Методика повышения точности подач в настольном теннисе у студентов, выступающих в составе сборной команды НИУ «БелГУ»

В статье разработана и экспериментально проверена методика повышения точности подач в настольном теннисе с использованием усложнённых условий среди студентов, входящих в сборную команду НИУ «БелГУ».

Аннотация статьи
настольный теннис у студентов
настольный теннис
подача
точность подачи
Ключевые слова

Актуальность. Ни для кого не секрет, что в настоящее время спорт развивается с молниеносной скоростью. В любом виде спорта буквально каждый тренер озадачен улучшением игры своего ученика, а на международном уровне любой даже незначительный прирост в техническом, тактическом или психологическом плане приносит огромные плоды на соревнованиях.

Как писала Г.В. Барчукова «Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки» [1].

В настольном теннисе каждый элемент поистине уникален, но одним из важнейших технических элементов в настольном теннисе, несомненно, является подача. Как и любой индивидуально-игровой вид спорта, настольный теннис, является технически сложным видов спорта. За счет обширного числа технических элементов данный спорт считается невероятно требовательным к их исполнению, поэтому спортсмены оттачивают каждый элемент годами, чтобы довести их до совершенства.

Подача различается по компонентам, такими как: скорость, вращение, точность попадания. Спортсмены, оттачивая часами подачу на тренировках целенаправленно улучшают каждый такой компонент. Но так или иначе эффективность подачи будет зависеть в большей мере от её точности.

Цель исследования. Заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики повышения точности подач у студентов, входящих в состав сборной команды НИУ «БелГУ» по настольному теннису.

Результаты исследования и их обсуждение. Мы провели тест для оценки точности подач и глазомера в начале учебного года и в конце учебного года. В начале учебного года до использования нашей методики и в конце после её использования. Для тестирования использовались цели в виде бумаги размером 15x15 см., расположенные в 4-ех частях стола как показано на рисунке 1. Цели располагаются в дальней и ближней части стола. В ближней части стола с правой стороны располагается цель прямо под сеткой и так же с левой стороны. В дальней части стола на краю углов располагается цель на правой стороне и на левой стороне.

Рис. 1. Стол с расположенными на ней целями в виде квадратов 15 на 15 сантиметров

Группа была из 8 испытуемых, которые входят в состав сборной команды НИУ «БелГУ». Учитывались подачи стилем: 1) «маятник», 2) «слева», 3) «веер». Испытуемый выполнял подачу каждым стилем из 3-ех выше описанных, в соответствии с правилами подачи, в каждую из 4-ех целей по 10 подач. В зачет шли подачи, которые попали в цель.

Для оценки глазомера мы использовали спичечные коробки, которые ставили в случайном порядке на столе. Задача испытуемых была в том, чтобы попасть мячом как можно больше раз в спичечный коробок. Всего было 10 попыток.

Для более точных расчетов и сравнений результатов мы учитывали количество мячей, которые попали в цель – в картонную бумагу, в каждую часть на столе, каждым стилем подачи. После мы высчитали среднее арифметическое значение точности подачи каждым стилем у каждого испытуемого. Для сравнения показателей изменений в экспериментальной и контрольной группе был использован «t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок – оценивает, насколько различаются их средние размеры» [2].

В результате теоретического анализа научно-методической литературы нами была разработана методика повышения точности подач.

Разработанная экспериментальная методика использовалась в начале основной части отдельного тренировочного занятия. Время, затраченное на его проведение, составляло 20-25 минут.

Продолжительность эксперимента было 8 месяцев (3 занятия в неделю, продолжительностью 1 час 45 минут):

  1. 15 минут – подготовительная часть.
  2. 1 час 15 минут – основная часть.
  3. 15 минут – заключительная часть.

За время эксперимента было проведено 87 тренировочных занятий.

Состав группы:

Экспериментальная – 6 человек (2 спортсмена имеющие разряд кандидата в мастера спорта РФ).

Контрольная – 6 человек.

Сущность методики заключалась в использовании усложненных условий для повышения точности подач за счёт выполнения подач по целям, а также за счет тренировки глазомера.

Цели были размером 10х10 см и расположены на столе как показано на рисунке 2. Цель была меньше, чем на тестировании. Из-за этого, спортсменам приходилось целиться и отрабатывать подачи по меньшей цели, в усложненных условиях. Благодаря усложнённым условиям процесс повышения точности подачи ускоряется, что делает такую тренировку более продуктивной.

Рис. 2. Стол с расположенными на ней целями в виде квадратов 10 на 10 сантиметров

Каждый испытуемый выполнял в определённый день определённую подачу. В таблице ниже расписан семидневный цикл тренировки подач. Испытуемые выполняли подачу в цель 1,2,3,4.

Цель 1 – дальняя правая сторона.

Цель 2 – дальняя левая сторона.

Цель 3 – ближняя левая сторона.

Цель 4 – ближняя правая сторона.

Также был рассчитан t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Среднее арифметическое: 1= 6.86,  = 4.23.

Стандартное отклонение: SD1= 1.03, SD2= 0.13

Ошибка репрезентативности формула:

Количество испытуемых n1 = 4; n2 =4.

Расчёт t-критерия Стьюдента  

t = 4.53.

Количество степеней свободы для 8 испытуемых f=6.

Исходя из таблицы критических значений t-критерия Стьюдента уровень значимости составил меньше 0.01.

Вывод: различия сравниваемых величин статистически значимы.

Опираясь на методы математической статистики и критерий Стьюдента для независимых выборок, мы выявили что p<0.01, исходя из этого разработанную методику можно считать достоверной.

Для наглядности результатов можно обратиться к диаграммам. Где мы видим прирост среднего арифметического показателя в контрольной и экспериментальной группе по сравнению с началом и концом учебного года всеми видами подач, а также по отдельности.

Рис. 3. Среднее арифметическое в контрольной и экспериментальной группах в начале и в конце учебного года

Рис. 4. Прирост в группах в конце года

Общий прирост в контрольной группе составил 6,3 %, а в экспериментальной группе 14,1%

Заключение. Совершенствование подачи действительно сложный процесс, как и совершенствования любого технического элемента. Важен абсолютно каждый элемент, который задействован при выполнении подачи, это и мышцы рук и ног, и глазомер, и внимание. Благодаря разработанной методики мы смогли улучшить точность подачи у теннисистов, входящих в сборную команду НИУ «БелГУ».

Текст статьи
  1. Барчукова Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2007. – 144 с.
  2. Савельев В. Статистика и котики. ACT. Москва. - 2018. - 192 с.
Список литературы