Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (12), май '20

Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией

В статье рассматривается фасилитация как метод стратегического управления организацией. Обнаружено, что данная технология направлена на повышение групповой эффективности команды.

Аннотация статьи
менеджмент
бизнес
управление компанией
фасилитация
управление
Ключевые слова

Последние годы характеризовались жесткой экономией во всем мире и представляли собой множество проблем как для организаций, так и для отдельных лиц. Эти трудные времена продолжают бросать вызов ценностям и эмоциям организаций и отдельных людей – и ставят трудные вопросы, связанные с управлением изменениями.

Когда люди пытаются ответить на эти вопросы и принять в результате трудные решения, две противоположные философии конкурируют за внимание [3].

Один подчеркивает лидера как человека, который знает лучше всех и чувствует, что это его ответственность, чтобы сказать другим, что должно произойти. Эта философия утверждает, что для того, чтобы избежать конфликта и вызова со стороны людей, которыми они управляют, легче и менее конфронтационно «указывать» этим людям «путь вперед».

Другой подход, по общему признанию, более сложен, но и более инклюзивен. Он задает вопросы и стремится вовлечь людей. При соответствующем "руководстве" можно поощрять участие команд, групп, заинтересованных сторон и даже целых сообществ.

Существует сильное моральное и финансовое обоснование для привлечения и вовлечения людей, которые будут затронуты большими решениями. Это может быть достигнуто эффективным содействием.

Потребность в качественном управлении фасилитацией, позволяющем и расширяющем возможности организаций для эффективной и результативной работы, как никогда велика. Фасилитация – это ключевой, универсальный навык, который затрагивает все сектора экономики и все аспекты общественной жизни. Это умение, которое люди должны развивать, чтобы иметь возможность добавлять реальную ценность для организаций и экономики в целом. Группы, представленные с фасилитатором, который может проектировать, корректировать и применять эффективный процесс, найдут это очень ценным.

Организации находятся под постоянным давлением, чтобы стать более конкурентоспособными и или обеспечить большее соотношение цены и качества для своих заинтересованных сторон. Наряду с экономическими выгодами от привлечения персонала, существует серьезная моральная причина для выявления и оценки мнений сообщества, где они лично заинтересованы в решении проблем. Кроме того, позитивное вовлечение рабочей силы, обеспечиваемое эффективным содействием, повышает ценность организаций во всех секторах экономики [1].

Люди, которые развивают это искусство, науку и навыки фасилитации, могли бы предложить организациям соответствующий подход для использования в сложных ситуациях. Под их руководством совещания и семинары позволят быстро и эффективно достичь желаемых результатов. Управленческие команды, использующие совместный фасилитативный стиль, обнаруживают, что при надлежащем исполнении он может обеспечить результаты эффективным, своевременным и конструктивным способом, который не будет идти на компромисс по ключевым вопросам. Эффективная фасилитация позволяет организациям успешно решать неопределенные вопросы. Это поможет им справиться с эмоциями и вызовами основным ценностям людей.

Одним из ключевых способов управления и применения такого подхода к упрощению процедур является инвестирование в структурированное и аккредитованное упрощение процедур.

Фасилитация-это фундаментальный жизненный навык для человека и бизнес-способность для организации, которая может быть использована для:

  • выявить проблемы;
  • решение проблем;
  • стимулирование продуктивного взаимодействия;
  • разработка точных целей;
  • определить объем проектов, связанных с изменением;
  • поощрение и расширение прав и возможностей участников в безопасной, не угрожающей окружающей среде;
  • вовлечение заинтересованных сторон [2].

Фасилитатор предоставляет метод и средства для предоставления ответов на сложные вопросы в оперативном контексте, не обязательно являясь экспертом по предмету. Ему необходимо сбалансировать время, степень неопределенности вопросов и зрелость процесса организации - и помочь руководителю задачи найти наилучший возможный процесс.

Фасилитаторы знают, как использовать правильную модель в нужном месте, чтобы получить наиболее полезный ответ, позволяя группам принимать решения и достигать прочного, надежного соглашения, которое имеет обязательства и поддержку. Они понимают непрерывность процесса принятия решений и изменений и определяют наилучший инструмент или метод для использования в зависимости от значимости решения, фактора времени и потребности рабочей силы – эмоционально и ментально – принять решение.

Кроме того, стратегические фасилитационные сессии в компании актуальны в следующих случаях:

  • Необходимость постановки целей компании и разработка планов их осуществления;
  • Ситуация кризиса (на рынке, в компании);
  • Изменения в организации – технологические, продуктовые, организационные;
  • Изменения в окружении компании – законодательные, поставщики/клиенты/конкуренты и т.д.;
  • Смена руководства компании;
  • Внутриорганизационные конфликты или несогласованность действий подразделений и сотрудников;
  • Низкая активность и вовлеченность сотрудников, отсутствие инициативы в решении возникающих проблем.

Особенность фасилитации стратегических сессий в необходимости создания четкой целостной программы, учитывающей задачи мероприятия, а также групповую динамику, кроме того, стратегическая сессия может быть длительной, что требует от фасилитатора определенных ресурсов.

Эффективность применения фасилитации в стратегическом управлении заключается том, что компания с высокой долей вероятности может достичь поставленной цели в установленный срок и за определенные ресурсы. Тогда как при применении обычных технологий, достижение результата может затянуться на неопределенный срок, что неприемлемо в условиях стремительного развития бизнеса, высокого уровня конкуренции, а также экономической нестабильности.

Таким образом, можно сделать вывод, что фасилитация является одним из инструментов, который при умелом использовании может помочь компании достичь как высоких результатов в управлении бизнесом, так и лучшей вовлеченности персонала и повышении производительности.

Однако данный метод имеет как плюсы, так и свои ограничения, следовательно, при выборе технологии, стимулирующей изменения в компании, руководителю необходимо четко оценить положительные и отрицательные стороны от применения данной технологии.

Текст статьи
  1. Berta W. et al. Why (we think) facilitation works: insights from organizational learning theory // Implementation Science. – 2015. – Т. 10. – №. 1. – С. 141.
  2. Jain N. et al. Big Data and Predictive Analytics: A Facilitator for Talent Management // Data Science Landscape. – Springer, Singapore, 2018. – С. 199-204.
  3. Landale A., Douglas M. The Fast Facilitator: 76 Facilitator Activities and Interventions Covering Essential Skills, Group Processes and Creative Techniques. – Routledge, 2017.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 ноября по 30 ноября
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 декабря
Загрузка в elibrary
04 декабря
Рассылка печатных экземпляров
09 декабря