Технология проектного обучения – один из принципов перестройки учебного процесса.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Что же такое проект?
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность обучающихся – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.
Проектная деятельность имеет свою структуру:
- Анализ актуальности работы
- Формулировка цели и задач
- Выбор средств и методов работы
- Планирование, определение последовательности и сроков работы
- Выполнение работы
- Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
- Представление результатов.
Во время работы над проектом формируются коммуникативные, регулятивные, исследовательские (поисковые), презентационные и рефлексивные умения.
Если рассмотреть учебный проект с точки зрения обучающегося, то мы видим, возможность раскрытия творческого потенциала. Данная работа позволит проявить себя как индивидуально, так и в группе, попробовать публично показать свои знания, достигнутый результат.
Овладение этим видом деятельности обучающимися в школе должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Таким образом главная роль учителя, который организует проектную деятельность, заключается в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Главная задача преподавателя – обучение проектированию и исследовательской деятельности, поэтому акцент нужно сделать на то, каким путем был достигнут результат. Таким образом, можем сделать выводы о том, что:
- Проектная методика может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирована на достижение целей самих обучающихся, и поэтому уникальна.
- Проект и учебное исследование формируют невероятно большое количество обще учебных умений, и поэтому эффективны.
- Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
- Умение пользоваться проектной технологией – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.
В 5 классе проектная деятельность набирает свои обороты. Обучающиеся в течение первой четверти ещё адаптируются, но, подводя их к данному процессу обучения, на уроках русского языка попробовала организовать этот вид работы, не называя его. На первых уроках повторяют основные орфограммы, изученные в начальной школе. Перед обучающимися были поставлены проблемные вопросы: «Что такое орфография?», «Что она изучает?», «Умеете ли вы применять изученные орфограммы на практике?».
Обучающиеся быстро сориентировались, попытались вспомнить и сформулировать определение терминов, затем нашли информацию в учебники теории и дополнили свои ответы. Привели примеры. Но чаще приводимые примеры были взяты из учебника. Как итог проекта, найденной и изученной информации, обучающимся предложила оформить «Орфографический словарь». Все обучающиеся с удовольствие оформили его. Причём у каждого получился свой, особенный словарь. Главной задачей было: на каждую орфограмму привести свой подобранный пример. И с этой задачей ученики справились.
Заинтересовав обучающихся с первых уроков, мы видим их желание изучать предмет, даём возможность ученикам дерзать и творить.
В 6 классе при изучении темы «Возвратные глаголы» перед обучающимися ставится проблема: «Что такое возвратный глагол?», «Что такое – ся?».
Решение проблемы обучающиеся с помощью учителя находят в старославянских текстах, в которых – СЯ – это самостоятельное местоимение. И когда ученики определяют значение глагола в сочетании с – ся – все становится понятным. По итогам изученной темы даём обучающимся задание на дом: найти и записать (где и когда) неправильное употребление возвратных глаголов в средствах массовой информации (телевидение, радио). И, конечно же, проследить за речью своих родных, и если они допускают ошибки в употреблении возвратных глаголов, то объяснить им правило употребления данных глаголов, указав на ошибки.
Обычно все с этой частью обучающиеся справляются отлично, записывая результаты и предоставляя факты работы.
В заключении хотелось бы отметить, что проектная деятельность может быть, на мой взгляд, узкой и широкой. Узкая – это то, что обучающиеся делают каждый урок, дома, интересуясь – наблюдая – находя – доказывая – фиксируя. Даже составленная презентация учеником – тоже является проектом.
Широкая – это когда обучающиеся свой проект может представить на конкурсах.
Какой бы ни была проектная деятельность, наша задача, как наставников, привлечь, заинтересовать и дать возможность, только слегка помогая и направляя, создать ученику свой проект. Тогда любой обучающийся будет чувствовать удовлетворение от проделанной работы.
Научим сейчас – и обучающимся шагать по жизненному пути будет легче.