Авторское право в процессе своего становления прошло длительный и сложный путь. Можно сказать, что понятие авторского права существовало почти всегда, но должное закрепление получило совсем недавно. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений стала первым нормативно-правовым актом, закрепившим понятие авторского права. Данная конвенция была заключена 9 сентября 1886 г. и вступила в силу с 5 декабря 1887 г. Как отмечают некоторые авторы: «уровень унификации, достигнутый в Бернской конвенции, весьма высок» [1, с. 20].
Данная Конвенция предусматривает защиту широко круга произведений, в том числе переделки литературного или художественного произведения. Согласно статье 3 предусмотренные Конвенцией права применяются: «к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, вне зависимости от того, опубликованы они или нет; к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, впервые опубликованных в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза». Таким образом, Конвенция предоставляет охрану по тем же критерием, что и национальное законодательство международных стран.
Немало важное значение в охране авторского права имеет Всемирная конвенция об авторском праве. Данная Конвенция была принята в 1952 г. в Женеве. Всемирная Конвенция об авторском праве закрепляет в статье 5: «Авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых на основании настоящей Конвенции». Основной целью данной Конвенции является дополнить действующие нормы международного авторского права, но в то же время не заменять и не отменять их [2, с. 69].
Также необходимо упомянуть о том, что в 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла - Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП). Данный договор расширяет круг охраняемых объектов, включая компьютерные программы и базы данных: «Компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле Статьи 2 Бернской конвенции. Такая охрана распространяется на компьютерные программы независимо от способа или формы их выражения». Но стоит отметить, что в статье 5 Договора ВОИС по авторскому праву указано, что «охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает какое-либо авторское право, относящееся к самим данным или информации, содержащимся в компиляции». В данном Договоре подчеркивается, что необходима выработка международных правил, которые обеспечат баланс прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Также в соответствии с Договором ВОИС по авторскому праву были созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС. Согласно статье 15 данного договора: «Ассамблея рассматривает вопросы, относящиеся к сохранению, развитию, применению и функционированию настоящего Договора». Международное бюро ВОИС согласно статье 16: «выполняет административные функции в связи с Договором».
В начале 70-х годов в США были предприняты первые попытки по охране программ для ЭВМ. В 1964 г. Ведомство США по охране авторских прав опубликовало сведения о том, что начинает принимать на регистрацию программы для ЭВМ. В 1978 г. США приняли закон об авторском праве, а с 1980 г. ЭВМ стало охраняться нормами авторского права. Но для получения такой охраны программы для ЭВМ должны были соответствовать следующим требованиям: они должны быть оригинальным авторским произведением и быть зафиксированы на материальном носителе. В июне 1985 г. во Франции в Закон об авторском праве были внесены изменения, которые касались включения программы для ЭВМ в перечень произведений, непосредственно охраняемые законом. В 1984 г. В Великобритании был подписан закон, который включил программы для ЭВМ в число объектов, охраняемых авторским правом на ряду с литературными произведениями. В 1991 г. была принята Директива Совета ЕЭС, которая регулировала правовую охрану программного обеспечения.
Договоры ВОИС – одни из первых нормативных правовых актов, которые предусматривают правовую охрану электронных объектов, т.е. любых технологий или устройств. Договоры установили обязательство государств участников предусмотреть «правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технологических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции, и ограничивающих в отношении их произведений действия, которые не разрешены авторами или не допускаются законом». Таким образом, участвующие в Договорах страны обязуются закрепить в национальном законодательстве запрет на обход технологических средств, используемых правообладателями для охраны своих прав [3, с. 4].
Особую актуальность и необходимость именно в международно-правовом регулировании авторское право обрело в современный период – период информационного общества. Воспроизведение и иное копирование охраняемых объектов авторского и смежных прав в личных целях достигло объемов, угрожающих нормальному коммерческому использованию произведений [4, с. 8].
Причиной для тщательного пересмотра и систематизации положений, действующих на международном уровне в сфере авторского права и смежных прав, послужили такие факторы, как появление Интернета и различных новых способов коммуникации, развитие новых форм цифровой записи произведений и стремительное наступление "цифровой эпохи".
Основными направлениями международной деятельности в области охраны авторских и смежных прав стали оптимизация механизмов реализации международных соглашений в области авторского права и их дополнение для сферы новых цифровых технологий, в частности за счет: введения новых прав, связанных с использованием произведений в цифровой форме (в том числе в интерактивных компьютерных сетях); систематизации правовых норм; уточнения перечней и содержания допускаемых исключений и ограничений.