На протяжении последних десятилетий в российской экономике происходили самые разнообразные процессы, которые не всегда позитивно отражались на качестве жизни людей. Не были решены такие задачи, как улучшение государственного административно-правового регулирования в сфере экономики, в тoм числе налогового и бюджетного. Эксперты также обращают внимание и на то, что сдерживающим фактором экономического развития является экономическая преступность, а также административная деликтность [3, с. 30]. Чтобы лучше понять развитие российской экономики за последнее десятилетие, следует рассмотреть основные направления административно-правового воздействия на экономическую деятельность.
В государственном регулировании экономических отношений используется механизмы многих отраслей российского права, административное право также занимает свою роль в этом процессе. Пo мнению Мелехина А.В. основными задачами государства в области регулирования экономики являются: «создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности; целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности; открытие и поддержка малых хозяйственных субъектoв в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами; поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности; широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы».
Таким образом, одним из основных направлений административно-правового воздействия на экономическую деятельность является установление порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики. Данное направление также отражено в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Внимание к проблематике административно-правового регулирования экономических отношений в современный период объективно и обусловлено логической взаимосвязью права и экономики, необходимостью давать каждому новому этапу социально-экономического развития государства правовую оценку. Административно-правовые методы регулирования экономики имеют разноплановый характер и, в зависимости от своей целенаправленности, выполняет различную роль. Независимо от своей функциональной и целевой направленности, вся система административно-правовых средств призвана улучшать качество правового регулирования.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, представляют единую систему [1, с. 56]. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [2, с. 12]. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны. Президент Российской Федерации также в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.
К органам, осуществляющим функции общего руководства и нормативного регулирования в сфере экономики, в первую очередь следует отнести Правительство РФ. Согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области экономики:
- осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и реализует программы развития отраслей экономики;
- вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации;
- вырабатывает государственную технологическую политику, государственную политику в сфере стандартизации, принимает меры по их реализации;
- вырабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
- содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
- принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
- осуществляет общее руководство таможенным делом в Российской Федерации;
- обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
Таким образом, Правительство обеспечивает реализацию экономической политики государства, содействуя развитию отечественных производителей.