выбор CRM-приложения, которое отвечает требованиям встроенным образом, может значительно снизить общую стоимость владения на протяжении всего срока службы.

Заключение

В рамках заключительного раздела данного исследования приступим к обобщению полученных результатов и выводов.

Исследование выявило значимую роль CRM-систем в преобразовании подходов к обучению в автошколах. На основе проведённого анализа становится очевидной значимость этих систем для современных образовательных учреждений и их потенциал в улучшении учебного процесса.

CRM-системы обладают значительным потенциалом для автоматизации различных моментов обучения, включая регистрацию студентов, управление учебными планами, отслеживание успеваемости и взаимодействие с преподавателями, позволяя автошколам сосредоточиться на основных задачах обучения, снизить административные издержки и повысить уровень удовлетворенности студентов.

Тем не менее, исследование также выявило ряд проблем и недостатков, связанных с применением CRM-систем. В частности, подчеркивается необходимость дополнительного обучения персонала для эффективного использования этих систем, проблемы, связанные с защитой данных студентов.

Исходя из результатов исследования, можно предложить ряд рекомендаций для автошкол, планирующих внедрение CRM-систем. Прежде всего, стоит обеспечить адекватное обучение персонала, чтобы повысить эффективность использования системы. Во-вторых, нужно учесть вопросы защиты данных и применять соответствующие меры для обеспечения конфиденциальности информации студентов.

Список литературы

  1. Виды CRM систем. Полная классификация [Электронный ресурс]. URL: https://aspro.cloud/crm/docs/vidy-crm-sistem/ (дата обращения: 20.07.2023).
  2. Высоцкая К.А. CRM-СИСТЕМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Форум молодых ученых. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/crm-sistema-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 21.07.2023).
  3. Как проходит обучение в автошколе [Электронный ресурс]. URL: https://avtocod.ru/kak-prohodit-obuchenije-v-avtoshkolie (дата обращения: 20.07.2023).
  4. Examples of Businesses Using CRM to Improve Productivity and Efficiency [Электронный ресурс]. URL: https://www.salesforce.com/crm/examples/ (дата обращения: 20.07.2023).
  5. Carballo S. CRM for Higher Education: 14 Best Options to Consider [Электронный ресурс]. URL: https://element451.com/blog/crm-for-higher-education (дата обращения: 20.07.2023).
  6. What is a CRM for Higher Education, and Why is it Important? [Электронный ресурс]. URL: https://www.salesforce.org/resources/article/crm-higher-education/ (дата обращения: 20.07.2023).

Поделиться

437

Шевердин А. А. Роль CRM-систем в преобразовании подходов к обучению в автошколах // Актуальные исследования. 2023. №30 (160). С. 59-64. URL: https://apni.ru/article/6811-rol-crm-sistem-v-preobrazovanii-podkhodov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа