Множество исследователей считают, что в современный период развития науки и техники для наукоемкого производства свойственны следующие черты: высокий уровень квалификации сотрудников, существенная величина расходов на исследования и разработки, уникальность и новизна изготовляемой продукции, технологическая трудность изготовления. Необходимо заметить, что главным итогом наукоемкого производства выступает выпуск компаниями наукоемких товаров.
Наукоемкие товары отличаются следующими специфическими особенностями:
- это технически сложные товары, для создания которых необходимо привлечение новых знаний, квалифицированных сотрудников и высокий уровень использования интеллектуального труда;
- при производстве наукоемкой продукции необходимо обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, выводить продукцию на рынок в ограниченном количестве, чтобы быть конкурентоспособным на рынке [3];
- конкурентоспособность наукоемких товаров поддерживается за счет постоянных инвестиций в интеллектуальный и производственный процесс;
- в связи с низкой распространенностью товаров на рынке и их технической сложностью необходима тесная интеграция с конечным потребителем.
Для целей прикладного анализа к наукоёмким принято относить производства с удельным весом затрат на НИОКР не ниже 3,5.4,5 % от всей суммы издержек. Иногда в качестве критерия используется такой показатель, как доля сотрудников, занятых в сфере НИОКР (для НП она должна составлять не менее 4 % от общего числа работников). Наукоемкие производства сосредоточены, преимущественно, в высокотехнологичных отраслях [6].
Промсвязьбанк и общественная организация «Опора России» с 2014 года ежеквартально публикуют исследование деловой активности малого и среднего бизнеса.
Индекс Опоры RSBI [7] включает в себя четыре компонента: продажи, инвестиции, кадры и доступность финансирования (рис. 1).
Рис. 1. Динамика индекса RSBI и ВВП РФ
Таким образом, по данным рис. 1. можно отследить, что за последние 5 лет индекс деловой активности в России постепенно растет.
Был проведен опрос о состоянии делового климата в России в 2018 и 2019 годах Российским союзом промышленников и предпринимателей [8]. В опросе приняли участие 349 представителей бизнеса.
Пятая часть компаний планирует в краткосрочной перспективе вкладывать инвестиции в инновационные проекты, НИОКР.
Главное ограничение, по мнению половины респондентов, – недостаток собственных средств. Примерно 30% компаний препятствует недостаток квалифицированных сотрудников.
Четверть участников опроса связывает процесс внедрения инноваций с получением заёмных средств. Такое же число опрошенных заявило, что применяемые меры налогового стимулирования инноваций недостаточны [8].
Государственной поддержки инноваций на федеральном уровне не хватает 18,5% компаний. Чуть ниже доля ответа «недостаточно господдержки на региональном и/или местном уровне» – 15,6%.
14,4% респондентов не удовлетворены качеством услуг российских научных и конструкторских организаций и/или их ценой.
Высокие административные барьеры при согласовании проектной документации мешают 12,6% компаний (этот вариант был добавлен в список в 2019 году).
Чуть более десятой части организаций пожаловались на отсутствие на рынке нужных технологических решений и на неразвитую инновационную инфраструктуру, в целом.
По мнению 10,4% предприятий, нужно дополнительно освещать деятельность научных организаций, распространять информацию о передовых российских разработках.
С трудностями в получении качественных инжиниринговых услуг и в обеспечении необходимого качества поставок столкнулись около 7% участников опроса.
У 26,7% компаний не было особых препятствий для инновационной деятельности.
Только 5,9% респондентов заявили, что собственники организаций не заинтересованы в инновациях.
Основные препятствия для осуществления инновационной деятельности предприятий в 2018-2019 годах [5] представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные проблемы при осуществлении инновационной деятельности в 2018-2019 годах
По сравнению с данными за 2018 год, участники опроса стали значимо реже жаловаться на недостаток собственных средств и значимо чаще отвечать, что у них нет особых препятствий для инновационной деятельности.
65,1% компаний-субъектов малого предпринимательства не хватает собственных финансовых средств для внедрения инноваций. В крупных и средних компаниях значимость этого варианта намного ниже.
Крупный бизнес скорее недоволен качеством и ценой услуг российских научных и конструкторских организаций [6].
Компании с участием государства в капитале значимо реже сталкивались с нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов при внедрении инноваций, также эти организации в два раза реже отмечали ответ «трудности с получением кредитных средств». В то же время порядка 20% компаний с государственным участием считают, что на рынке отсутствуют нужные технологические решения.
Таким образом, по результатам опроса можно прийти к выводу, что основными причинами низкой инновационной активности в России остаются:
- недостаток собственных финансовых средств;
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкая предсказуемость хозяйственной деятельности;
- недостаточность мер налогового стимулирования.
Уровень затрат компаний на инновации – инвестиции в новые машины и оборудование, затраты на НИОКР, технологическую подготовку производства, приобретение патентов и лицензий, цифровизацию производства – составил в 2019 году в среднем 7,9%. Год назад значение было 9,9%. Статистически отличие не значимо.
Медианное значение уровня затрат в оба года немного ниже среднего – в отчётный период равно 5%, в 2018 году – 6%.
Затраты половины компаний на инновации менее 5% от выручки. Четверть организаций направляют на инновационную деятельность от 5% до 10% от выручки.
Затраты десятой части опрошенных не превышают 20%. Расходы на инновации около 7% компаний составляют более пятой части выручки.
Примерно такое же число респондентов ответили, что не направляли средства на технологические инновации в 2019 году [5] (рис. 3).
Рис. 3. Уровень затрат на технологические инновации (% от выручки)
Компании-субъекты малого предпринимательства в два раза чаще остальных отвечали, что в 2019 году не тратили средства на инновации. Две трети предприятий среднего размера направляли на инновации менее 5% от выручки. Данные по крупным компаниям повторяют общее распределение.
У пятой части торговых организаций не было расходов на инновации в отчётный период.
Таким образом, малым предприятиям не хватает собственных средств для развития, в связи с чем нужно получение дополнительного финансирования для стабильного функционирования. Нехватка внешнего финансирования замедляет увеличение МСП.
Выделим основные экономические предпосылки для разработки методики выбора источника финансирования малых наукоемких предприятий:
- финансовая нестабильность и низкий уровень платежеспособности малых наукоемких предприятий на всех этапах жизненного цикла;
- большой временной разброс от разработки продукта до его вывода на рынок;
- низкий уровень доверия инвесторов к инновациям;
- длительный срок окупаемости инвестиций;
- малым наукоемким предприятиям в России практически недоступны банковские кредиты;
- государство практически не выступает в роли инвестора;
- слабый уровень заинтересованности работодателей в обучении и развитии персонала;
- государство не готово вкладывать средства в науку и фундаментальные исследования [7];
- слабый уровень развития законодательной базы по инновационной деятельности в России, а также по взаимодействию источника финансирования с малыми предприятиями.