Главная
АИ #31 (161)
Статьи журнала АИ #31 (161)
Особенности правоприменительной практика по вопросам трансграничного усыновления

Особенности правоприменительной практика по вопросам трансграничного усыновления

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

трансграничное усыновление
правоприменительная практика

Аннотация статьи

Усыновление представляет собой особый институт, при котором переходят права и обязанности родителей к лицам, желающим стать усыновителями, а ребенок получается статус, который равен статусу биологических детей усыновителя. В статье подробно рассматриваются особенности правоприменительной практики относительно трансграничного усыновления, являющегося сложным, длительным процессом.

Текст статьи

Трансграничное усыновление – это особый вид усыновления, осложненный иностранным элементом. При таком виде усыновления приемными родителями становятся лица, являющиеся иностранными гражданами. Такое явление является популярным и сильно распространенным по всему миру.

 Это связано с тем, что в XX – начале XXI века произошло снижение рождаемости в определенным странах Европы и Азии в связи с ухудшением социально-экономического положения граждан этих государств. Трансграничное усыновление стало активно практиковаться в России с 1991 года.

Помимо этого, одной из наиболее важных причин, послуживших, развитию института трансграничного усыновления является окончание Второй мировой войны. Множество детей осталось без попечения родителей, что способствовало созданию определенных организаций в различных странах для регулирования данного достаточно нового института.

Одним из наиболее резонансных дел является дело Димы Яковлева. Ребенок родился в Российской Федерации и помещен в Дом ребенка. Его мать дала свое согласие на вероятное усыновление, однако попытки устроить Диму в семью граждан России были безуспешными. Позже желание принять в семью Диму изъявили граждане Соединенных Штатов Америки, а именно Майлс Харрисон и Кэрол Линн Эксманн-Харрисон.

В феврале 2008 года Псковский областной суд дал разрешение американским супругам на усыновление.

По истечении трех месяцев с момента его усыновления, ребенок погиб по вине своего приемного отца. Майсл Харрисон оставил Диму на заднем сидении своего закрытого автомобиля на 9 часов в условиях 30-градусной жары в штате Виргиния.

Майсл признался в суде, что из-за того, что он торопился на работу, он забыл отвезти ребенка в детский сад. В ходе судебного разбирательства изначально ему грозило до 10 лет лишения свободы, но позже он был оправдан судом США [1].

Огромное влияние оказало данное решение американского суда на российские СМИ. В 2008 году было возбуждено уголовное дело для проверки обстоятельств, при которых погиб ребенок, а также для проверки законности его усыновления. Позднее в 2012 году появилась информация, согласно которой родные дедушка и бабушка ребенка пытались получить опеку над Димой, но получили отказ.

В 2012 году была начата доследственная проверка Следственным комитетом Российской Федерации о препятствовании в получении опеки над ребенком. По итогам проверки выяснилось, что отказ родственников Димы от опеки был сфальсифицирован, поскольку подпись бабушки ребенка была подделана. Данный факт свидетельствует о том, что не было соблюдено одно из важнейших условий трансграничного усыновления, а именно, невозможность устройства ребенка в Российской Федерации.

В конце 2012 года в Российской Федерации был разработан законопроект, одна из статей которого содержала запрет усыновления российских детей гражданами США. Закон был подписан президентом РФ и вступил в силу уже в январе 2013 года [2, с.13].

Еще одним известным делом является дело Артема Савельева, который был усыновлен в 2009 году американкой Торри Хансен. В данном случае не был нарушен приоритет российских граждан при усыновлении. Генеральная прокуратура России совершила проверку, по которой были соблюдены все условия такого усыновления. Усыновительница также отвечала установленным требованиям. Ей было выдано медицинское заключение, согласно которому мальчик был полностью здоровым.

Приморский краевой суд постановил удовлетворить заявление американской гражданки об усыновлении. После нескольких месяцев усыновления поступили жалобы со стороны членов приемной семьи. По их словам, он стал грубым, злым, угрожал убийствами семье.

После данных случаев приемная мать возвратила ребенка обратно в Россию, утверждая, что при усыновлении были скрыты психологические заболевания Артема. В дальнейшем усыновление было прекращено судом Российской Федерации, а психические отклонения ребенка не были обнаружены. Бывшая приемная мать была приговорена к выплате единовременной компенсации содержания и лечения Артема с того момента, как он был возвращен в Россию [3].

После этого дела был введен годичный мораторий на усыновление российских детей гражданами Америки, а 13 июля 2011 года было подписано соглашение между США и Российской Федерацией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения).

Позднее действие данного соглашения было прекращено после дела Дима Яковлева, что было установлено в Федеральном законе РФ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» №272-ФЗ.

Анализ судебной практики показывает, что при проведении процедуры международного усыновления по-прежнему возникают определенные проблемы в согласовании интересов иностранных усыновителей и усыновляемых детей, а также с устройством правовых систем государств. Опасность представляют и случаи, когда нарушаются условия усыновления детей.

При рассмотрении данного вопроса можно выявить следующие проблемы.

Во-первых, затруднения вызывает разное регулирование в законодательстве различных стран.

Во-вторых, возникают осложнения с предоставлением нужной документации, а также с сокрытием информации.

В-третьих, существуют проблемы с личностью усыновителей. К несчастью, институт трансграничного усыновления сопровождали случаи жестокого или халатного обращения с детьми, некоторые из которых привели к смерти усыновленных детей.

На мой взгляд, для решения вышеперечисленных проблем необходимо внести некоторые изменения в нормы о международном усыновлении. Например, ужесточить требования для потенциальных усыновителей, проводить более тщательные проверки личности, а также медицинские проверки, в том числе усыновляемых детей.

Для того, чтобы защитить права и интересы российских детей, усыновляемых иностранными гражданами, необходимо создать дополнительные гарантии, установив их на уровне международных соглашений Российской Федерации с иностранными государствами.

Такое дополнительное сотрудничество стран может поспособствовать тому, что контроль над соблюдением интересов, прав и свобод ребенка будет соблюденными, а также это может помочь при выявлении определенных нарушений. 

Список литературы

  1. Ивашкина, Д., 2012. Графологическая экспертиза доказала: подпись бабушки под отказом от Димы Яковлева подделали. Комсомольская правда [Электронный ресурс] www.kp.ru/online/news/1330982/
  2. Волочкова О.Ю., 2018. Правовые проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами, РУДН, Москва. - С.13.
  3. Коммерсантъ.ru Суд в Москве не удовлетворил иск американки Хансен к Астахову [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/doc/2019346

Поделиться

675

Мухамбеталиева О. Р. Особенности правоприменительной практика по вопросам трансграничного усыновления // Актуальные исследования. 2023. №31 (161). С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/6826-osobennosti-pravoprimenitelnoj-praktika-po-vo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря