Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией

Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией

Автор(-ы):

Титков Александр Петрович

Секция

Психология

Ключевые слова

фасилитация
менеджмент
управление компанией
бизнес
управление

Аннотация статьи

В статье рассматривается фасилитация как метод стратегического управления организацией. Обнаружено, что данная технология направлена на повышение групповой эффективности команды.

Текст статьи

Последние годы характеризовались жесткой экономией во всем мире и представляли собой множество проблем как для организаций, так и для отдельных лиц. Эти трудные времена продолжают бросать вызов ценностям и эмоциям организаций и отдельных людей – и ставят трудные вопросы, связанные с управлением изменениями.

Когда люди пытаются ответить на эти вопросы и принять в результате трудные решения, две противоположные философии конкурируют за внимание [3].

Один подчеркивает лидера как человека, который знает лучше всех и чувствует, что это его ответственность, чтобы сказать другим, что должно произойти. Эта философия утверждает, что для того, чтобы избежать конфликта и вызова со стороны людей, которыми они управляют, легче и менее конфронтационно «указывать» этим людям «путь вперед».

Другой подход, по общему признанию, более сложен, но и более инклюзивен. Он задает вопросы и стремится вовлечь людей. При соответствующем "руководстве" можно поощрять участие команд, групп, заинтересованных сторон и даже целых сообществ.

Существует сильное моральное и финансовое обоснование для привлечения и вовлечения людей, которые будут затронуты большими решениями. Это может быть достигнуто эффективным содействием.

Потребность в качественном управлении фасилитацией, позволяющем и расширяющем возможности организаций для эффективной и результативной работы, как никогда велика. Фасилитация – это ключевой, универсальный навык, который затрагивает все сектора экономики и все аспекты общественной жизни. Это умение, которое люди должны развивать, чтобы иметь возможность добавлять реальную ценность для организаций и экономики в целом. Группы, представленные с фасилитатором, который может проектировать, корректировать и применять эффективный процесс, найдут это очень ценным.

Организации находятся под постоянным давлением, чтобы стать более конкурентоспособными и или обеспечить большее соотношение цены и качества для своих заинтересованных сторон. Наряду с экономическими выгодами от привлечения персонала, существует серьезная моральная причина для выявления и оценки мнений сообщества, где они лично заинтересованы в решении проблем. Кроме того, позитивное вовлечение рабочей силы, обеспечиваемое эффективным содействием, повышает ценность организаций во всех секторах экономики [1].

Люди, которые развивают это искусство, науку и навыки фасилитации, могли бы предложить организациям соответствующий подход для использования в сложных ситуациях. Под их руководством совещания и семинары позволят быстро и эффективно достичь желаемых результатов. Управленческие команды, использующие совместный фасилитативный стиль, обнаруживают, что при надлежащем исполнении он может обеспечить результаты эффективным, своевременным и конструктивным способом, который не будет идти на компромисс по ключевым вопросам. Эффективная фасилитация позволяет организациям успешно решать неопределенные вопросы. Это поможет им справиться с эмоциями и вызовами основным ценностям людей.

Одним из ключевых способов управления и применения такого подхода к упрощению процедур является инвестирование в структурированное и аккредитованное упрощение процедур.

Фасилитация-это фундаментальный жизненный навык для человека и бизнес-способность для организации, которая может быть использована для:

  • выявить проблемы;
  • решение проблем;
  • стимулирование продуктивного взаимодействия;
  • разработка точных целей;
  • определить объем проектов, связанных с изменением;
  • поощрение и расширение прав и возможностей участников в безопасной, не угрожающей окружающей среде;
  • вовлечение заинтересованных сторон [2].

Фасилитатор предоставляет метод и средства для предоставления ответов на сложные вопросы в оперативном контексте, не обязательно являясь экспертом по предмету. Ему необходимо сбалансировать время, степень неопределенности вопросов и зрелость процесса организации - и помочь руководителю задачи найти наилучший возможный процесс.

Фасилитаторы знают, как использовать правильную модель в нужном месте, чтобы получить наиболее полезный ответ, позволяя группам принимать решения и достигать прочного, надежного соглашения, которое имеет обязательства и поддержку. Они понимают непрерывность процесса принятия решений и изменений и определяют наилучший инструмент или метод для использования в зависимости от значимости решения, фактора времени и потребности рабочей силы – эмоционально и ментально – принять решение.

Кроме того, стратегические фасилитационные сессии в компании актуальны в следующих случаях:

  • Необходимость постановки целей компании и разработка планов их осуществления;
  • Ситуация кризиса (на рынке, в компании);
  • Изменения в организации – технологические, продуктовые, организационные;
  • Изменения в окружении компании – законодательные, поставщики/клиенты/конкуренты и т.д.;
  • Смена руководства компании;
  • Внутриорганизационные конфликты или несогласованность действий подразделений и сотрудников;
  • Низкая активность и вовлеченность сотрудников, отсутствие инициативы в решении возникающих проблем.

Особенность фасилитации стратегических сессий в необходимости создания четкой целостной программы, учитывающей задачи мероприятия, а также групповую динамику, кроме того, стратегическая сессия может быть длительной, что требует от фасилитатора определенных ресурсов.

Эффективность применения фасилитации в стратегическом управлении заключается том, что компания с высокой долей вероятности может достичь поставленной цели в установленный срок и за определенные ресурсы. Тогда как при применении обычных технологий, достижение результата может затянуться на неопределенный срок, что неприемлемо в условиях стремительного развития бизнеса, высокого уровня конкуренции, а также экономической нестабильности.

Таким образом, можно сделать вывод, что фасилитация является одним из инструментов, который при умелом использовании может помочь компании достичь как высоких результатов в управлении бизнесом, так и лучшей вовлеченности персонала и повышении производительности.

Однако данный метод имеет как плюсы, так и свои ограничения, следовательно, при выборе технологии, стимулирующей изменения в компании, руководителю необходимо четко оценить положительные и отрицательные стороны от применения данной технологии.

Список литературы

  1. Berta W. et al. Why (we think) facilitation works: insights from organizational learning theory // Implementation Science. – 2015. – Т. 10. – №. 1. – С. 141.
  2. Jain N. et al. Big Data and Predictive Analytics: A Facilitator for Talent Management // Data Science Landscape. – Springer, Singapore, 2018. – С. 199-204.
  3. Landale A., Douglas M. The Fast Facilitator: 76 Facilitator Activities and Interventions Covering Essential Skills, Group Processes and Creative Techniques. – Routledge, 2017.

Поделиться

4274

Титков А. П. Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.II.С. 122-124. URL: https://apni.ru/article/687-tekhnologiya-fasilitatsii-v-strategicheskom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля