Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика – функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей [6].
Моторика (лат. motus – движение) – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [7].
Сенсорный он же чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется очень с трудом.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью рук мы ощущаем его твердость или мягкость. Звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Чтобы познать предмет со всех сторон ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Благодаря жизненному опыту наши дети также, как и мы когда-то, познают и обогащают представление о мире.
Что же дает нам сенсорное развитие? Прежде всего это любознательность ребенка, развитие сенсорного процесса, воспитание познавательного интереса, развитие мелкой моторики.
Перечисленные выше категории – это своего рода занятия, которое может проводить каждый родитель со своим ребенком. Дети 2-3 лет очень любят яркие предметы разной формы, следовательно, дома, во время прогулки, в общественном транспорте, в торговом центре, да и вообще, где бы мы ни находились, всегда есть возможность взаимодействовать с тем или иным предметом для развития сенсорики и моторики у ребёнка.
Мелкая моторика рук важна прежде всего потому, что импульсы, которые попадают на пальчики ребенка, они провоцируют отделы головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат, поэтому необходимо чаще стараться давать своему ребенку трогать, гладить, определять на ощупь разные предметы. Очень важно проговаривать с ребенком его ощущения при взаимодействии с предметом, необходимо чтобы он описывал предметы (сенсорика), которые трогает и задействовал всю группу мышц от кончика пальцев до ладошек, сравнивал их и подбирал много признаков к предмету. Это укрепляет не только моторику, но и развивает речь. Так как в возрасте от 2-3 лет у ребенка не такой большой словарный запас, то родитель обязательно должен помогать ребенку описывать тот или иной предмет, с которым будет взаимодействовать ребенок. Поэтому нужно помочь своему ребенку подобрать как можно больше слов, как можно больше признаков, сходств и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образом ориентируясь на слова «форма», «не такой», «разные». Развивать координированные движения рук. Создавать условия для первых проявлений практического экспериментирования с разными материалами. Роль родителей очень важна в развитии детей.
Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают. Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная игра, которая направлена на то, чтобы изучать, овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.
Все дети любят рисовать, карандашом или фломастером это выбор индивидуальный. Ребёнку в возрасте от 2-3 лет будет очень интересно рисовать на цветной бумаге (как выше уже отмечалось, они любят яркие предметы), но не как обычно карандашом или мелками, можно рассыпать на цветную бумагу муку (сахар, манную крупу) и дать возможность ребенку с вашей помощью нарисовать солнышко, цветочек, различного рода узоры, фигуры и т.п. В этот момент у ребенка развивается и моторика, и фантазия вырабатывается гормон счастья, любви. Ведь с родителями это очень весело делать.
Самая универсальная и всеми известная игра, это конечно же пластилин.
Раньше пластилинами, которые пользовались наши родители и мы их застали, были практически каменными, и для того, чтобы его смягчить приходилось его очень хорошо помять и разогреть в ладошках, этот процесс очень быстро развивал моторику рук. В этот момент заранее можно было подумать, что хочешь слепить. Этот метод работы необходимо применять по настоящее время и заинтересовать ребенка игрой и лепкой. Ведь из пластилина слепить можно всё что угодно, всё что вам захочется, например, длинную колбаску и свернуть её в спиральку или шарик, в последующем описать его, затем из него слепить кубик, применить математику, посчитать стороны, вспомнить что бывает квадратное. С пластилином фантазия безгранична.
Упражнение «Большой-поменьше-маленький» научит ребенка ориентироваться в трех предметах выполнять последовательные действия, их вкладывания и выкладывания.
Упражнение «Простая пирамидка» приведет к большому удовольствию наблюдать за увлеченным ребенком, где преобладает звуковой интерес, звук дерева завораживает малыша, и он тщательно перекладывает предметы от большего к меньшему и наоборот.
Небольшие инструменты всегда вызывают интерес у детей и кстати, не только у мальчиков. Это хорошее упражнение для мелкой моторики и для развития кистей рук.
К 3-м годам ребенок должен:
- различать как минимум 4-е цвета и знать их по названиям;
- производить сортировку предметов по цветовому образцу;
- определять величину согласно трем понятиям: большой, маленький, средний;
- строить пирамидку из 5-8 колечек;
- собирать пазлы или разрезные картинки (4-8 частей);
- определять форму предмета;
- отличать объемные фигуры;
- сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.
Любое упражнение, любая игра с ребенком должна быть эмоциональной которая создает благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем. Разговаривая с ребёнком, вначале называйте окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов. Не нужно сидеть в сторонке и наблюдать, необходимо всегда взаимодействовать и помогать своему ребенку. Задавайте как можно больше вопросов ребёнку. Внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Приносите домой любопытные вещи, книги. Проводите совместные наблюдения и опыты. Это должно приносить удовольствие не только ребенку, но и родителю. Необходимо чаще хвалить своего ребенка, обнимать и говорить, как сильно вы его любите.