ИТ-стратегия как инструмент эффективного функционирования организации

В связи с непрерывными изменениями в индустриальном обществе, изменением роли информационных технологий в обществе, усложнением менеджмента и корпоративной культуры, а также с усилением конкуренции на рынке, вопросы разработки и реализации ИT-стратегий становятся особо актуальными. В статье рассматривается место, роль и функции ИT-стратегии в общей стратегии развития организации; обоснована значимость информационных технологий в целях повышения конкурентоспособности организаций любых секторов экономики. ИT-стратегия показана как инструмент эффективности деятельности организации.

Аннотация статьи
системный подход
функциональная стратегия
ИT-стратегия
цифровизация экономики
виды функциональной стратегии
информационные технологии
стратегия
ИT-процессы
эффективность организации
Ключевые слова

В современных условиях развития мирового хозяйства важное значение приобретает информатизация всех составляющих экономики страны и ее отдельных хозяйствующих субъектов. Высокая неопределенность внешней среды и ужесточение рыночной конкуренции требует от всех ее участников высокого уровня как организационной структуры, так и информационных технологий. К числу факторов, которые существенно влияют на использование организациями информационных технологий, можно отнести: цифровизацию экономики, обусловленную глобальной интеграцией различных процессов, ресурсов и данных; динамику процессов укрупнения бизнеса, которая приводит к интеграции различных информационных систем; виртуализацию бизнеса и различных социальных процессов и др. Информационные технологии в условиях глобальной конкуренции стали источниками новых конкурентных преимуществ организаций и средствами сохранения их на рынке. Кроме того, информационные технологии сами выступают источниками новых форм и видов бизнеса. В этой связи, в целях эффективного функционирования организаций в целом и самих ИТ-систем, особое внимание следует уделять разработке ИТ-стратегий.

Рассматривая понятие «стратегия» в глобальном масштабе, следует отметить, что данный термин эволюционировал от применения его исключительно в военной терминологии как «искусство ведения войны» (греч. Strategia) до современной его интерпретации – долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы при этом в любой области жизнедеятельности человека [8].

Применительно к ИТ-стратегии, можно предположить, что ИТ-стратегия – это долгосрочный разработанный план-проект развития информационных систем организации или любой другой организационной структуры [3]. Следует отметить, что в современном мире стратегия предполагает не только определение глобальных целей организации и способов их достижения, но и оценку всех рисков, которые могут возникнуть в процессе её реализации и, соответственно, минимизацию этих угроз [9]. Следовательно, одновременно с разработкой стратегии, необходимо программировать все оперативные и текущие планы организации.

Рассматривая ИТ-стратегию, как функциональную стратегию, важную составляющую стратегии развития всей организации, следует отметить, что при её разработке обязательно следует учитывать все долговременные цели и задачи организации, всю целостную концепцию развития организации, в том числе на внешнем рынке. ИТ-стратегия, как обеспечивающая стратегия, направлена на достижение стратегической цели организации [1, 7, 9]. В рамках системного подхода все функциональные стратегии рассматриваются частью целого или подсистемой общей (глобальной) стратегии организации (рис.1).

Рис. 1. ИТ-стратегия как подсистема общей стратегии организации

Вместе с тем, в отличие от других функциональных стратегий, целью которых является эффективное распределение ресурсов отдельных подразделений и поиск их оптимального поведения в рамках общей стратегии организации [1], ИТ-стратегия может являться как самостоятельной стратегией (для профильных организаций), так и стратегией, обеспечивающей все функциональные стратегии, а также являться непосредственно частью каждой из этих стратегий [2, 4]. Для эффективности ИТ-стратегии, как обеспечивающей подсистемы в глобальной стратегии организации, важно, чтобы все процессы и организационные структуры в ней были синхронизированы.

Основываясь на глобальной стратегии организации, в ИТ-стратегии организации должны быть выделены приоритетные направления развития информационных технологий в зависимости от хронологии их необходимости для отдельных структурных подразделений и для организации в целом. Автоматизация и информатизация всех процессов позволяет любой организационной структуре ускорить все производственные, информационные и управленческие процессы, минимизировать затраты и повысить производственные показатели, улучшить финансовые результаты [4,5,6]. Эффективность ИТ обусловлена также в отношении доступности и распространенности информационных потоков. Отсюда, необходимость устойчивого развития и успешной конкуренции организации на рынке определяют важность для организаций разработки ИТ-стратегии.

Применительно частной цели самой ИТ-стратегии организации, можно отметить, что она отвечает за выполнение миссии организации путем эффективного сопровождения ее составляющих на всех этапах реализации всеми необходимыми информационными технологиями.

Следует отметить, что многие функциональные стратегии организации (производственная, финансовая и др.) в теории и практике менеджмента известны уже достаточно давно, однако ИТ-стратегия является относительно новыми для отечественной науки и практики. Сам термин «ИТ-стратегия» (Information Stratequ) появился в научной литературе с конца 80-х годов прошлого столетия, в период развития информационных систем, усложнения выполняемых ими функций и расширения сферы использования [5].

В нашей стране понятие «ИТ-стратегия» появилось только с середины 90-х годов, с началом третьего (революционного) этапа развития индустрии ИТ, когда информационные технологии вторглись в основную деятельность организаций: на рабочие места от руководителей до рядовых сотрудников. Именно с середины 90-х годов, роль информационных технологий из обслуживающей перешла в стратегическую. Вместе с тем, до настоящего времени, общепринятого определения ИТ-стратегии в научной литературе и практике деятельности организаций отсутствует. Тем не менее, общепризнанным является то, что ИТ-стратегия обязательно базируется на информационных ресурсах, т.е. определенных наборах практик, технике и устройствах, связанных со сбором, хранением, обработкой и распространением информации. А так как, основная цель ИТ-стратегии обусловлена глобальной целью самой организации и направлена на оптимальное использование информационных технологий для реализации миссии организации и достижения ее целей, то и цель ИТ-стратегии, в свою очередь, определила задачи стратегии ИТ (рис.2).

Рис. 2. Цель и задачи ИТ- стратегии организации [Составлено по: 2, 3, 4, 5, 6]

К наиболее важным задачам ИТ-стратегии относятся соответствие информационных технологий и систем приоритетным направлениям развития организации, формирование условий, для максимально эффективного использования ИТ-ресурсов и наиболее оптимальное использование этих ресурсов.

Следует отметить, что эффективность использования ИТ-ресурсов, в первую очередь, зависит от формирования и уровня использования человеческого капитала – компетентного, высоко мотивированного персонала в области ИТ, ИТ-технологий и др. [5].

Значимое место в ИТ-стратегии отводится отдельным ключевым ИТ-процессам: инновациям в этой области (планированию создания соответствующих прикладных систем); непосредственно самому процессу создания систем (проектированию, покупке, разработке, конфигурированию, внедрению); сопровождению и эксплуатации ИТ (операционному сопровождению и поддержке систем в период внедрения) [4].

Разработка и внедрение IT-стратегии в организации процесс трудоемкий и капиталоемкий. Эффективность стратегии зависит как от квалифицированных кадров, так и от финансовых и иных возможностей организации. Этапы разработки IT-стратегии представлены на рис. 3.

Рис. 3. Этапы разработки ИТ-стратегии организации [Составлено по: 2, 3, 4, 5, 6]

Рассматривая IT-стратегия организации как инструмент эффективного развития организации, следует отметить, что мировая практика показала, что несмотря на достаточно большие инвестиции в развитие информационных систем и их безусловную отдачу с разной степенью эффективности в разрезе отдельных секторов экономики, максимальный рост эффективности деятельности был отмечен, в частности, в таких секторах американской экономики как: торговле - розничной и ценными бумагами, логистике, сборке компьютеров, полупроводниковой индустрии и телекоммуникациях. По данным аналитиков, первичным фактором роста эффективности в этих отраслях экономики считают интенсификацию конкуренции, побудившую данные сегменты рынка активно реализовывать инновации в области ИТ для создания продуктов, бизнес-процессов и различных иных технологий [4, 5]. Основываясь на данных подобных исследований, можно отметить, что информационные технологии дают значительные конкурентные преимущества от их использования во всех сферах жизнедеятельности человека: позволяют создавать новые продукты и формировать эффективные бизнес-процессы, обеспечивают быстрое распространение инноваций в рамках различных индустрий, дают значительную экономию затрат на масштабах деятельности и организационных издержках и прочее.

Таким образом, IT-стратегия, в узком смысле, определяет каким образом в перспективе будут использоваться в организации информационные технологии. IT-стратегия организации – это функциональная стратегия, определяющая долгосрочные планы развития IT, в зависимости от их роли в организации и возможностей самой организации в их развитии. IT-стратегия должна соответствовать миссии организации, а также способствовать реализации ее конкурентных преимуществ на рынке.

Текст статьи
  1. Акмаева, Р. И., Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р. И. Акмаева. — Москва: Русайнс, 2023. — 251 с. — ISBN 978-5-466-02063-2. — URL: https://book.ru/book/947223 (дата обращения: 13.04.2023). — Текст : электронный.
  2. Данилин, А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия / А. Данилин, А. Слюсаренко. - М. : Интернет-Университет Информ. Технологий. –2013. – 503 с. – ISBN 978-5-9556-0045-1. – Текст: непосредственный.
  3. Коваленко, А. П., Глоссарий терминов в сфере информатизации: монография / А. П. Коваленко, Ю. И. Коваленко, М. М. Тараскин, О. И. Торба. — Москва: Русайнс, 2020. — 416 с. — ISBN 978-5-4365-2610-2. — URL: https://book.ru/book/934986 (дата обращения: 11.04.2023). — Текст: электронный.
  4. Матвеев И. А. IТ-стратегии в менеджменте организации: концепции и проблемы развития / И.А. Матвеев // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – Сер. 8. Вып. – Информационный менеджмент (дата обращения 24.03.2023). –Текст: электронный.
  5. Михайлов, А. ИТ-стратегия: лучший международный и российский опыт/ А. Михайлов. – 2018. – 450с.: http:// www.info-strategy.ru (дата обращения 24.03.2023). – Текст: электронный
  6. Михайлов, А. Семь подходов для разработки IТ-стратегии /А. Михайлов. – Текст: электронный // CIO. –2004. – № 02. – с. 48-52: http:// www.info-strategy.ru (дата обращения 23.03.2023). — Текст: электронный.
  7. Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: учебник / А. А. Николаев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва: Прометей, 2023. – 598 с.: табл., схем. – (Высшее образование: Магистратура). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072 (дата обращения: 13.05.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-00172-417-9. – Текст: электронный.
  8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов и др.; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. - 1375 с. - (Новые словари).; ISBN 978-5-94666-657-2– Текст: непосредственный.
  9. Чернышев, М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев и др. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 200 - 506 с. – ISBN 978-5-222-14513-5. – Текст: непосредственный.
Список литературы