Сегодня, как никогда, в вопросах воспитания и формирования личности детей и подростков важную роль играет социальное партнерство. Именно оно приводит к позитивным эффектам.
МБОУДО ДЮСШ Целинского района деятельность в рамках партнерских взаимоотношений осуществляет как системно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
В целях профилактики проблем общества в воспитании, образовании и социализации детей и подростков мы выстраиваем и поддерживаем взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, культурно-досуговыми учреждениями, учреждениями спорта, силовыми ведомствами, общественными организациями, органами местной власти.
Основная цель, которую мы преследуем – это реализация права семьи и детей в микросоциуме дополнительного образования на защиту и помощь со стороны общества и государства, сохранять и поддерживать семейные связи и традиции, содействовать максимуму разносторонности развития детей и подростков, а так же формированию у них социальных навыков, укреплению здоровья и благополучия.
Социальное партнерство реализуется через различные формы и уровни. А именно:
– партнерство внутри учреждения между педагогами, работающих по разным образовательным направлениям;
– партнерство внешнее с работниками других образовательных учреждений и представителями иных сфер;
– партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
МБОУДО ДЮСШ Целинского района является учреждением дополнительного образования, предоставляющим услуги дополнительного образования в области спортивной деятельности.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства руководство и педагогический коллектив образовательной организации:
– четко обозначил и осуществляет миссию учреждения, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
– владеет методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
– предвидит возможные результаты партнерства для развития учреждения, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления обучающихся).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
– для расширения кругозора воспитанников (экскурсии, поездки, походы);
– формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
– воспитания уважения к труду взрослых;
– привлечения дополнительных инвестиций в материально-техническую базу спортивной школы.
Взаимодействие МБОУДО ДЮСШ Целинского района с социумом включает в себя:
– работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
– взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
– взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, а также учреждениями культуры, спорта;
– детскими и юношескими общественными организациями, волонтерскими объединениями;
– родительской общественностью.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов, определяющих правовую часть обучения и воспитания несовершеннолетних граждан.
Взаимодействие с социальными партнерами носит вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Социально-педагогическое партнерство МБОУДО ДЮСШ Целинкого района функционирует в рамках программы «К успеху идем вместе!», реализация которой осуществляется поэтапно. Пи этом, каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи: от определения форм взаимодействия с объектами социума, через реализацию планов сотрудничества с организациями и учреждениями социума, к подведению итогов социального партнерства.
Сегодня уже можно говорить об определенных результатах деятельности в данном направлении, в частности:
– создана система взаимодействия МБОУДО ДЮСШ Целинского района с учреждениями социума района на основе договоров, совместных партнерских программ и планов;
– установлен уровень социальной компетенции участников воспитательного процесса;
– наблюдается повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов;
– имеет место рост благополучия и здоровья участников воспитательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
И это, на самом деле, очень важно и ценно.
Особо остановлюсь на взаимодействии с семьей обучающегося в МБОУДО ДЮСШ Целинского района.
Поскольку родители являются первыми педагогами, именно они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья м это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И тренеры – преподаватели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
На наш взгляд и именно так показывает сложившаяся практика, формирование сотрудничества между семьей и педагогами учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов возможно через:
– установление добрых, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника;
– приобщение родителей к участию в жизни учреждения;
– объединение усилий для развития и воспитания детей;
– приобщение родителей к совместному с ребенком творению, созиданию и получению от этого удовольствия;
– обогащение, расширение и повышение уровня знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и умение применять их на практике;
– привлечение родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
– получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
– старание стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Таблица
Совместные мероприятия
№п/п |
Формы работы |
Тема |
Цель |
1. |
Анкетирование |
«Давайте познакомимся» |
Собрать и уточнить сведения о детях и родителях |
2. |
Оформить стенд для родителей |
«Правила приема в учреждение», «Правила для родителей», «режим работы ДДТ» |
Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в объединении и донести до родителей важность соблюдения режима занятий |
3. |
Консультации и индивидуальные беседы |
По проблемам с воспитанием вопросам |
Устранение имеющихся проблем у родителей в воспитании ребенка |
4. |
Подготовка конкурсных работ |
На различные темы |
Вовлечение родителей в совместный творческий процесс |
5. |
Посещение семей |
«Когда все дома» |
Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье |
6. |
День открытых дверей |
«Здравствуйте, мы Вам рады!» |
Знакомство с работой объединений, выбор образовательных областей |
7. |
Участие родителей в воспитательных развлекательных, спортивных и тематических мероприятиях |
Согласно плану работы с родителями |
Пропаганда дружной семьи, взаимовыручки и стремления к общим победам |
МБОУДО ДЮСШ Целинского района не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, поскольку заинтересовано:
– в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе учреждения только с семьями своих воспитанников;
– в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
– в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
– в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;
– в саморазвитии участников образовательного и воспитательного процесса.
Опыт работы МБОУДО ЮСШ Целинского района с учреждениями социума показывает, что активная позиция спортивной школы влияет на личную позицию тренеров-преподавателей, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Организация социокультурной связи позволяет нам:
1. Повысить профессионализм тренеров - преподавателей, посредством системного процесса самообразования.
2. Находиться в постоянном творческом поиске инноваций в деле воспитания.
3. Использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей.
4. Решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации дополнительного образования.