Автор(-ы):
Гладких Маргарита Константиновна
Брильянт Ксения Михайловна
Орлова Татьяна Юрьевна
Кухарь Светлана Владимировна
8 августа 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается роль воспитателя логопедических групп компенсирующей и комбинированной направленности в коррекции речевых нарушений.
Текст статьи
Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения. На смену специализированным группам приходит такая форма организации образовательной деятельности, когда дети с речевыми нарушениями находятся в одной группе с нормально развивающимися дошкольниками.
Инклюзивное образование имеет место в дошкольных учреждениях, обосновано теоретически и детские сады уже накопили и обобщили положительные результаты при такой организации коррекционной работы [1, с 15].
Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [1, с. 25].
Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях [4, с. 35].
Стоит отметить и фактор взаимодействия воспитателя с родителями, где воспитатель является проводником между ними и логопедом. Родители логопатов также являются участниками коррекционного процесса и их вовлеченность, ответственность, осведомлённость и т. д. имеют непосредственное и важное влияния на успех в преодолении речевых нарушений их детей. Основная часть работы с родителями будет принадлежать именно воспитателю, так как он имеет возможность более часто их видеть. Его главной ролью будет являться посредничество между ними и логопедом (передача и объяснение заданий, замечаний и пожеланий специалиста). Помимо этого, воспитателю необходимо создать правильный настрой у родителей логопатов, если такового не отмечается. И тут ключевым фактором будет выступать личность воспитателя, его авторитет перед родителями, профессиональное мастерство.
Кабинет учителя-логопеда и «Речевой центр» в группе, которые создаются логопедами и воспитателями, являются мини-лабораторией по коррекционной работе, в них накоплено значительное количество дидактического, методического материала, им пользуются педагоги, дошкольники и родители.
Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ, создании комфортных условий развития, воспитания и обучения, создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка, повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя [2, с. 117].
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3]. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Таким образом, мы понимаем, что воспитатель является первым помощником логопеда в коррекционном процессе. И более явственно и незаменимо его участие в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, так как коррекционный процесс по исправлению данного речевого нарушения включает в себя проведение фронтальных и подгрупповых занятий, которые вполне может проводить воспитатель в рамках основного образовательного процесса. Замечательные пособия для проведения фронтальных занятий выпущены В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко и др. [1, с. 48]. Также фронтальные занятия могут проводиться в виде логоритмических минуток во время основного образовательного процесса для смены вида деятельности (физкультминутки), сопоставленных с программой логопеда [2]. Логоритмические занятия сами по себе являются уникальной возможностью разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, неся собой коррекционное воздействие в непринуждённой игровой, наполненной положительной эмоциональной окраской форме деятельности, которая с лёгкостью и радостью воспринимается детьми. Сущность фонетико-фонематического недоразвития речи состоит в нарушении фонематического восприятия и фонематического слуха и, как следствие, нарушение звукопроизношения. То есть ребёнок неправильно воспринимает и слышит фонемы родного языка, не может их дифференцировать между собой и естественно у него будет страдать от этого речь, потому что он произносит звуки речи так как их слышит. И основное воздействие по устранению данного нарушения будет направлено на развитие фонематического восприятия и фонематического слуха [3, с. 87].
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [4, с 74].
Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.
Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2, с.87].
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и организованной деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»), а затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, время ограничено и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки воспитателю сложно. В-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Не совсем точно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) ребенок не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить его за старание.
Участие воспитателя на всех этапах работы по устранению фонетикофонематического недоразвития речи незаменимо: от первоначального отбора на логопедическое обследование до заключительного – введения правильных звуков в самостоятельную речь. Именно от воспитателя группы логопед узнаёт о детях, нуждающихся в логопедическом обследовании, давая на каждого ребёнка, впоследствии, свою педагогическую характеристику. Не лишним стоит упомянуть, что воспитатель должен обладать необходимыми для этого профессиональными качествами как внимательность, наблюдательность, чуткость и т.д. Методика логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. И мы рассмотрим роль воспитателя на протяжении данной работы. Задачи подготовительного этапа – скорректировать нарушения артикуляционной моторики, также развитие речевого дыхания, нормализация деятельности голосового аппарата, развитие слухового восприятия. Для этого применяются различные технологии, но мы рассмотрим те, которые доступны воспитателю: это артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения для нормализации силы, тембра, темпа голоса, речевые игры. Всё это воспитатель может включать в свою совместную деятельность с детьми в любые режимные моменты и проводить такие занятия, как со всей группой, так и индивидуально с каждым ребёнком в отдельности. Логопед имеет очень ограниченное количество времени для индивидуальной работы с детьми и здесь помощь воспитателя является незаменимой, экономя время работы для увеличения специализированного воздействия. Задачи основного этапа направлены на непосредственное формирование и автоматизацию правильного звукопроизношения, что является сугубо специализированной работой логопеда. На данном этапе воспитатель продолжает заниматься с детьми развитием фонематического слуха и восприятия посредством речевых игр. И задачами третьего заключительного этапа, когда ребёнок уже может произносить звуки речи правильно, являются организация систематического контроля за правильным звукопроизношением в спонтанной речи, для чего привлекается на данном этапе ближайшее взрослое окружение ребёнка. Это и родители, и педагоги ДОО. Здесь помощь и контроль воспитателя совершенно необходимы. Естественно, что контроль над правильным произношением должен проводиться в мягкой, ненавязчивой форме, усиливая тем самым желание ребёнка использовать в своей речи правильное произношение фонем. Здесь требуется от воспитателя, как и большое чувство такта, так и умение слышать и воспринимать речь ребёнка в любое время нахождения в группе [2, с. 43]. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является наиболее распространенным речевым нарушением и в каждой группе ДОО такие дети есть. И воспитатель должен понимать свою ответственность в необходимости участия в коррекционном процессе, постоянно повышая уровень своей компетентности путём самообразования для необходимого успешного достижения совместного положительного результата работы.
Список литературы
Поделиться
Гладких М. К., Брильянт К. М., Орлова Т. Ю., Кухарь С. В. Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №32 (162). С. 120-123. URL: https://apni.ru/article/6847-rol-vospitatelya-v-korrektsii-rechevikh-narus