Главная
АИ #32 (162)
Статьи журнала АИ #32 (162)
Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

речевые нарушения
инклюзия
тяжелые нарушения речи
воспитатель
учитель-логопед

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль воспитателя логопедических групп компенсирующей и комбинированной направленности в коррекции речевых нарушений.

Текст статьи

Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения. На смену специализированным группам приходит такая форма организации образовательной деятельности, когда дети с речевыми нарушениями находятся в одной группе с нормально развивающимися дошкольниками.

Инклюзивное образование имеет место в дошкольных учреждениях, обосновано теоретически и детские сады уже накопили и обобщили положительные результаты при такой организации коррекционной работы [1, с 15].

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [1, с. 25].

Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях [4, с. 35].

Стоит отметить и фактор взаимодействия воспитателя с родителями, где воспитатель является проводником между ними и логопедом. Родители логопатов также являются участниками коррекционного процесса и их вовлеченность, ответственность, осведомлённость и т. д. имеют непосредственное и важное влияния на успех в преодолении речевых нарушений их детей. Основная часть работы с родителями будет принадлежать именно воспитателю, так как он имеет возможность более часто их видеть. Его главной ролью будет являться посредничество между ними и логопедом (передача и объяснение заданий, замечаний и пожеланий специалиста). Помимо этого, воспитателю необходимо создать правильный настрой у родителей логопатов, если такового не отмечается. И тут ключевым фактором будет выступать личность воспитателя, его авторитет перед родителями, профессиональное мастерство.

Кабинет учителя-логопеда и «Речевой центр» в группе, которые создаются логопедами и воспитателями, являются мини-лабораторией по коррекционной работе, в них накоплено значительное количество дидактического, методического материала, им пользуются педагоги, дошкольники и родители.

Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ, создании комфортных условий развития, воспитания и обучения, создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка, повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя [2, с. 117].

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3]. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Таким образом, мы понимаем, что воспитатель является первым помощником логопеда в коррекционном процессе. И более явственно и незаменимо его участие в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, так как коррекционный процесс по исправлению данного речевого нарушения включает в себя проведение фронтальных и подгрупповых занятий, которые вполне может проводить воспитатель в рамках основного образовательного процесса. Замечательные пособия для проведения фронтальных занятий выпущены В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко и др. [1, с. 48]. Также фронтальные занятия могут проводиться в виде логоритмических минуток во время основного образовательного процесса для смены вида деятельности (физкультминутки), сопоставленных с программой логопеда [2]. Логоритмические занятия сами по себе являются уникальной возможностью разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, неся собой коррекционное воздействие в непринуждённой игровой, наполненной положительной эмоциональной окраской форме деятельности, которая с лёгкостью и радостью воспринимается детьми. Сущность фонетико-фонематического недоразвития речи состоит в нарушении фонематического восприятия и фонематического слуха и, как следствие, нарушение звукопроизношения. То есть ребёнок неправильно воспринимает и слышит фонемы родного языка, не может их дифференцировать между собой и естественно у него будет страдать от этого речь, потому что он произносит звуки речи так как их слышит. И основное воздействие по устранению данного нарушения будет направлено на развитие фонематического восприятия и фонематического слуха [3, с. 87].

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [4, с 74].

Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.

Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2, с.87].

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и организованной деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»), а затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, время ограничено и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки воспитателю сложно. В-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Не совсем точно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) ребенок не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить его за старание.

Участие воспитателя на всех этапах работы по устранению фонетикофонематического недоразвития речи незаменимо: от первоначального отбора на логопедическое обследование до заключительного – введения правильных звуков в самостоятельную речь. Именно от воспитателя группы логопед узнаёт о детях, нуждающихся в логопедическом обследовании, давая на каждого ребёнка, впоследствии, свою педагогическую характеристику. Не лишним стоит упомянуть, что воспитатель должен обладать необходимыми для этого профессиональными качествами как внимательность, наблюдательность, чуткость и т.д. Методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. И мы рассмотрим роль воспитателя на протяжении данной работы. Задачи подготовительного этапа – скорректировать нарушения артикуляционной моторики, также развитие речевого дыхания, нормализация деятельности голосового аппарата, развитие слухового восприятия. Для этого применяются различные технологии, но мы рассмотрим те, которые доступны воспитателю: это артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения для нормализации силы, тембра, темпа голоса, речевые игры. Всё это воспитатель может включать в свою совместную деятельность с детьми в любые режимные моменты и проводить такие занятия, как со всей группой, так и индивидуально с каждым ребёнком в отдельности. Логопед имеет очень ограниченное количество времени для индивидуальной работы с детьми и здесь помощь воспитателя является незаменимой, экономя время работы для увеличения специализированного воздействия. Задачи основного этапа направлены на непосредственное формирование и автоматизацию правильного звукопроизношения, что является сугубо специализированной работой логопеда. На данном этапе воспитатель продолжает заниматься с детьми развитием фонематического слуха и восприятия посредством речевых игр. И задачами третьего заключительного этапа, когда ребёнок уже может произносить звуки речи правильно, являются организация систематического контроля за правильным звукопроизношением в спонтанной речи, для чего привлекается на данном этапе ближайшее взрослое окружение ребёнка. Это и родители, и педагоги ДОО. Здесь помощь и контроль воспитателя совершенно необходимы. Естественно, что контроль над правильным произношением должен проводиться в мягкой, ненавязчивой форме, усиливая тем самым желание ребёнка использовать в своей речи правильное произношение фонем. Здесь требуется от воспитателя, как и большое чувство такта, так и умение слышать и воспринимать речь ребёнка в любое время нахождения в группе [2, с. 43]. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является наиболее распространенным речевым нарушением и в каждой группе ДОО такие дети есть. И воспитатель должен понимать свою ответственность в необходимости участия в коррекционном процессе, постоянно повышая уровень своей компетентности путём самообразования для необходимого успешного достижения совместного положительного результата работы.

Список литературы

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2018.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. М., 2019.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000.
  4. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. СПб., 2005.
  5. Балашова В.П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 767–770.

Поделиться

1454

Гладких М. К., Брильянт К. М., Орлова Т. Ю., Кухарь С. В. Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №32 (162). С. 120-123. URL: https://apni.ru/article/6847-rol-vospitatelya-v-korrektsii-rechevikh-narus

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря