Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно-методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов для вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс [4, с. 30].
Одной из новых методов является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quiсk rеspоnsе) означает «быстрый отклик») – это матричный код [1, с. 52]. Маленький QR-код – большой помощник педагога в его профессиональной деятельности. С помощью QR-кода можно взаимодействовать не только с родителями и коллегами, но и с воспитанниками. QR-коды стали сегодня привычным явлением. Их стараются использовать везде. Мы можем видеть черно-белые квадраты на счетах за коммунальные услуги, в рекламе, на плакатах, визитных карточках и многое другое [1, с.53]. Однако оказывается, что это не единственное их применение.
Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.
Закодировать можно:
- Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет-ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
- Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
- Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
- Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.
- Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
Технологическое использования QR-код в образовательной деятельности ДОО это:
- новизна – данный инновационный продукт является современной технологией;
- масштабность (универсальность) потому как инновационный продукт может использоваться и применять во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
- бережливость – применение QR-кода не требует финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;
- лаконичность – необходимая информация содержится в цифровом квадратике;
- копирование – данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий;
- результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
Если составить портрет современного ребенка-дошкольника, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Таким образом, можно сказать, что ребенок XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации посредством гаджетов [5]. Но существует мнение, что использование телефонов и планшетов на занятиях мешают и отвлекают ребенка. Но в то же время сейчас в современном мире уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь дошкольников в познавательную деятельность с помощью гаджетов.
В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание мы решили уделить QR-коду. QR-коды являются одним из привлекательных способов использовать мобильные средства на занятиях с детьми [3, с. 26].
QR-код – код быстрого реагирования, для эффективного хранения данных.
Где вы встречали QR-код? (на этикетках, на платёжках, на учебниках, оплачивали счета…). Действительно, он может встретить нас: на открытках, плакатах, рекламе, на часах, неэлектронных билетах, визитных карточках, коммунальных платёжках, памятниках, теперь можно получить QR-код через смс и предъявить его на железнодорожной станции или в аэропорту. Иными словами – QR-код окружает нас всюду! Зачем же он нужен? Чтобы записывать большой объём информации и быстро её считывать [4, с. 32]. Получение информации по QR-коду занимает короткое время, а объём этой информации очень велик. А это одно из необходимых условий в образовании.
Применение технологии QR-кода в нашем детском саду начинается с рекламы сайта учреждения, страницы в социальной сети – с целью увеличения посещаемости, а также размещения информации для родителей на стендах учреждения.
Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма «Фиксики» «Штрих-код».
Богатая фантазия и воображение педагога разрешает расширить круг применения QR-кодов. В учебной деятельности можно создать различные справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время квесты, в которых QR-коды могут выступать, как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. QR-коды можно использовать для картотек физкультминуток, различных гимнастик. Можно применять в дидактических играх. Дошкольникам нравится отгадывать загадки и получать ответы через QR-коды, автоматизировать и дифференцировать звуки, глядя на отсканированные картинки, закреплять умения выделять первый звук в слове. Дети сканируют, самостоятельно открывают и с удовольствием выполняют задания. Распечатанные коды можно использовать в играх "Виртуальный чемоданчик", "Волшебный мешочек", "Интерактивная шляпа", "Мобильный кубик". Дети с интересом и азартом вынимают карточки в ожидании какого-то чуда, а это всегда мотивирует их на положительный результат [5].
QR-код можно также использовать на любом занятии: математика, развитие речи, рисовании, аппликации, и т. д.; в самостоятельной деятельности детей. Любое занятие можно украсить и разнообразить подобным методом. Использовать QR-код можно, как сюрпризный момент, введение новой темы, закрепление пройденного материала.
Например, при изучении и закреплении темы: «Зимующие и перелетные птицы», мы создали картотеку «Птицы» с QR-кодами. Закодировали пение разных птиц, видеоинформацию о птицах, изображения птиц. Проводили игру «Отгадай, что за птица?», где дети, отсканировав QR-код, прослушивали аудиозапись с голосом птицы и отгадывали, кому он принадлежит. В свободной деятельности ребенок может взять альбом «Птицы» и просмотреть видеосюжет об интересующей его птице [5].
Для систематизации и обобщения знаний детей об электроприборах и правилах безопасности при их использовании проводим игру «Электроприборы». В группе имеются игрушки электроприборов (стиральная машинка, утюг, фен, микроволновая печь). На одной из сторон игрушки находится QR-код с зашифрованной информацией. Ребенок в свободной деятельности берет нужный предмет (интересующий его) и с помощью планшета считывает код и прослушивает аудиозапись или просматривает видео о данном электроприборе и технике безопасности при его использовании [1, с. 52].
А как вы думаете, как можно использовать QR-код в книжном уголке?
В каждом саду имеется книжный уголок, где дети любят проводить время, рассматривая интересные иллюстрации. И в нашей группе дети с удовольствием берут книги, но только рассматривают картинки, т. к. еще не умеют читать. Мы нашли выход из этой ситуации, прикрепив QR-коды на книги. Теперь дети могут прослушать любимую аудиосказку, рассматривая иллюстрации.
На памятках в уголке природы также имеются QR-коды, которые содержат видеоинформацию данной памятки, которую могут просмотреть дети (памятка «Как ухаживать за комнатными растениями», «Разновидности комнатных растений»). Прикрепив QR-коды на горшки с цветами, в группе у нас всегда под рукой есть ссылка на сайт с информацией об этом цветке.
А как можно использовать QR-коды в патриотическом уголке?
В нашем уголке по нравственно-патриотическому воспитанию мы распечатали гимн РФ с QR-кодом, отсканировав который ребенок сможет прослушать, перейдя по ссылке.
Очень удобно использовать технологии QR-кода и на прогулке (можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм, всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места; при проведении запланированной экскурсии на объектах маршрута можно разместить QR-коды в помощь педагогу).
Недавно мы отмечали праздник «День космонавтики». В группе мы повесили карту «Солнечная система». По карте можно отправиться в путешествие по планетам и узнать о них много интересного [4, с. 34].
Детям настолько понравились игры с QR – кодами, что попросили дать им их домой. Мы решили не просто раздать QR-коды домой, а зашифровать в них аудиосказки, при этом, не рассказывая о том, что мы им даем. Мы предложили им дома вместе с мамой и папой расшифровать QR – код и на следующий день рассказать, кому что попалось.
Квадраты QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям [3, с. 26]. Работая в группах с QR-кодами, ребята не только осваивают современные интерактивные средства, но и учатся взаимодействию – договариваться и слушать друг друга. Использование QR-кодов в образовательном процессе обеспечивает наглядность, интерактивность, а главное мобильность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитию познавательного интереса, мышления, информационной культуры педагогов и родителей, мотивирует к использованию гаджетов для поиска информации в образовательных целях.
Также мы используем QR-код при взаимодействии с родителями.
Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени [5]. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми.
Чтобы информировать, консультировать и знакомить родителей с событиями в группе, появилась идея создавать наглядные интерактивные плакаты с применением QR-кода, где кодируются ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, которые содержат консультации, памятки, подбирается материал для дополнительных занятий с детьми дома по изучаемой лексической теме (литературные произведения, загадки, дидактические, пальчиковые игры и т. д.), а также ссылки на познавательные и поучительные фильмы для детей, размещенный в приемной группы. Все это позволило родителям получить всю необходимую информацию по различным вопросам оперативно и компактно [2, с. 120].
Как кодировать информацию?
Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др., выбрать размер кода и запустить генератор. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением.
Как декодировать QR-код?
Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое.
Область применения данной технологии ограничена только фантазией педагога. Мы попробовали, детям понравилось, будем дальше совершенствоваться и активно применять. Попробуйте и вы, и у вас все получится!