Главная
АИ #31 (161)
Статьи журнала АИ #31 (161)
Проектная деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста професси...

Проектная деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проект
проектная деятельность
структура проектной деятельности
формирование умений обучающихся
главная задача преподавателя

Аннотация статьи

В статье проектная деятельность рассматривается как возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся. Приведены примеры способов вовлечения обучающихся в проектную деятельность.

Текст статьи

Технология проектного обучения – один из принципов перестройки учебного процесса.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Что же такое проект?

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность обучающихся – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

Проектная деятельность имеет свою структуру:

  • Анализ актуальности работы
  • Формулировка цели и задач
  • Выбор средств и методов работы
  • Планирование, определение последовательности и сроков работы
  • Выполнение работы
  • Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
  • Представление результатов.

Во время работы над проектом формируются коммуникативные, регулятивные, исследовательские (поисковые), презентационные и рефлексивные умения.

Если рассмотреть учебный проект с точки зрения обучающегося, то мы видим, возможность раскрытия творческого потенциала. Данная работа позволит проявить себя как индивидуально, так и в группе, попробовать публично показать свои знания, достигнутый результат.

Овладение этим видом деятельности обучающимися в школе должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Таким образом главная роль учителя, который организует проектную деятельность, заключается в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Главная задача преподавателя – обучение проектированию и исследовательской деятельности, поэтому акцент нужно сделать на то, каким путем был достигнут результат. Таким образом, можем сделать выводы о том, что:

  1. Проектная методика может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирована на достижение целей самих обучающихся, и поэтому уникальна.
  2. Проект и учебное исследование формируют невероятно большое количество обще учебных умений, и поэтому эффективны.
  3. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
  4. Умение пользоваться проектной технологией – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.

В 5 классе проектная деятельность набирает свои обороты. Обучающиеся в течение первой четверти ещё адаптируются, но, подводя их к данному процессу обучения, на уроках русского языка попробовала организовать этот вид работы, не называя его. На первых уроках повторяют основные орфограммы, изученные в начальной школе. Перед обучающимися были поставлены проблемные вопросы: «Что такое орфография?», «Что она изучает?», «Умеете ли вы применять изученные орфограммы на практике?».

Обучающиеся быстро сориентировались, попытались вспомнить и сформулировать определение терминов, затем нашли информацию в учебники теории и дополнили свои ответы. Привели примеры. Но чаще приводимые примеры были взяты из учебника. Как итог проекта, найденной и изученной информации, обучающимся предложила оформить «Орфографический словарь». Все обучающиеся с удовольствие оформили его. Причём у каждого получился свой, особенный словарь. Главной задачей было: на каждую орфограмму привести свой подобранный пример. И с этой задачей ученики справились.

Заинтересовав обучающихся с первых уроков, мы видим их желание изучать предмет, даём возможность ученикам дерзать и творить.

В 6 классе при изучении темы «Возвратные глаголы» перед обучающимися ставится проблема: «Что такое возвратный глагол?», «Что такое – ся?».

Решение проблемы обучающиеся с помощью учителя находят в старославянских текстах, в которых – СЯ – это самостоятельное местоимение. И когда ученики определяют значение глагола в сочетании с – ся – все становится понятным. По итогам изученной темы даём обучающимся задание на дом: найти и записать (где и когда) неправильное употребление возвратных глаголов в средствах массовой информации (телевидение, радио). И, конечно же, проследить за речью своих родных, и если они допускают ошибки в употреблении возвратных глаголов, то объяснить им правило употребления данных глаголов, указав на ошибки.

Обычно все с этой частью обучающиеся справляются отлично, записывая результаты и предоставляя факты работы.

В заключении хотелось бы отметить, что проектная деятельность может быть, на мой взгляд, узкой и широкой. Узкая – это то, что обучающиеся делают каждый урок, дома, интересуясь – наблюдая – находя – доказывая – фиксируя. Даже составленная презентация учеником – тоже является проектом.

Широкая – это когда обучающиеся свой проект может представить на конкурсах.

Какой бы ни была проектная деятельность, наша задача, как наставников, привлечь, заинтересовать и дать возможность, только слегка помогая и направляя, создать ученику свой проект. Тогда любой обучающийся будет чувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Научим сейчас – и обучающимся шагать по жизненному пути будет легче.

Список литературы

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - N 2. - C. 36-43. - (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. https://slovarozhegova.ru/

Поделиться

677

Гвоздовская А. Н. Проектная деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя // Актуальные исследования. 2023. №31 (161). С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/6829-proektnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря