Главная
Конференции
Наука как фактор динамики современного социума
Использование QR-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Использование QR-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

технологии
инструментарий
QR-код

Аннотация статьи

В статье рассматривается поиск инновационных технологий, полезных идей и форм сотрудничества для вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Текст статьи

Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно-методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов для вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс [4, с. 30].

Одной из новых методов является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quiсk rеspоnsе) означает «быстрый отклик») – это матричный код [1, с. 52]. Маленький QR-код – большой помощник педагога в его профессиональной деятельности. С помощью QR-кода можно взаимодействовать не только с родителями и коллегами, но и с воспитанниками. QR-коды стали сегодня привычным явлением. Их стараются использовать везде. Мы можем видеть черно-белые квадраты на счетах за коммунальные услуги, в рекламе, на плакатах, визитных карточках и многое другое [1, с.53]. Однако оказывается, что это не единственное их применение.

Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.

Закодировать можно:

  • Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет-ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
  • Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
  • Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
  • Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.
  • Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.

Технологическое использования QR-код в образовательной деятельности ДОО это:

  • новизна – данный инновационный продукт является современной технологией;
  • масштабность (универсальность) потому как инновационный продукт может использоваться и применять во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
  • бережливость – применение QR-кода не требует финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;
  • лаконичность – необходимая информация содержится в цифровом квадратике;
  • копирование – данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий;
  • результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.

Если составить портрет современного ребенка-дошкольника, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Таким образом, можно сказать, что ребенок XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации посредством гаджетов [5]. Но существует мнение, что использование телефонов и планшетов на занятиях мешают и отвлекают ребенка. Но в то же время сейчас в современном мире уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь дошкольников в познавательную деятельность с помощью гаджетов.

В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание мы решили уделить QR-коду. QR-коды являются одним из привлекательных способов использовать мобильные средства на занятиях с детьми [3, с. 26].

QR-код – код быстрого реагирования, для эффективного хранения данных.

Где вы встречали QR-код? (на этикетках, на платёжках, на учебниках, оплачивали счета…). Действительно, он может встретить нас: на открытках, плакатах, рекламе, на часах, неэлектронных билетах, визитных карточках, коммунальных платёжках, памятниках, теперь можно получить QR-код через смс и предъявить его на железнодорожной станции или в аэропорту. Иными словами – QR-код окружает нас всюду! Зачем же он нужен? Чтобы записывать большой объём информации и быстро её считывать [4, с. 32]. Получение информации по QR-коду занимает короткое время, а объём этой информации очень велик. А это одно из необходимых условий в образовании.

Применение технологии QR-кода в нашем детском саду начинается с рекламы сайта учреждения, страницы в социальной сети – с целью увеличения посещаемости, а также размещения информации для родителей на стендах учреждения.

Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма «Фиксики» «Штрих-код».

Богатая фантазия и воображение педагога разрешает расширить круг применения QR-кодов. В учебной деятельности можно создать различные справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время квесты, в которых QR-коды могут выступать, как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. QR-коды можно использовать для картотек физкультминуток, различных гимнастик. Можно применять в дидактических играх. Дошкольникам нравится отгадывать загадки и получать ответы через QR-коды, автоматизировать и дифференцировать звуки, глядя на отсканированные картинки, закреплять умения выделять первый звук в слове. Дети сканируют, самостоятельно открывают и с удовольствием выполняют задания. Распечатанные коды можно использовать в играх "Виртуальный чемоданчик", "Волшебный мешочек", "Интерактивная шляпа", "Мобильный кубик". Дети с интересом и азартом вынимают карточки в ожидании какого-то чуда, а это всегда мотивирует их на положительный результат [5].

QR-код можно также использовать на любом занятии: математика, развитие речи, рисовании, аппликации, и т. д.; в самостоятельной деятельности детей. Любое занятие можно украсить и разнообразить подобным методом. Использовать QR-код можно, как сюрпризный момент, введение новой темы, закрепление пройденного материала.

Например, при изучении и закреплении темы: «Зимующие и перелетные птицы», мы создали картотеку «Птицы» с QR-кодами. Закодировали пение разных птиц, видеоинформацию о птицах, изображения птиц. Проводили игру «Отгадай, что за птица?», где дети, отсканировав QR-код, прослушивали аудиозапись с голосом птицы и отгадывали, кому он принадлежит. В свободной деятельности ребенок может взять альбом «Птицы» и просмотреть видеосюжет об интересующей его птице [5].

Для систематизации и обобщения знаний детей об электроприборах и правилах безопасности при их использовании проводим игру «Электроприборы». В группе имеются игрушки электроприборов (стиральная машинка, утюг, фен, микроволновая печь). На одной из сторон игрушки находится QR-код с зашифрованной информацией. Ребенок в свободной деятельности берет нужный предмет (интересующий его) и с помощью планшета считывает код и прослушивает аудиозапись или просматривает видео о данном электроприборе и технике безопасности при его использовании [1, с. 52].

А как вы думаете, как можно использовать QR-код в книжном уголке?

В каждом саду имеется книжный уголок, где дети любят проводить время, рассматривая интересные иллюстрации. И в нашей группе дети с удовольствием берут книги, но только рассматривают картинки, т. к. еще не умеют читать. Мы нашли выход из этой ситуации, прикрепив QR-коды на книги. Теперь дети могут прослушать любимую аудиосказку, рассматривая иллюстрации.

На памятках в уголке природы также имеются QR-коды, которые содержат видеоинформацию данной памятки, которую могут просмотреть дети (памятка «Как ухаживать за комнатными растениями»«Разновидности комнатных растений»). Прикрепив QR-коды на горшки с цветами, в группе у нас всегда под рукой есть ссылка на сайт с информацией об этом цветке.

А как можно использовать QR-коды в патриотическом уголке?

В нашем уголке по нравственно-патриотическому воспитанию мы распечатали гимн РФ с QR-кодом, отсканировав который ребенок сможет прослушать, перейдя по ссылке.

Очень удобно использовать технологии QR-кода и на прогулке (можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места; при проведении запланированной экскурсии на объектах маршрута можно разместить QR-коды в помощь педагогу).

Недавно мы отмечали праздник «День космонавтики». В группе мы повесили карту «Солнечная система». По карте можно отправиться в путешествие по планетам и узнать о них много интересного [4, с. 34].

Детям настолько понравились игры с QR – кодами, что попросили дать им их домой. Мы решили не просто раздать QR-коды домой, а зашифровать в них аудиосказки, при этом, не рассказывая о том, что мы им даем. Мы предложили им дома вместе с мамой и папой расшифровать QR – код и на следующий день рассказать, кому что попалось.

Квадраты QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям [3, с. 26]. Работая в группах с QR-кодами, ребята не только осваивают современные интерактивные средства, но и учатся взаимодействию – договариваться и слушать друг друга. Использование QR-кодов в образовательном процессе обеспечивает наглядность, интерактивность, а главное мобильность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитию познавательного интереса, мышления, информационной культуры педагогов и родителей, мотивирует к использованию гаджетов для поиска информации в образовательных целях.

Также мы используем QR-код при взаимодействии с родителями.

Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени [5]. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми.

Чтобы информировать, консультировать и знакомить родителей с событиями в группе, появилась идея создавать наглядные интерактивные плакаты с применением QR-кода, где кодируются ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, которые содержат консультации, памятки, подбирается материал для дополнительных занятий с детьми дома по изучаемой лексической теме (литературные произведения, загадки, дидактические, пальчиковые игры и т. д.), а также ссылки на познавательные и поучительные фильмы для детей, размещенный в приемной группы. Все это позволило родителям получить всю необходимую информацию по различным вопросам оперативно и компактно [2, с. 120].

Как кодировать информацию?

Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др., выбрать размер кода и запустить генератор. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением.

Как декодировать QR-код?

Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое.

Область применения данной технологии ограничена только фантазией педагога. Мы попробовали, детям понравилось, будем дальше совершенствоваться и активно применять. Попробуйте и вы, и у вас все получится!

Список литературы

  1. Авдеева, А. В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения / А. В. Авдеева // Для воспитателей, 2022.- №5. – С. 47-56.
  2. Беляев, Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. - Т. 1. - № 4 (69). – С. 109-123.
  3. Гулинова, Т. В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО / Т. В. Гулидова // Издательство: Учитель, 2020. - С. 24-31.
  4. Перминова, Л. М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски / Л. М. Перминова // Педагогика, 2020. - № 3. – С. 28-37.
  5. Серебрякова, В. Р. Мастер класс «Использование QR-кодов в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» / В. Р. Серебрякова. – URL: https://www.prоdlеnkа.оrg/mеtоdiсhеskiе-rаzrаbоtki/384067-mаstеr-klаss-ispоlzоvаniе-qr-kоdоv-v-оbrаzоvа (дата обращения: 31.03.2023).

Поделиться

1360

Макушева Н. В., Шильберг А. Д., Холтобина А. А. Использование QR-технологии в работе с детьми дошкольного возраста // Наука как фактор динамики современного социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 37-43. URL: https://apni.ru/article/6844-ispolzovanie-qr-tekhnologii-v-rabote-s-detmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря