На Дальнем Востоке есть примеры успешного сотрудничества между городами Амурской области, Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. Так, город Благовещенск и город Хэйхэ, расположенный на другом берегу Амура, тесно связаны экономически и культурно. В конце 1980-х – начале 1990-х годов между двумя городами была создана регулярная транспортная сеть [1]. Зимой перевозки пассажиров осуществляются автобусами, летом теплоходами, в межсезонье - судами на воздушной подушке. Для жителей этих городов действует безвизовый режим въезда. Ежедневно из Благовещенска в Хэйхэ отправляется до 2000 граждан России. Из Хэйхэ в Благовещенск въезжают китайские коммерсанты, строительные рабочие, повара, изредка туристические группы [2]. До 1 июля 2009 года многие китайские любители казино посещали Благовещенск. В то время количество казино на душу населения было самым высоким в России.
В настоящее время основными грузами, экспортируемыми из России, являются круглый лес и уголь. Импорт из Китая включает потребительские товары, строительные материалы, сантехнику, продукты питания (в основном фрукты и овощи), стальной прокат, большегрузные автомобили, тяжелую строительную технику и автозапчасти [3]. Развиваются и культурные связи. Происходит постоянный обмен делегациями и творческими коллективами. Каждый год проводится совместное российско-китайское мероприятие по заплыву через реку Амур.
Институт Конфуция, обучающий китайских и российских студентов, создан на базе Благовещенского государственного педагогического университета и университета г. Хэйхэ. Обучение проводится по системе 2+2: два года в России и два года в Китае. Амурская международная выставка организуется дважды в год, и самую большую иностранную делегацию составляют китайские предприниматели. В мае 2012 года состоялась программа обмена между делегациями китайских и российских учащихся школы.
Всего несколько лет назад тандем Хабаровска и Фуюань (провинция Хэйлунцзян) был процветающим примером межмуниципального сотрудничества. Однако в последние годы российско-китайское сотрудничество по этому территориальному вектору отошло на второй план [4]. На маршруте Хабаровск-Фуюань каждый год вводятся новые правила, например, после катастрофы с судном в «Булгария» в июле 2011 года количество пассажиров на перевозках по реке Амур было сокращено с 45 до 35 человек, а грузоперевозки – с 4,5 тонн до 1,5 тонн [5]. В 2012 году китайские власти ввели новый запрет, снижающий вес вывозимых из Китая товаров с 50 кг до 20 кг. Кстати, это ограничение не распространяется на граждан Китая, ввозящих товары в Россию [6]. Они по-прежнему могут провезти через границу 50 кг. Мэр Фуюаня объяснил, что целью было увеличить число туристов, заинтересованных в развлечениях, а не в покупках, но это привело к повышению цен на билеты и резкому снижению числа туристов [7].
Основные проблемы, препятствующие развитию межпоселенческого сотрудничества в приграничном регионе между российским Дальним Востоком и северо-востоком Китая, включают в себя:
а) различия в административно-территориальном делении Китая и Российской Федерации, а также различная степень готовности МО к активным действиям [8];
б) управление на всех уровнях в Китае высоко централизовано, что объясняет скорость принятия решений по крупным проектам, таким как развитие Большого Уссурийского острова под Хабаровском [9];
в) Китайские города менее заинтересованы во взаимодействии со слаборазвитыми муниципалитетами российского Дальнего Востока и более заинтересованы в "выходе" на региональный уровень, сопоставимый со своим по социально-экономическому потенциалу [10];
г) опыт успешного межмуниципального сотрудничества в Европе необходимо адаптировать к отношениям между Россией и Китаем. Исходя из вышесказанного, следует продвигать межмуниципальное экономическое сотрудничество в соседних странах, а также выявлять и обобщать лучшие практики межмуниципального сотрудничества [11].