На современном этапе развития рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Представляя собой совокупность экономико-правовых положений, соблюдение которых всеми участниками народного хозяйства является обязательным условием, именно налоговая сфера способствует эффективному экономическому развитию страны. По сути, налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством [3].
В Российской Федерации роль налогов также заключается в обеспечении экономической безопасности государства. Экономическая безопасность – это состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей национальной экономики, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях, независимо от действия факторов социально-политического, экономического или экологического характера.
Налоги относятся к одним из самых значимых инструментов обеспечения экономической безопасности, поскольку они принимают активное участие в перераспределении национального дохода государства. Они выступают формой производственных отношений, а также функционируют с помощью материальной основы, заключающейся в том, что налоги представляют собой объем денежных ресурсов, поступающих в бюджеты разных уровней бюджетной системы государства [2].
Роль налогов в обеспечении экономической безопасности возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку это значимый инструмент государственного регулирования экономики и социальных процессов. Через систему определенных форм, методов и инструментов налогообложения и налоговых доходов бюджетов разных уровней налоги оказывают воздействие на экономическую безопасность государства. К целям использования налогов государством можно отнести следующее:
- изъятие части дохода для обеспечения экономической безопасности у хозяйствующих субъектов и населения в свою пользу;
- стимулирование и сдерживание объемов производства хозяйствующих субъектов, а также увеличение или уменьшение платежеспособного спроса населения.
При определении приоритетных направлений по повышению экономической безопасности, государство учитывает финансовые ресурсы сектора теневой экономики и уровень расходов на социальные процессы, поскольку экономическая безопасность государства является системой мер, направленная на обеспечение определенного объема налоговых доходов, поступающих в бюджет государства для выполнения им своих функций и полномочий. Именно функционирование сектора теневой экономики является одним из основных рисков в современных условиях развития рыночных отношений и оказывает отрицательное воздействие на экономическую безопасность государства, поскольку её структуры не выполняют обязанностей по уплате налогов перед государством.
Налоги создают экономическую базу для существования государства. Государство может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 85–90% финансовых поступлений в доходы бюджета формируют именно налоги, поэтому налоговая безопасность – это неотъемлемая часть экономической безопасности общества [2].
Налоговая безопасность является частью экономической безопасности государства, как получателя налогов в доходную часть бюджета, и предприятия, как плательщика налогов.
Налоговая безопасность государства – это состояние экономики и государственных институтов, обеспечивающее гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет, обеспечивающее защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях, неблагоприятных для развития внутренних и внешних процессов [5].
Налоговая безопасность организации – это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором налогоплательщик полностью и своевременно уплачивается хозяйствующим субъектом, а налогоплательщик защищен законом от органов исполнительной и законодательной власти. Это способствует росту чистой прибыли и экономической безопасности российских налогоплательщиков.
Налоговая безопасность организации основывается на оценке налоговых рисков и налоговой нагрузки с использованием конкретных методов и инструментов оценки их влияния на экономическую безопасность и эффективность деятельности организаций.
Налоговый риск – это вероятность возникновения потенциальной угрозы для налогоплательщика понести финансовые потери или недополучить доходы из-за неуплаты налогов, несоблюдения законодательных актов, совершения налоговых правонарушений [3].
Причина возникновения налоговых рисков обусловлена самой финансовой природой налога, и, в частности, реализацией его фискальной функции, успех которой обеспечивает достаточный объем налоговых доходов бюджета и приводит к налоговым рискам налогоплательщика, а недостатки ее реализации приводят к снижению налогового бремени и сокращению налоговых доходов бюджетов, проявляясь в налоговых рисках государства.
В целом, налоговый риск государства проявляется в сокращении налоговых поступлений в бюджет, в недостижении их планового уровня, однако в частности, в зависимости от факторов, он может быть выражен в: сокращении налоговой базы, усилении налогового бремени, уклонении от уплаты налогов и сборов, применении схем минимизации налоговых платежей налогоплательщиками, нечеткости и неопределенности формулировок налогового законодательства, злоупотреблении налогоплательщиков налоговыми льготами, неэффективности налоговых льгот, неэффективности и ошибках налогового контроля и администрирования, снижения конкурентоспособности налоговой системы [1].
Таким образом, налоговые обязательства составляют основную часть сегмента экономической безопасности, во-первых, как ресурсный показатель в руках государства, во-вторых, как элемент регулирования экономических и социальных процессов, в-третьих, как фактор зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. У налогов есть две стороны: ресурсы и элементы, способствующие экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и индикаторы риска и зависимости, с другой. В качестве ресурсного показателя налоги могут использоваться государством как фискальное средство обеспечения экономической безопасности (повышение уровня налоговых поступлений), так и как фактор, усиливающий риск (уменьшение налоговых поступлений по определенным причинам).
Рецензент – Оразбаева Д. К.