Главная
АИ #31 (161)
Статьи журнала АИ #31 (161)
Административно-правовое регулирование в сфере экономики

Административно-правовое регулирование в сфере экономики

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административное право
экономика
хозяйствующие субъекты

Аннотация статьи

Экономика является одной из важнейших сфер жизни общества. Административное право, в свою очередь, занимает ключевое место в механизме правового регулирования экономики. Обусловлено это тем, что хозяйствующие субъекты имеют административно-правовой статус, в связи с чем нормы административного права определяют порядок их взаимоотношения как с органами государственной власти, так и с органами управления.

Текст статьи

На протяжении последних десятилетий в российской экономике происходили самые разнообразные процессы, которые не всегда позитивно отражались на качестве жизни людей. Не были решены такие задачи, как улучшение государственного административно-правового регулирования в сфере экономики, в тoм числе налогового и бюджетного. Эксперты также обращают внимание и на то, что сдерживающим фактором экономического развития является экономическая преступность, а также административная деликтность [3, с. 30]. Чтобы лучше понять развитие российской экономики за последнее десятилетие, следует рассмотреть основные направления административно-правового воздействия на экономическую деятельность.

В государственном регулировании экономических отношений используется механизмы многих отраслей российского права, административное право также занимает свою роль в этом процессе. Пo мнению Мелехина А.В. основными задачами государства в области регулирования экономики являются: «создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности; целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности; открытие и поддержка малых хозяйственных субъектoв в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами; поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности; широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы».

Таким образом, одним из основных направлений административно-правового воздействия на экономическую деятельность является установление порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики. Данное направление также отражено в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Внимание к проблематике административно-правового регулирования экономических отношений в современный период объективно и обусловлено логической взаимосвязью права и экономики, необходимостью давать каждому новому этапу социально-экономического развития государства правовую оценку. Административно-правовые методы регулирования экономики имеют разноплановый характер и, в зависимости от своей целенаправленности, выполняет различную роль. Независимо от своей функциональной и целевой направленности, вся система административно-правовых средств призвана улучшать качество правового регулирования.

Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, представляют единую систему [1, с. 56]. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [2, с. 12]. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны. Президент Российской Федерации также в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

К органам, осуществляющим функции общего руководства и нормативного регулирования в сфере экономики, в первую очередь следует отнести Правительство РФ. Согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области экономики:

  1. осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
  2. обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  3. прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и реализует программы развития отраслей экономики;
  4. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации;
  5. вырабатывает государственную технологическую политику, государственную политику в сфере стандартизации, принимает меры по их реализации;
  6. вырабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  7. содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  8. принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  9. осуществляет общее руководство таможенным делом в Российской Федерации;
  10. обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  11. осуществляет управление федеральной собственностью;
  12. формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Таким образом, Правительство обеспечивает реализацию экономической политики государства, содействуя развитию отечественных производителей.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – С. 56.
  2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». – С. 12.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. – C. 30.

Поделиться

2536

Толмачева Е. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики // Актуальные исследования. 2023. №31 (161). С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/6828-administrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfer

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря