Особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В этих условиях традиционная система, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся и реализации принципа здоровьесбережения.
Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся наиболее актуальными становятся технологии: информационно-коммуникационная технология, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология мастерских, технология интегрированного обучения, технологии уровневой дифференциации, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, проектная технология, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, традиционные технологии (классно-урочная система) и др. Рассмотрим некоторые из них.
1. Технология решения изобретательских задач
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач.
Технология ТРИЗ применима для школьников на всех уровнях обучения. Дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Может использоваться на разных этапах урока.
2. Технология проблемно-диалогического обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Технология проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.
3. Технология формирующего оценивания.
Формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения (Assessmentforlearning) с начала 2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел.
Технология формирующего оценивания – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Цель такого оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.
4. Технология модерации.
Технология модерации предполагает применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе.
Данная технология применима на всех уровнях образования. При использовании данной технологии учитель и ученик меняют свою роль в образовательном процессе, так как результат совместной деятельности и эффективность всего процесса зависят в равной мере и от учителя, и от ученика. Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Учитель же становится консультантом, помощником, старшим партнером. Роль «контролирующего органа» меняется в сторону более опытного товарища, играющего с учеником в одной команде.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации, обучающихся.
5. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
Это одна из технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса, при которой введение учебного материала осуществляется пробно-порциально, на опережающей основе, с последующим повторением понятий.
При такой организации труда в классе на опережающей основе создаётся общий деловой настрой, причём каждый обучающийся учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.
Комментированное управление, объединяя 3 действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным, одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий.
6. Кейс-технология.
Кейс-технология, это технология интерактивного обучения, позволяющая взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы.
Применение кейс-технологии в образовательной деятельности предполагает использование таких методов, как метод инцидентов, игровое проектирование, метод дискуссии, кейс-стади.
Образовательный эффект кейс-технологии заключается в возможности применения полученных знаний на практике, в развитии логического и критического мышления младших школьников, в понимании ими цели работы и осознании ответственности за принимаемые решения.
7. Технология проектно-исследовательской деятельности.
Это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Технология может использоваться на разных этапах урока: для изучения нового материала, для актуализации знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости, для применения новых знаний по изученному алгоритму, для проверки домашнего задания, также может применяться как самостоятельное творческое использование сформированных компетенций.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.