Главная
АИ #32 (162)
Статьи журнала АИ #32 (162)
Влияние экологических регулятивов на стратегии малого и среднего бизнеса

10.51635/27131513_2023_32_107

Влияние экологических регулятивов на стратегии малого и среднего бизнеса

Автор(-ы):

Хабибов Алмаз Ильгизович

10 августа 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

экологические нормы
малые и средние предприятия
устойчивое развитие
стратегическое управление
бизнес-стратегия
соответствие требованиям
проблемы
воздействие
рекомендации
сравнительный анализ

Аннотация статьи

В этой исследовательской статье исследуется сложная взаимосвязь между экологическими нормами и стратегическими мерами реагирования малых и средних предприятий (МСП). В нем делается акцент на необходимости перехода к устойчивым практикам, что часто определяется убеждениями и целями отдельных лиц или ключевых заинтересованных сторон внутри организации. Хотя многие малые и средние предприятия проявляют готовность инвестировать в более чистые и энергоэффективные технологии, они сталкиваются с трудностями в получении финансирования из-за отсутствия поддерживающих финансовых институтов и нехватки экспертов, которые могли бы оценить их предложения. Бизнес-ассоциации по всему миру все чаще обращаются за государственной помощью, чтобы облегчить переход МСП к "зеленой" экономической модели.

В статье проводится сравнительный анализ природоохранных норм в разных странах в сочетании с оценкой особенностей регулирования для малых и средних предприятий. Это всестороннее исследование проливает свет на последующее влияние на стратегическое управление, стратегическое планирование и принятие решений в рамках МСП. Повествование привлекает внимание к последствиям, которые эти нормативные акты могут оказать на конкурентную стратегию и бизнес-модели малых и средних предприятий, одновременно анализируя проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при внедрении этих нормативных актов.

Также в статье содержатся рекомендации по совершенствованию системы экологического регулирования для малых и средних предприятий, тем самым укрепляя их приверженность экологичным практикам и усиливая их вклад в сохранение окружающей среды. Исследование призвано служить руководством для МСП, политиков и исследователей, предоставляя информацию, которая могла бы устранить разрыв между экологическими нормами и стратегиями МСП.

Текст статьи

Введение

По мере того как мир движется к более устойчивому будущему, роль экологических норм в формировании стратегий малых и средних предприятий (МСП) становится все более важной. Во всем мире страны признают необходимость "зеленой" экономики, при этом экологически чистые методы неуклонно становятся скорее нормой, чем исключением. Малые и средние предприятия, являясь важным компонентом национальной и глобальной экономики, оказывают значительное совокупное воздействие на окружающую среду несмотря на то, что их индивидуальный след кажется минимальным.

Однако, в то время как некоторые предприятия начали осознавать преимущества экологически чистых практик, таких как снижение затрат, соблюдение экологических норм и улучшение отношений с клиентами, значительная часть малых и средних предприятий все еще сталкивается с пониманием и внедрением этих принципов. Они часто рассматривают сохранение окружающей среды как техническое, сложное и дорогостоящее мероприятие, в основном из-за ограниченных ресурсов, нехватки квалифицированного персонала и недостаточных профессиональных знаний. Кроме того, неопределенность, связанная с окупаемостью инвестиций в новые технологии, усугубляет их нерешительность в отношении полной приверженности устойчивым практикам.

Меры по соблюдению экологических норм сильно различаются в разных регионах. В странах Европейского союза (ЕС) и ОЭСР нормативные и экономические стимулы сыграли важную роль в том, чтобы направить МСП на улучшение экологических показателей и побудить их превзойти чисто юридические требования. И наоборот, странам Восточного партнерства еще предстоит создать аналогичные нормативные, политические и институциональные механизмы для содействия экологической устойчивости малых и средних предприятий.

В свете этих сложностей целью данной статьи является изучение влияния экологических норм на стратегии, принимаемые малыми и средними предприятиями. Она направлена на разъяснение проблем и возможностей, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия на пути к устойчивому развитию, нормативно-правовой базы в различных регионах и эффективности текущих мер по продвижению экологически обоснованной деловой практики среди малых и средних предприятий.

Определение МСП и их роль в экологии

Малые и средние предприятия (МСП) играют ключевую роль в мировой экономике, составляя значительное большинство предприятий по всему миру. Определение МСП варьируется в зависимости от страны и отрасли, принимая во внимание такие факторы, как численность персонала, годовой оборот, стоимость активов и чистая прибыль. Согласно определению Европейского союза, в бизнесе среднего размера работает менее 250 человек, а оборот не превышает 50 миллионов евро или общая сумма баланса не превышает 43 миллионов евро. Малый бизнес характеризуется наличием менее 50 сотрудников и общей суммой баланса менее 10 миллионов евро, в то время как микробизнес обычно насчитывает менее 10 сотрудников и общую сумму баланса менее 2 миллионов евро.

Воздействие отдельных малых и средних предприятий на окружающую среду может показаться незначительным, но их совокупное влияние существенно, на их долю приходится примерно 99% всех предприятий во всем мире, причем на микропредприятия приходится более 90% этого показателя. Малые и средние предприятия несут ответственность за значительную долю промышленного загрязнения в Европе, на их долю приходится примерно 60-70% промышленных выбросов [1]. Ключевые секторы, в которых малые и средние предприятия оказывают существенное воздействие на окружающую среду, включают, среди прочего, сельское хозяйство, строительство, металлообработку, утилизацию отходов, производство продуктов питания, текстиля и кожи.

Снижение воздействия малых и средних предприятий на окружающую среду за счет соблюдения экологических требований и их превышения является решающим фактором в достижении устойчивой экономики. Малые и средние предприятия являются важнейшими движущими силами эко инноваций и ключевыми игроками в формирующейся "зеленой" индустрии. Все чаще открываются возможности для малых и средних предприятий в качестве поставщиков экологически чистых товаров и услуг. Такие факторы, как рост цен на сырьевые товары, потенциальная экономия средств и рыночное давление со стороны потребителей, заботящихся об окружающей среде, стимулируют внедрение устойчивых методов ведения бизнеса среди малых и средних предприятий.

Препятствия на пути внедрения экологически ориентированных коммерческих возможностей

Готовности и способности малых и средних предприятий внедрять устойчивые методы и использовать экологически ориентированные коммерческие возможности часто препятствуют ограниченные ресурсы, особенно из-за их размера, нехватки квалифицированного персонала и ограниченных знаний. Многие малые и средние предприятия не знают о многочисленных финансово привлекательных возможностях экологизации своей деятельности. Существует распространенное заблуждение, что экологическая устойчивость влечет за собой технические сложности, бремя и высокие затраты. Даже когда МСП признают, что улучшение их экологических показателей повышает конкурентоспособность, отсутствие соответствующих профессиональных знаний и специализированных навыков часто мешает им использовать экономически и экологически выгодные альтернативы. Кроме того, ограниченность ресурсов часто приводит к тому, что малые и средние предприятия не склонны к риску и неохотно инвестируют в новые технологии, отчасти из-за неопределенности в отношении окупаемости инвестиций.

Опрос, проведенный UK Carbon Trust, показал, что 65% потребителей предпочитают приобретать продукцию у экологически ответственных компаний. Несмотря на такой потребительский спрос, более половины малых и средних предприятий воспринимают экологизацию экономики как угрозу. Примерно половина малых предприятий считают, что для того, чтобы "зеленая" экономика приносила пользу, требуются значительные капиталовложения, и только 22% компаний ожидают повышения прибыльности от инвестиций в экологически ориентированные продукты и услуги [2].

Для малых и средних предприятий переход к устойчивым практикам – это, прежде всего, добровольное усилие, обусловленное целями и убеждениями отдельных лиц или ключевых заинтересованных сторон внутри организации. Многие малые и средние предприятия готовы инвестировать в более энергоэффективные и экологически чистые технологии и процессы. Однако им требуются надежные партнеры и соответствующая нормативно-правовая база для облегчения вариантов финансирования. К сожалению, малые и средние предприятия часто сталкиваются с трудностями в доступе к финансированию из-за нежелания банков поддерживать такие проекты и нехватки специалистов, способных оценить предложения малых и средних предприятий.

Для решения этих проблем все большее число бизнес-ассоциаций в различных странах обращаются за государственной поддержкой, чтобы обеспечить переход МСП к "зеленой" экономической модели. Эта поддержка включает в себя предоставление четкой и доступной нормативно-правовой базы, учитывающей уникальные потребности малого бизнеса, предоставление исчерпывающей информации о практических и финансовых аспектах экологически чистых практик и использование финансовых стимулов для поощрения МСП уверенно инвестировать в экологически ориентированные технологии и системы экологического менеджмента. В ответ Европейский союз выдвинул различные политические инициативы, направленные на поддержку "зеленой" трансформации малых и средних предприятий.

Признавая важность малых и средних предприятий и их потенциал для стимулирования изменений в окружающей среде, становится необходимым изучить влияние экологических норм на стратегии этих предприятий.

Обсуждение ключевых теорий и моделей, описывающих взаимодействие между экологическими нормами и бизнес-стратегиями

При понимании влияния экологических норм на бизнес-стратегии, особенно для малых и средних предприятий (МСП), несколько теоретических точек зрения дают ценную информацию.

Гипотеза Портера: Названная в честь ее сторонника Майкла Э. Портера, эта теория утверждает, что строгое экологическое регулирование может вдохновить на инновации, которые могут частично или более чем полностью компенсировать затраты на соблюдение этих правил. В контексте малых и средних предприятий это говорит о том, что эффективные и строгие экологические нормы могли бы побудить эти предприятия разрабатывать новые, экологически чистые технологии, продукты или процессы, которые не только помогают им соблюдать правила, но и обеспечивают им конкурентные преимущества [8].

Взгляд, основанный на ресурсах (RBV): Эта теоретическая точка зрения фокусируется на ресурсах и возможностях фирмы как фундаментальных факторах, определяющих ее конкурентные преимущества и эффективность работы. Для МСП ресурсы можно рассматривать как включающие знания и навыки, необходимые для эко инноваций или адаптации к экологическим нормам. Следовательно, то, как малые и средние предприятия могут стратегически использовать свои ресурсы в контексте экологических норм, может существенно повлиять на их бизнес-стратегию.

Теория заинтересованных сторон: Эта теория утверждает, что бизнес – это система, состоящая из взаимозависимых групп с различными интересами, и успех фирмы зависит от управления этими отношениями. Это касается не только акционеров, но и сотрудников, клиентов, сообществ и правительства. Таким образом, экологические нормы, которые можно рассматривать как проявление интересов общества или правительства, могут существенно влиять на стратегию малого и среднего бизнеса, особенно с точки зрения управления его взаимоотношениями с этими заинтересованными сторонами.

Институциональная теория: Эта теория подчеркивает роль социального и регулятивного давления в формировании организационного поведения и стратегии. В контексте экологических норм МСП, как и все предприятия, подвержены давлению со стороны институциональной среды. То, как они реагируют на это давление, будь то уступчивость, избегание, манипулирование или вызов, является неотъемлемой частью их бизнес-стратегии.

Исследуя эти теории, мы можем начать понимать, как экологические нормы могут влиять на стратегическое поведение малых и средних предприятий. В следующих разделах более подробно рассматриваются особенности этих воздействий в контексте различных экологических норм и практики малого и среднего бизнеса.

Обзор существующих исследований о влиянии экологических норм на МСП

Был проведен широкий спектр исследований на тему экологических норм и их воздействия на малые и средние предприятия. Обзор этих исследований выявляет широкий спектр ответов, часто продиктованных характером отрасли, конкретными экологическими нормами, о которых идет речь, институциональным и рыночным контекстом, а также уникальными характеристиками отдельных малых и средних предприятий.

В исследовании, проведенном Берроне, Фосфури и Гелабертом (2017), было отмечено, что строгие экологические нормы, как правило, приводят к росту эко инноваций среди малых и средних предприятий. Этот вывод хорошо согласуется с гипотезой Портера и предполагает, что хорошо продуманные экологические нормы могли бы служить катализаторами устойчивой деловой практики [3].

Исследование, проведенное Дельмасом и Тоффелем (Delmas and Toffel, 2008), высветило важность вовлечения заинтересованных сторон и предполагаемых регулятивных рисков при определении экологических показателей МСП. Исследователи пришли к выводу, что малые и средние предприятия с более активными заинтересованными сторонами и высоким воспринимаемым уровнем регулятивных рисков с большей вероятностью будут внедрять передовые экологические практики [4].

Институциональная теория особенно очевидна в исследовании, проведенном Кордано и Фризом (Cordano and Frieze, 2000), которые обнаружили, что внешнее институциональное давление существенно повлияло на реакцию МСП на экологические нормы. Малые и средние предприятия, испытывающие значительное принудительное, нормативное и имитационное давление, с большей вероятностью соблюдали экологические нормы и превышали их, применяя более экологичные бизнес-стратегии [5].

Однако воздействие экологических норм на МСП не всегда является положительным или однозначным. Согласно исследованию Арагон-Корреа, Маркуса и Уртадо-Торреса (2016), выгоды от экологических инноваций, вызванных нормативными актами, с большей вероятностью получат крупные фирмы по сравнению с малыми и средними предприятиями. Исследователи утверждали, что это было связано с превосходящими ресурсами и возможностями крупных фирм, подчеркивая важность подхода, основанного на ресурсах, для понимания различных последствий экологических норм [6].

Более того, некоторые исследования показали, что малые и средние предприятия часто воспринимают экологические нормы как обременительные. Например, Хиллари (2004) указала, что малым и средним предприятиям часто не хватает необходимых ресурсов и экспертных знаний для соблюдения экологических норм, что может препятствовать их способности к инновациям и конкуренции [7].

Эти исследования дают ценную информацию о сложном взаимодействии между экологическими нормами и малыми и средними предприятиями, но они также подчеркивают необходимость дальнейших исследований. В частности, необходимо лучше понимать конкретные контексты и механизмы, посредством которых природоохранные нормы влияют на стратегическое поведение МСП.

Сравнение и анализ существующих экологических норм в разных странах

Экологические нормы существенно различаются в разных странах из-за различий в их экономических структурах, уровнях индустриализации, культурных нормах и политических системах. Сравнение этих нормативных актов может дать представление об их потенциальном воздействии на малые и средние предприятия (МСП) и помочь выявить лучшие практики, которые могут быть применены в различных юрисдикциях [9].

Европейский союз (ЕС)

В ЕС нормативный подход к охране окружающей среды является как нисходящим, так и всеобъемлющим. Директивы ЕС, которые должны выполняться государствами-членами, охватывают широкий спектр областей, включая качество воздуха, охрану водных ресурсов, утилизацию отходов и охрану природы. В частности, Схема экологического менеджмента и аудита ЕС (EMAS) предназначена для улучшения экологических показателей малых и средних предприятий путем предоставления им основы для управления экологическими обязанностями. ЕС также поощряет "зеленые" инновации среди малых и средних предприятий посредством возможностей финансирования в рамках программы исследований и инноваций Horizon 2020.

Соединенные Штаты (US)

Напротив, в США, как правило, применяется отраслевой подход к экологическому регулированию. Агентство по охране окружающей среды (EPA) приняло несколько законодательных актов, касающихся загрязнения воздуха и воды, опасных отходов и токсичных веществ. Хотя правила, как правило, более строгие, чем во многих других странах, их применение иногда может быть непоследовательным. Агентство по охране окружающей среды предлагает помощь малым и средним предприятиям в рамках Программы экологической помощи малому бизнесу (SBEAP), которая предоставляет образовательную и техническую поддержку, помогающую малым и средним предприятиям соблюдать экологические нормы.

Китай

Китай быстро ужесточает свои экологические нормы из-за серьезных проблем с загрязнением окружающей среды. Она внедрила Закон об охране окружающей среды и множество других нормативных актов, направленных на загрязнение воздуха, воды и почвы. Несмотря на строгие стандарты, правоприменение было сложной задачей из-за нехватки ресурсов и институциональной слабости. Тем не менее, недавние усилия по "озеленению" экономики привели к внедрению инициатив, которые поддерживают МСП в принятии устойчивых практик, включая субсидии и налоговые льготы.

Индия

Нормативно-правовая база Индии в области охраны окружающей среды, включающая Закон о водных ресурсах, Закон о воздухе и Закон об охране окружающей среды, представляет собой комплексный подход к сохранению окружающей среды. Однако правоприменение остается проблемой, отчасти из-за сложного взаимодействия между юрисдикциями центрального правительства и правительства штата. Правительства некоторых штатов приступили к реализации инициатив для малых и средних предприятий, которые сочетают в себе облегчение доступа к кредитам, модернизацию технологий и наращивание потенциала для лучшего соблюдения экологических стандартов.

Нормативные системы каждой из этих стран предусматривают различные стимулы и рамки для внедрения МСП устойчивых практик. Понимание этих различий может послужить основой для разработки более эффективных стратегий содействия экологической устойчивости малых и средних предприятий во всем мире.

Оценка особенностей регулирования для малых и средних предприятий

Специфика механизмов экологического регулирования для малых и средних предприятий (МСП) существенно различается в зависимости от географического положения, местной законодательной базы и характера сектора, в котором работает МСП. При оценке этих правил учитывается несколько соображений, представленных на рисунке 1 [10].

Рис. 1. Оценка особенностей регулирования для МСП

Сложность регулирования

Малые и средние предприятия часто сталкиваются с более значительным бременем при выполнении требований экологического законодательства по сравнению с более крупными предприятиями, главным образом из-за сложного характера природоохранных законов и нормативных актов. Эти сложности могут привести к увеличению затрат для МСП, особенно связанных с управлением соблюдением требований и отчетностью, которые часто требуют найма специализированного персонала или сторонних консультантов.

Доступность ресурсов

Ресурсы, имеющиеся у МСП для выполнения экологических норм, часто недостаточны, особенно для микро- и малых предприятий. Этот дефицит может варьироваться от ограниченных финансовых ресурсов, которые могут ограничить внедрение необходимых изменений, до недостатка информации или экспертных знаний о том, как соблюдать нормативные акты и использовать их для получения преимуществ для бизнеса.

Гибкость регулирования

Гибкость регулирования является важнейшим аспектом природоохранного законодательства. Многие природоохранные нормативные базы для МСП обладают определенной степенью гибкости, позволяющей учитывать различия в размерах, секторе и потенциале МСП. Например, поэтапные или гибкие сроки соблюдения требований, упрощенные процедуры отчетности и меньшие штрафы за несоблюдение требований могут облегчить МСП адаптацию к нормативно-правовой среде.

Механизмы поддержки

Механизмы поддержки, такие как государственные субсидии, налоговые льготы и кредиты под низкие проценты, могут значительно повысить способность МСП соблюдать экологические нормы. Эти механизмы поддержки могут помочь ослабить финансовое давление и предоставить МСП необходимые ресурсы для инвестирования в более экологичные технологии или процессы.

Поощрение инноваций

Нормативные акты, поощряющие инновации, могут помочь малым и средним предприятиям в их переходе к более экологичным операциям. Нормативно-правовая база, поощряющая инновации в области экологической устойчивости, такие как патентные льготы или общественное признание, может стимулировать МСП к поиску новых решений экологических проблем.

Таким образом специфика экологического регулирования для малых и средних предприятий многогранна и требует соблюдения баланса между достижением экологических целей и поддержанием жизнеспособности бизнеса. Успешная система регулирования – это та, которая поощряет соблюдение требований и способствует развитию культуры устойчивого развития, а не просто вводит карательные меры за несоблюдение.

Обсуждение нормативных последствий для малого и среднего бизнеса

Экологические нормы могут оказывать значительное влияние на деятельность, прибыльность и конкурентные преимущества малых и средних предприятий (МСП). Последствия таких правил сложны и многогранны (рис. 2) [11].

Рис. 2. Обсуждение нормативных последствий для МСП

Оперативные последствия

Экологические нормы часто требуют изменений в операционных процессах малых и средних предприятий. Эти изменения могут включать обновление или замену существующих технологий или оборудования экологически чистыми альтернативами, изменение производственных процессов с целью сокращения выбросов или внедрение методов обращения с отходами. Хотя эти изменения могут привести к увеличению краткосрочных затрат, они часто приводят к повышению операционной эффективности в долгосрочной перспективе и экономии средств.

Финансовые последствия

Соблюдение экологических норм может повлечь за собой значительные финансовые последствия для малых и средних предприятий. Первоначальные затраты на соблюдение требований, такие как инвестиции в новое оборудование или технологию, могут быть значительными. Однако эти затраты часто могут быть компенсированы долгосрочной экономией за счет повышения операционной эффективности, налоговых льгот и доступа к новым рыночным возможностям. Кроме того, несоблюдение экологических норм может привести к финансовым штрафам и ущербу репутации.

Конкурентные последствия

Малые и средние предприятия, которые соблюдают экологические нормы и внедряют устойчивые методы ведения бизнеса, часто получают конкурентные преимущества. Потребители все чаще отдают предпочтение предприятиям, которые уделяют приоритетное внимание экологической устойчивости, и признание их в качестве экологически чистого бизнеса может повысить репутацию бренда и лояльность клиентов. Кроме того, соблюдение экологических норм может открыть доступ к новым рынкам и возможностям, особенно в секторах, где устойчивость является ключевой задачей.

Последствия инноваций

Экологические нормы часто выступают в качестве катализатора инноваций. Они подталкивают МСП к поиску новых технологий и процессов, соответствующих нормативным стандартам, что часто приводит к улучшению продуктов и услуг. Это может привести к улучшению положения на рынке и созданию уникальных коммерческих предложений для бизнеса.

Последствия для управления рисками

Соблюдение экологических норм может сыграть решающую роль в управлении рисками. Обеспечивая соблюдение требований, малые и средние предприятия могут избежать штрафных санкций и репутационного ущерба, связанного с несоблюдением требований. Кроме того, внедрение устойчивых практик может помочь малым и средним предприятиям предвидеть и смягчать будущие риски, связанные с факторами окружающей среды.

Экологические нормы предъявляют определенные требования и проблемы к малым и средним предприятиям, они также могут способствовать совершенствованию, стимулировать инновации и приводить к конкурентным преимуществам. Понимание этих последствий может помочь малым и средним предприятиям стратегически подходить к соблюдению экологических требований и использовать их в своих интересах.

Анализ регулирующего воздействия на стратегическое планирование и принятие решений в МСП

Влияние экологических норм на процессы стратегического планирования и принятия решений на малых и средних предприятиях (МСП) многогранно. В этом разделе представлен анализ того, как данные нормативные акты влияют на эти ключевые бизнес-операции (рис. 3) [12].

Рис. 3. Регулирующие воздействия на стратегическое планирование и принятие решений в МСП

Воздействие стратегического планирования:

  1. Задачи: Малые и средние предприятия должны пересмотреть свои бизнес-задачи в соответствии с экологическими нормами, что часто требует более устойчивого подхода. Такие цели, как сокращение отходов, минимизация энергопотребления и поиск экологически чистых материалов, могут стать центральными в их бизнес-стратегиях.
  2. Операционная стратегия: Соблюдение нормативных требований часто требует корректировки операционных стратегий. Малым и средним предприятиям, возможно, потребуется модифицировать производственные процессы, инвестировать в новые технологии и внедрять экологически безопасные методы в своей деятельности.
  3. Долгосрочное планирование: Экологические нормативы влияют на долгосрочное планирование, поскольку МСП должны прогнозировать влияние этих нормативных актов на их отрасль, рынок и бизнес-операции. Это может включать разработку стратегии в отношении потенциальных новых нормативных актов и планирование устойчивого роста.

Влияние на принятие решений:

  1. Решение о соблюдении требований: малые и средние предприятия должны принимать решения о том, как наиболее эффективно выполнять нормативные требования. Это может включать в себя выбор между различными технологиями или практиками, определение того, следует ли развивать возможности собственными силами или привлекать аутсорсинг, а также оценку потенциальных партнерств или коллабораций.
  2. Инвестиционные решения: Нормативные акты часто требуют инвестиций в новые технологии, процессы или персонал. Малые и средние предприятия должны сопоставлять эти затраты с потенциальными выгодами, включая соблюдение требований законодательства, операционную эффективность и повышение репутации.
  3. Решения по управлению рисками: Соблюдение нормативных требований предполагает управление юридическими и финансовыми рисками. Малые и средние предприятия должны принимать решения относительно того, как наилучшим образом управлять этим риском, например, инвестировать в программное обеспечение для обеспечения соответствия требованиям, проводить регулярные аудиты или нанимать юрисконсульта.
  4. Решения по маркетингу и разработке продуктов: Поскольку нормативные акты стимулируют переход к устойчивому развитию, у МСП появляется возможность принимать стратегические решения о том, как продвигать на рынок свои усилия по соблюдению требований и разрабатывать новые, экологически чистые продукты или услуги.

Таким образом, экологические нормы играют важную роль в процессах стратегического планирования и принятия решений на малых и средних предприятиях. Понимая эти последствия и стратегически реагируя на них, малые и средние предприятия могут трансформировать проблемы регулирования в возможности для улучшения операционной деятельности, укрепления репутации и устойчивого роста.

Изучение влияния нормативных актов на конкурентную стратегию и бизнес-модели малых и средних предприятий

Экологические нормы оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии и бизнес-модели малых и средних предприятий (МСП). Это влияние можно наблюдать в различных сферах их деятельности (рис. 4) [13].

Рис. 4. Влияние нормативных актов на конкурентную стратегию и бизнес-модели МСП

Влияние конкурентной стратегии:

  1. Дифференциация: Соблюдение нормативных требований может служить источником конкурентной дифференциации. Малые и средние предприятия, которые соблюдают экологические нормы и выходят за рамки минимальных требований, могут заявить о себе на рынке как об экологически ответственных предприятиях. Это различие может найти отклик у клиентов, особенно у тех, кто ценит экологичность.
  2. Лидерство в затратах: Соблюдение экологических норм часто требует инвестиций в новые технологии или процессы, что на начальном этапе может привести к увеличению эксплуатационных расходов. Однако со временем эти инвестиции могут привести к повышению операционной эффективности, сокращению отходов и затрат, что позволит реализовать стратегию лидерства в затратах.
  3. Стратегии фокусировки/ниши: Природоохранные нормы могут помочь малым и средним предприятиям занять нишу на рынке экологически чистых товаров или услуг. Сосредоточившись на конкретных сегментах клиентов, которые высоко ценят экологичность, малые и средние предприятия могут адаптировать свои предложения к уникальным потребностям и предпочтениям клиентов.

Влияние бизнес-модели:

  1. Ценностное предложение: Соблюдение нормативных требований может повысить ценностное предложение малых и средних предприятий за счет обеспечения гарантии качества и демонстрации приверженности экологической ответственности. Это может понравиться потребителям, которые уделяют приоритетное внимание экологичности, тем самым привлекая новых клиентов и удерживая существующих.
  2. Ключевые виды деятельности: Соблюдение нормативных требований может потребовать изменений в ключевых видах деятельности, таких как внедрение более чистых методов производства, инвестиции в обучение персонала или внедрение более комплексной стратегии обращения с отходами.
  3. Потребительские сегменты: Экологические нормы могут побудить малые и средние предприятия к переоценке своих целевых потребительских сегментов. Предприятия могут найти выгодные возможности для сбыта своих товаров или услуг экологически сознательным потребителям, которые ценят предприятия, соответствующие нормативным требованиям.
  4. Источники дохода: Соблюдение нормативных требований может привести к появлению новых источников дохода, таких как экологически чистые продукты или услуги, которые могут удовлетворить растущий рыночный спрос на устойчивые альтернативы.

В заключение следует отметить, что природоохранные нормы не просто создают проблемы для малых и средних предприятий, но и открывают возможности для переоценки и переопределения их конкурентных стратегий и бизнес-моделей. Соблюдая требования природоохранных норм, малые и средние предприятия могут повысить свою конкурентоспособность и привести свою деловую практику в соответствие с возникающими потребностями устойчивой экономики.

Проблемы и вызовы в применении природоохранных норм

Несмотря на очевидный потенциал для позитивных преобразований, применение экологических норм в контексте малых и средних предприятий также сопряжено с рядом проблем. Их можно в широком смысле разделить на понимание и осведомленность, доступность ресурсов и нормативную согласованность и поддержку [14].

Понимание и осведомленность: Многим малым и средним предприятиям не хватает знаний о деталях экологических норм, и понимание потенциальных преимуществ соблюдения часто является сложной задачей. Сложные нормативные требования могут быть трудны для интерпретации и применения, особенно для предприятий, которые не имеют доступа к юридической консультации или экологической экспертизе. Это может привести к восприятию того, что природоохранные нормы являются главным образом бременем затрат, без признания потенциала экономии затрат и конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности и дифференциации.

Доступность ресурсов: Малые и средние предприятия, как правило, располагают ограниченными ресурсами с точки зрения времени, финансов и людских ресурсов. Таким образом, внедрение изменений в соответствии с экологическими нормами может оказаться серьезной проблемой. Даже при наличии желания у МСП может не хватать технических знаний или финансовых ресурсов, необходимых для внесения необходимых изменений. Эти ограничения могут стать существенным препятствием на пути успешного применения экологических норм.

Согласованность и поддержка нормативно-правовой базы: Меняющийся нормативно-правовой ландшафт может затруднить МСП планирование на будущее. Изменения в нормативных актах могут иметь разрушительные последствия, особенно для малых и средних предприятий, которые осуществляли инвестиции на основе предыдущих правил. Предоставление поддержки со стороны правительства и других учреждений, такой как гранты, стимулы, консультации и обучение, может сыграть решающую роль в оказании помощи МСП в решении этих проблем.

Несмотря на эти проблемы, многие малые и средние предприятия продемонстрировали устойчивость и адаптивность в ответ на природоохранное регулирование. Крайне важно, чтобы лица, формирующие политику, регулирующие органы и вспомогательные учреждения осознавали и решали эти проблемы, чтобы дать возможность малым и средним предприятиям эффективно соблюдать нормативные акты и использовать связанные с этим возможности. Это также будет способствовать достижению более широких экологических целей и переходу к устойчивой экономике.

Рекомендации по совершенствованию системы экологического регулирования для малых и средних предприятий

Решение проблем, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия в контексте экологического регулирования, требует стратегического, поддерживающего и гибкого подхода. Следующие рекомендации представляют собой дорожную карту по совершенствованию системы экологического регулирования для малых и средних предприятий [15]:

  1. Упрощенная нормативно-правовая база: Нормативно-правовая база должна быть как можно более простой и понятной, чтобы МСП было легче ее понимать и соблюдать. Язык и терминология должны быть доступными, а нормативные руководящие принципы - краткими и понятными. Инициатива по упрощению и рационализации нормативных актов может значительно снизить административную нагрузку на малые и средние предприятия.
  2. Предоставление вспомогательных услуг: Правительственные учреждения, отраслевые ассоциации и другие соответствующие органы должны предоставлять легкодоступные вспомогательные услуги, чтобы помочь МСП в понимании и внедрении экологических норм. Эти услуги могут включать в себя руководящие материалы, учебные программы и консультационные услуги. Там, где это возможно, эти услуги должны быть адаптированы к конкретным потребностям различных секторов и типов предприятий.
  3. Финансовые стимулы и поддержка: Предоставление финансовых стимулов, таких как гранты, налоговые льготы или кредиты под низкие проценты, может помочь малым и средним предприятиям в осуществлении необходимых инвестиций для соблюдения экологических норм. Эти стимулы могут помочь компенсировать первоначальные затраты на внедрение устойчивых технологий или практик.
  4. Содействие сотрудничеству: Поощрение партнерских отношений между малыми и средними предприятиями, крупными компаниями, научно-исследовательскими институтами и некоммерческими организациями может привести к совместному обучению и ресурсам, облегчая адаптацию малых и средних предприятий к экологическим нормам. Такое сотрудничество может способствовать обмену передовым опытом и разработке инновационных решений.
  5. Пропаганда историй успеха: Демонстрация малых и средних предприятий, которые успешно внедрили экологические нормы и добились экономических выгод, может послужить источником вдохновения для других. Эти истории успеха могут продемонстрировать, что можно совместить экологическую ответственность с успехом бизнеса.
  6. Последовательность политики: Регулирующие органы должны стремиться к последовательности в разработке политики и обеспечении ее соблюдения. Частые изменения в нормативных актах могут привести к неопределенности и затруднить долгосрочное планирование. Поэтому о любых изменениях в правилах следует сообщать заблаговременно и поэтапно таким образом, чтобы у МСП было достаточно времени для адаптации.

С помощью этих рекомендаций можно усовершенствовать систему экологического регулирования, чтобы обеспечить МСП благоприятную среду, поощряющую устойчивую практику, а также способствующую экономическому росту и конкурентоспособности.

Заключение

Целью данного исследования было всестороннее изучение влияния экологических норм на стратегии малых и средних предприятий (МСП). В нем были исследованы ключевые теории и модели, описывающие взаимосвязь между экологическими нормами и бизнес-стратегиями, проведен обзор существующих исследований по этой теме, а также проведено сравнение и анализ экологических норм в разных странах. Кроме того, в этом исследовании также оценивались особенности регулирования для малых и средних предприятий, тщательно изучались их последствия и анализировалось их влияние на стратегическое управление, стратегическое планирование, принятие решений и бизнес-модели малых и средних предприятий.

Выводы, почерпнутые из этого документа, подчеркивают важную роль экологических норм в формировании стратегических операций малых и средних предприятий. Однако очевидно, что эти правила создают как возможности, так и проблемы. С одной стороны, они подталкивают МСП к внедрению устойчивых практик, которые могут привести к улучшению экологических показателей, экономии средств, укреплению репутации и конкурентным преимуществам. С другой стороны, они также могут налагать существенное финансовое и операционное бремя на МСП, которое может быть особенно ощутимым, учитывая их ограниченные ресурсы.

В рекомендуемых стратегиях по совершенствованию системы экологического регулирования для МСП особое внимание уделяется сбалансированному подходу. Они выступают за упрощение нормативно-правовой базы, предоставление вспомогательных услуг, финансовые стимулы, поощрение сотрудничества, демонстрацию историй успеха и обеспечение последовательности политики. Выполнение этих рекомендаций может способствовать созданию нормативно-правовой базы, которая не только поощряет МСП к внедрению экологически ответственной практики, но и поддерживает их экономическую жизнеспособность и конкурентоспособность.

Будущие исследования могли бы основываться на этой работе путем изучения различий в воздействии экологических норм в различных отраслях промышленности и географических регионах. Лонгитюдные исследования могли бы обеспечить более глубокое понимание того, как последствия этих правил меняются с течением времени. Такое исследование могло бы еще больше пролить свет на динамичное взаимодействие между экологическими нормами и стратегиями малого и среднего бизнеса, способствуя разработке более эффективной политики и практики для содействия устойчивому ведению бизнеса в секторе малого и среднего бизнеса.

Список литературы

  1. Миллер К. и др. (2011), Первая оценка Программы экологической помощи малым и средним предприятиям (ECAP), окончательный отчет, подготовленный AEA Technology Plc. для Европейской комиссии, Генеральный директор по охране окружающей среды и климату, Лондон.
  2. Carbon Trust (2011), "Озелените свой бизнес для роста", Руководство по управлению, Carbon Trust, www.carbontrust.co.uk/publications
  3. Берроне П., Фосфури А., Гелаберт Л. (2017). Окупается ли "Зеленая промывка"? Понимание взаимосвязи между природоохранными действиями и экологической законностью. Журнал деловой этики, 144 (2), 363-379.
  4. Дельмас М. А., Тоффель М. В. (2008). Реакция организации на требования окружающей среды: вскрытие черного ящика. Журнал стратегического менеджмента, 29 (10), 1027-1055.
  5. Кордано М., Фриз И. Х. (2000). Предпочтения менеджеров по охране окружающей среды США в области сокращения загрязнения: применение теории планируемого поведения Айзена. Журнал Академии менеджмента, 43 (4), 627-641.
  6. Арагон-Корреа Х. А., Маркус А. А., Уртадо-Торрес Н. (2016). Естественные экологические стратегии международных фирм: старые противоречия и новые данные о результатах деятельности и раскрытии информации. Академия перспектив менеджмента, 30(1), 24-39.
  7. Хиллари Р. (2004). Системы экологического менеджмента и небольшие предприятия. Журнал экологически чистого производства, 12 (6), 561-569.
  8. Портер М.Э. Ван дер Линде К. (1995). На пути к новой концепции взаимосвязи между окружающей средой и конкурентоспособностью. Журнал экономических перспектив. 9(4). С. 97-118.
  9. Стед Д., Стед Дж. (2004). Устойчивое стратегическое управление. Я, Шарп Инк. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  10. Хиллари Р. (2004). Системы экологического менеджмента и малые предприятия. Журнал экологически чистого производства. 12(6). С. 561-569.
  11. Дарналл Н., Энрикес И., Садорский П. (2008). Повышают ли системы экологического менеджмента эффективность бизнеса в международных условиях? Журнал международного менеджмента. 14(4). С. 364-376.
  12. дель Брио Х.А., Юнкера Б., Ордис М. (2002). Мотивы фирмы к заключению соглашения о сотрудничестве в экологическом контексте: эмпирические данные. Техновация. 22(2). С. 107-114.
  13. Бансал П. Рот К. (2000). Почему компании становятся "зелеными": Модель экологической ответственности. Журнал Академии менеджмента. 43(4). С. 717-736.
  14. Рехфельд К.М., Реннингс К., Зиглер А. (2007). Комплексная политика в области продуктов и инновации в области охраны окружающей среды: эмпирический анализ. Экологическая экономика. 61(1). С. 91-100.
  15. Реннингс К., Зиглер А., Анкеле К., Хоффман Э. (2006). Влияние различных характеристик Системы экологического менеджмента и аудита ЕС на технические экологические инновации и экономические показатели. Экологическая экономика. 57(1). С. 45-59.

Поделиться

299

Хабибов А. И. Влияние экологических регулятивов на стратегии малого и среднего бизнеса // Актуальные исследования. 2023. №32 (162). С. 107-119. URL: https://apni.ru/article/6863-vliyanie-ekologicheskikh-regulyativov-na-stra

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня