Главная
АИ #32 (162)
Статьи журнала АИ #32 (162)
Разработка и принятие антикоррупционных мер в организациях: правовой аспект

Разработка и принятие антикоррупционных мер в организациях: правовой аспект

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

антикоррупционная политика «организации»
правовые средства
кодекс этики
коррупция
локальные акты
оценка коррупционных рисков
конфликт интересов

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу правовых средств в сфере разработки и принятия антикоррупционных мер в организациях.

Текст статьи

Актуальность. Коррупция является острой проблемой современного общества, решение которого требует системного, осознанного подхода. Создание законодательных механизмов противодействия коррупции лишь одна сторона борьбы с этим антиправовым явлением. Важно создать условия, которые обеспечат ликвидацию причин и условий формирования данного социального явления на уровне субъекта экономической деятельности (организации).

В настоящее время широкое распространение получило внедрение антикоррупционной политики в организациях, представляющая собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Для ее реализации принят ряд нормативных документов.

В соответствии с требованиями статьи 13.3. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Несомненно, разработка и принятие антикоррупционных мер в организации связаны с определенными расходами, однако указанная работа в будущем может принести организации ряд значимых преимуществ.

Коррупция в организации может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и т.д. Тем не менее, если организация взаимодействует с международным рынком, деловая репутация и внедрение антикоррупционной политики должны иметь для нее приоритетное значение. Эффективность антикоррупционной политики может быть обеспечена только при наличии лиц, готовых к ее реализации, поэтому сегодня актуально создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Деятельность по предупреждению коррупции в организациях должна быть системной и последовательной. Для этого, в первую очередь, организация должна разработать и принять антикоррупционную политику организации, содержание которой исходит из особенностей деятельности организации. При этом антикоррупционная политика должна быть доступна и доведена до сотрудников и контрагентов организации, также размещена на официальном сайте организации.

В соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России антикоррупционная политика должна включать в себя:

  • цели и задачи антикоррупционной политики;
  • понятия и определения, используемые в антикоррупционной политике;
  • область применения политики и круг лиц, попадающих по ее влияние;
  • обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
  • ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
  • порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;
  • используемые в организации антикоррупционные инструменты.

Ответственному лицу или структурному подразделению организации за работу по профилактике и противодействию коррупции рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики и представлять отчет руководству организации.

Важным этапом при разработке и принятии антикоррупционных мер является определение должностных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.

Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, в ПАО «Нижнекамскнефтехим» в 2017 году руководством принято решение о создании самостоятельного подразделения по противодействию коррупции в составе Службы безопасности предприятия, основными задачами которого являются выявление и предотвращение коррупционных правонарушений в деятельности ПАО «Нижнекамскнефтехим», его дочерних и зависимых организаций, а также проведение в них профилактических мероприятий.

Если создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий) - функции по предупреждению коррупции могут распределяться между или быть полностью возложены на сотрудников подразделения комплаенса, подразделения внутреннего контроля и безопасности, подразделения внутреннего аудита, юридической службы, кадрового подразделения и др.

Кроме того, организациями в качестве инструментов противодействия коррупции дополнительно принимаются внутренние локальные акты, регламентирующие антикоррупционную направленность и поведение работников, такие как методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения, для обеспечения обязательности их выполнения всеми работниками организации. Далее рассмотрим их поподробнее.

При формировании антикоррупционной политики не менее важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.

В связи с этим ключевым элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, которая позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направленные на проведение антикоррупционной работы. Оценку коррупционных рисков необходимо проводить регулярно.

Важным инструментом предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов. Организациям необходимо уделить этому инструменту особое внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер.

Высокая значимость этого инструмента заключается в том, что его использование позволяет выявить ситуацию, непосредственно предшествующую совершению коррупционного правонарушения, и своевременно принять соответствующие меры регулирования и предотвращения.

Что же представляет из себя конфликт интересов? Под конфликтом интересов в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Определение конфликта интересов через личную заинтересованность прямо возлагает на конкретного гражданина обязанность по его урегулированию, что вполне может быть трудновыполнимо или обременительно. Так, сравнительно часто близкие родственники (свойственники) работают в одной сфере деятельности и тем самым теоретически могут быть необъективными и содействовать один другому.

На практике приходится наблюдать множество вариантов таких случаев. Например, один является прокурорским работником, а другой следователем или адвокатом в одном и том же субъекте федерации. Другой случай, когда родственные отношения судьи, работника суда и адвоката.

В конечном счете случаи доходят, когда один из близких ввиду позиции своего руководства вынужден уволиться или даже уйти из профессии, поскольку полностью исключить пересечение по работе не представлялось возможным на соответствующей территории.

При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников. Основными составляющими такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.

На основании методических рекомендаций Минтруда России работу по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организациях можно осуществлять различными способами, например, посредством:

  • отработанной схемы антикоррупционных мер, которые затрудняют попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения подарков от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);
  • усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;
  • декларирования работником наличия у него определенных (личных) интересов при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе и (или) ситуативно;
  • самостоятельного выявления случаев конфликта интересов подразделением или ответственным работником за предупреждение коррупции в организации, путем анализа информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и коммерческих базах данных.
  • отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;
  • ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;
  • перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;
  • предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

В организациях ситуации конфликта интересов целесообразно вывести на обсуждение с участием специализированного коллегиального совещательного органа (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов). На практике имеются случаи рассмотрения на такой Комиссии вопроса конфликта интересов, с последующим увольнением лица, замещавшего должность, в связи с утратой доверия. Подобные случаи служат мощным профилактическим примером, в части того, какие могут быть последствия при принятии мер по предотвращению конфликта интересов.

Конфликт интересов во многом определяет суть коррупционных действий. От выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов во многом зависит вся эффективность антикоррупционной политики.

Не менее важным инструментом противодействия коррупции в организации является дополнительно принимаемые внутренние локальные акты, регламентирующие антикоррупционную направленность и поведение работников (например, кодекс деловой этики). Основным принципом данного кодекса является неукоснительное соблюдение законодательства, прав и свобод любого человека, в том числе противодействие всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество. Кодекс этики должен включать следующие компоненты:

  • общие положения;
  • основные принципы и правила служебного поведения;
  • ответственность за нарушение Кодекса.

Кодекс этики должен давать ясное понятие того, какое поведение является недопустимым для работников или наоборот.

В настоящее время необходимо уделить большое значение информационной открытости организации. Одним из инструментов открытости и доступности информации является официальный сайт. Структура сайта и содержание должна соответствовать к единым требованиям., должна содержать раздел «Противодействие коррупции», чтобы доступ к нему был обеспечен с главной страницы. Данный раздел должен содержать все локальные акты, а также документы, разработанные организацией по организации работы по профилактике и противодействию коррупции. Открытость и доступность организаций позволяет активизировать ее взаимодействие с обществом и государством, позволяет принимать рациональные решения, тем самым является эффективной мерой по противодействию коррупции на уровне экономического субъекта (организации).

Таким образом в данном научном исследовании нами проанализированы правовые средства в сфере разработки и принятия антикоррупционных мер в организациях, к числу которых мы можем отнести: разработку и принятие антикоррупционной политики организации; определение должностных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу; принятие внутренних локальных актов; мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов. В заключение необходимо отметить на необходимость продолжения и усиления работы по разработке и принятию антикоррупционных мер в организациях. Только объединив все усилия, совершенствуя законодательство о противодействии коррупции и контролируя его исполнение, убеждая в негативности влияния коррупции на общество, внедряя в работу новые подходы, мы можем достичь достойного уровня, при котором риски совершения коррупционных правонарушений будут минимальны.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12. 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс].
  2. Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России) от 08.11.2013г. [Электронный ресурс].
  3. Трунцевский Ю.В. Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 169–182.
  4. Сафин А.Ф. ПАО «Нижнекамскнефтехим»: открытость и прозрачность, противодействие коррупции // Антикоррупционный бюллетень. 2020. № 10. С. 116–121.
  5. Тугучев Н.М. Реализация мер по предупреждению коррупции в региональных подведомственных организациях // Актуальные вопросы применения законодательства о противодействии коррупции. 2022. С. 52–54.
  6. Бикеев И.И. Личная заинтересованность как основание конфликта интересов // Актуальные вопросы применения законодательства о противодействии коррупции. 2022. С. 62–66.
  7. Басалаева С.П. Об обязанности работодателя принимать меры по предупреждению коррупции // Юридические исследования. – 2020. - № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obyazannosti-rabotodatelya-prinimat-mery-po-preduprezhdeniyu-korruptsii/viewer (дата обращения: 24.07.2023).
  8. Каленицкий О.А. Отдельные вопросы противодействия коррупции в организации // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Современной управление: векторы развития». Саратов: Изд-во ООО «Амирит», 2018. С. 228–232.

Поделиться

591

Валиуллова Г. М. Разработка и принятие антикоррупционных мер в организациях: правовой аспект // Актуальные исследования. 2023. №32 (162). С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/6846-razrabotka-i-prinyatie-antikorruptsionnikh-me

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа