Главная
АИ #32 (162)
Статьи журнала АИ #32 (162)
Формирование звуковой культуре речи у детей подготовительной к школе группе

Формирование звуковой культуре речи у детей подготовительной к школе группе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

звуковая культура речи
произносительные качества
звукопроизношение
дикция
звуковая выразительность
интонация
двигательные средства выразительности

Аннотация статьи

В данной работе рассматривается понятие звуковой культуры речи и его компоненты, включая произносительные качества, звуковую выразительность, и элементы культуры речевого общения. Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи у детей в детском саду. Описываются методы и приемы, применяемые для формирования правильного произношения, дикции, интонации, а также связанные с этим двигательные средства выразительности. Анализируется роль игр, упражнений, инсценировок, рассказов и других педагогических подходов в процессе воспитания звуковой культуры речи у детей.

Текст статьи

Звуковая культура речи – это понятие достаточно широкое, оно включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). В школу дети должны идти с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Воспитание звуковой культуры является важнейшей задачей развития речи в детском саду. Основная форма работы с детьми в детском саду по программе «От рождения до школы»: организованная образовательная деятельность. Так же большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах, игры-драматизации, праздники и развлечения, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, шутки-чистоговорки, индивидуальная работа. Основными методами для воспитания звуковой культуры речи являются: игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом); игровые упражнения; инсценировки. Очень продуктивны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.).

Очень эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений для формирования выразительности речи. Некоторые элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок. Использую указанные методы, можно использовать разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: образец педагога; объяснение; образное называние звука или звукосочетания; хоровые и индивидуальные повторения; совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя; оценка ответа или действия и исправление; образная физкультурная пауза; показ артикуляционных движений. В своей работе воспитатель использует игры, направленные на выработку четкой дикции. Проводимая работа по формированию звуковой стороны речи осуществляется в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий. Главным приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который показывает детям воспитатель. Изначально данный прием подкрепляется кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата. Для формирования фонематического слуха, звуко и словопроизношения предлагается использовать специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука. Одним из основных приемом является хоровые и индивидуальные повторения. Эти приемы обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, главную в формировании звуковой культуры речи. Очень важны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей. Такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога повышает качество ответов. Ребятам можно предложить в эмоционально-шутливой форме: «Давайте поучим волка петь веселую песенку!», или в деловой: «Надо крепко-крепко запомнить, как произносится то или иное слово, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво – кому же хочется попасть в смешное положение?». Другим приемом является – индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка: «Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Ариши – она умеет быть ласковой, заботливой». Если ребенок ошибается, то используются приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца). В ходе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его друзей. Данный фактор используется и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются все дети. Важны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. На занятиях так же употребляется – образная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала. В работе над звуковой культурой речи применяются наглядные приемы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях с детьми часто фигурирует дополнительное оборудование – «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки - другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова. Продолжается формирование речевого слуха.

Речевой слух – понятие широкое (способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр). Основная задача – подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. В подготовительной группе ребят сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д. Потом приступают к звуковому анализу слова. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Главной целью использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Потом перед детьми ставится учебная задача – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Потом дети самостоятельно вполголоса ее проговаривают. Для повторения скороговорки сначала вызывают детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяется указание: говорить медленно, но четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой. Для правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Данные качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простых потешек. Для работы над звукопроизношением используются дидактические игры. У ребят дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Правильная постановка ударения трудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Обычное исправление ошибок не приводит к желаемым результатам – ребенок продолжает ставить ударение неправильно, хотя его много раз поправляли, побуждали произносить слово правильно. Необходимо показать ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ. При формировании различных качеств голоса детей – силы, высоты проводятся подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Для формирования выразительности чтения и пересказа используются разнообразные приемы. Для старших дошкольников оказывается индивидуальная цель заучивания или. В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа – мимику, жест, позу, походку. В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса. Ежедневно планируется индивидуальная работа по звуковой культуре речи на занятиях, прогулках, во время режимных моментов. Она включает в себя игры, игровые упражнения, дыхательные гимнастики, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, рассказы. Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Список литературы

  1. Архипова, Е.С. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. С. Архипова. - М.: Феникс, 2015. – 254 с.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2015. – 400 с.
  3. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие [Текст] / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис-Пресс. – 2017. – 276 с.
  4. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми дошкольного возраста [Текст] / Ю.В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - №1. - С. 27-31.
  5. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей: методическое пособие [Текст] / О. Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Книголюб, 2014.-252 с.
  6. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2014. – 315 с.
  7. Звуковая культура речи [Электрон. ресурс]: Междунар. науч. пед. интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // oim.ru. – M.: OIM.RU, 2017. – 2018. Режим доступа: http://aawee.ru/kultura-rechi/ - 02.01.2016
  8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2016. – 154 с.
  9. Куляба, Г.Н. Использование ИКТ для коррекции звукопроизношения в условиях ДОУ [Текст] / Г. Н. Куляба // Эффективный педагогический опыт: Сборник научных статей и педагогических материалов. - М.: Образование, 2016. – С. 423–312.
  10. Лужбина, Т.В. Занятия по развитию речи в ДОУ: методическое пособие [Текст]/ Т.В. Лужбина, Л. Н. Зырянова. - М.: Феникс, 2017. -205 с.
  11. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – М.: Сфера - Москва, 2017. - 144 c.
  12. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи: методическое пособие [Текст] / Е. М. Косинова. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2016. – 180 с.
  13. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Максаков. – М.: Мозайка - Синтез, 2017. – 202 с.
  14. Мирясова, В. И. / Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников [Текст] / В.И. Мирясова. – М.: АСТ, Астрель - Москва, 2011.
  15. Михеева, И.А. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда [Электронный ресурс]: И. А. Михеева. // СПб.: КАРО, Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44460. – ЭБС «IPRbooks» / 17.11.2018.
  16. Нищева, Н. В. / Будем говорить правильно: Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст] / Н. В. Нищева. – М.: СПб- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 112 с.
  17. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников: учебное пособие [Текст] / Е.Б. Танникова. - М.: Издательский центр «Сфера», 2016. – 268 с.
  18. Тимофеева. Т.А. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / Т.А. Тимофеева // Эффективный педагогический опыт: Сборник научных статей и педагогических материалов. - М.: Образование, 2018. – С. 415–206.
  19. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие [Текст] / Н. А. Стародубова. – М.: Академия - Москва, 2016. – 370 с.
  20. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие [Текст] / О. С. Ушакова – М.: Сфера - Москва, 2015. – 96 с.
  21. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников: методическое пособие [Текст] / О. С. Ушакова. – М.: Сфера - Москва, 2015. – 117 с.
  22. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста [Текст] / Федосова, О.Ю. – М.: Самара, 2015. – 234 с.
  23. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников: методическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева. - М.: Академия-Москва. - 2017. – 124 с.
  24. Хворина, А.Е. Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников: [Текст] / А.Е. Хворина // Дошкольная педагогика – 2017. – № 4. – С.7-13.

Поделиться

1116

Карпенская О. И., Приходько В. В. Формирование звуковой культуре речи у детей подготовительной к школе группе // Актуальные исследования. 2023. №32 (162). С. 124-127. URL: https://apni.ru/article/6853-formirovanie-zvukovoj-kulture-rechi-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января