Приоритетным направлением образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема информации проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро.
Что такое читательская грамотность? По определению, предложенному в исследовании PISA, читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие умения:
- Умение найти и извлечь информацию из текста;
- Умение интегрировать и интерпретировать прочитанного;
- Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.
Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные. К сплошным относятся художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи. К несплошным – таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги. Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявление и др. Теперь мы учимся анализировать не только литературные тексты, но и всевозможные таблицы, графики и др.
По проверяемым видам деятельности работа с текстом заключается в:
- Поиске информации (процесс определения места, где эта информация содержится)
- Извлечении информации (процесс отбора и предъявление конкретной информации, запрашиваемой в вопросе)
- Толковании или интерпретации текста (извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую)
- Интеграции или связывании отдельных сообщений текста в единое целое
- Осмыслении и оценки текста (читатель должен создать собственное толкование текста, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других источников)
- Использовании информации из текста (умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Принципы отбора текстов для определения читательской грамотности:
- тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта;
- тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.
В педагогической практике существует много форм, методов и приёмов работы, но задача каждого учителя – изучать и использовать те, которые помогают прививать осознанный и осмысленный интерес к чтению, формировать и совершенствовать читательскую грамотность учащихся.
Для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы я изучила методы и приемы. Остановлюсь на самых продуктивных и интересных, на мой взгляд, приемах:
Технология смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Технология критического мышления – учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения. Учитель управляет деятельностью обучаемых и мотивирует их деятельность.
Прием – «Словарики» – при первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Приём «Синквейн»
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником»
Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Приём – «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)
Дидактические игры – являются познавательными и развивающими, результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.
Урок-семинар – форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.
Урок-зачет проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.
Для каждого учителя ученик сегодня не объект для обучения и воспитания, а самоценная личность, и ставится задача перед учителем – развивать внутренний потенциал каждого ребенка, раскрывать заложенные природой способности, помогать ему самореализоваться. А это может быть достигнуто при системно-деятельностном подходе в обучении, когда новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.