Влияние Китая на мировую ветроэнергетику

Автор(-ы):

Зюзин Сергей Александрович

Балахонов Егор Андреевич

15 августа 2023

Секция

Технические науки

Ключевые слова

ветроэнергетика
инновации
экономический подъем

Аннотация статьи

Экономический подъем Китая трансформировал мировую экономику в ряде отраслей обрабатывающей промышленности. Опираясь на дебаты о том, как Китай стимулирует крупные экономические изменения в мире – дебаты «Азиатские движущие силы», – в статье определены пять коридоров влияния и исследуется их актуальность для ветроэнергетики. Начиная со стороны спроса, можно предположить, что размер и быстрый рост китайского рынка оказывают существенное влияние на параметры конкуренции в мировой ветроэнергетике. В то время как западные фирмы нашли способы участвовать в росте китайского рынка, государственные режимы закупок приносят пользу китайским фирмам. Последние вложили значительные средства и быстро научились наращивать производственные мощности, что привело к изменениям в глобальной иерархии ведущих фирм. Хотя совокупное влияние китайского рынка и производственной мощи уже заметно, начинают ощущаться и другие влияния, связанные с координацией, инновациями и финансовыми возможностями Китая.

Текст статьи

Рост Китая как производителя ветроэнергетики

До конца первого десятилетия 2000-х годов в мировой индустрии ветротурбин доминировали компании из Европы. С тех пор китайские производители турбин смогли извлечь выгоду из национальной политики и приобрести значительные доли мирового рынка. Рост китайских производителей ветряных турбин обусловлен, прежде всего, их размещением на китайском рынке. Однако из-за значимости китайских рынков имена китайских производителей также занимают видное место в мировой статистике. Одна из причин, по которой китайская индустрия ветротурбин смогла развиваться так быстро, заключается в том, что фирмы выросли из других сегментов разнообразной промышленной базы. Ведущими фирмами стали крупные производители тяжелой техники и коммунальные предприятия, которые обладали возможностями в ключевых областях, связанных с производством, а также в управлении крупномасштабными проектами по развертыванию. Почти все сегменты цепочки создания стоимости ветроэнергетики локализованы в Китае. Сила китайской цепочки создания стоимости ветроэнергетики связана с производственным сегментом. В настоящее время существует эффективная база поставок, обслуживающая все элементы производственной цепочки создания стоимости.

В дополнение к политике китайского правительства по поддержке спроса, обсуждавшейся ранее, одной из ключевых инициатив, поддерживающих развитие китайской ветроэнергетики, было требование о «местном содержании». Эта политика, принятая в 2003 году, способствовала локализации значительных звеньев цепочки создания стоимости. Хотя некоторые авторы утверждают, что поддержка НИОКР и финансирование демонстрационных проектов в настоящее время недостаточны, китайское правительство также оказывает поддержку технологическому развитию – как будет показано позже.

Становится ли Китай инновационной державой в ветроэнергетике?

Один из основных выводов из предыдущих разделов заключается в том, что Китай догоняет старых лидеров в области ветроэнергетики. В то время как Китаю потребовалось 30 лет, чтобы достичь мирового уровня производства в других секторах, таких как электроника, он смог сократить разрыв в возможностях производства ветроэнергетики всего за десять лет. Однако лишь совсем недавно он начал догонять Китай и по инновационным возможностям.

Международная передача технологий была важным источником технологического потенциала при разработке ветряных турбин в Китае. Возможность использования устоявшихся конструкторских и инженерных возможностей зарубежных фирм была ключом к истории успеха Китая. Лицензионные соглашения стали эффективным средством закрепления в отрасли и заложили основу для инновационного совершенствования передаваемой технологии.

Наше исследование показывает, что китайские производители турбин приняли инновационные стратегии, которые сочетают внутреннее развитие с сильной зависимостью от внешних источников знаний. Основной движущей силой этой стратегии, по-видимому, была организационная декомпозиция инновационного процесса. Самое главное, что небольшие компании по проектированию турбин сделали свои технологии и услуги легкодоступными на рынке. Это открыло возможности для лицензирования проектирования турбин и сотрудничества в области исследований и разработок с другими фирмами за рубежом. Однако изменения произошли также внутри китайских компаний, в частности, за счет создания дочерних компаний в области исследований и разработок путем приобретения зарубежных фирм, а также за счет создания дочерних компаний в области исследований и разработок в устоявшихся кластерах знаний. Эта стратегия, по-видимому, оказалась эффективной, помогая китайским компаниям быстро наращивать свой инновационный потенциал. Обращает на себя внимание тот факт, что процесс был запущен изнутри китайских компаний. Это контрастирует с нашим выводом о том, что ведущие западные фирмы в автомобильной промышленности и индустрии программного обеспечения стимулировали процесс путем перевода ПИИ на периферию и аутсорсинга НИОКР и D & E (проектирование и инжиниринг) на развивающиеся рынки. Такое перемещение инноваций ведущими западными фирмами в настоящее время набирает обороты в секторе ветроэнергетики, но это не было основной причиной инновационного потенциала отечественных китайских фирм. Скорее, именно собственные стратегии декомпозиции ведущих китайских фирм внесли наибольший вклад в изменение глобального распределения технологических инновационных мощностей в производственном сегменте ветроэнергетики.

Финансовая мощь: стратегическое преимущество?

Мы рассматриваем финансирование энергетики в последнюю очередь, потому что это наименее изученная область; данные, касающиеся ее, ограничены, и это вызывает больше вопросов, чем ответов. Но это вполне может представлять главное стратегическое преимущество Китая.

Как упоминалось ранее, в дебатах об азиатских драйверах значительное внимание уделяется крупным изменениям в мировой финансовой мощи, но в первую очередь на национальном уровне «Китай становится банкиром США». С другой стороны, настоящий документ касается отраслевого уровня, для которого вопросы редко освещались. Однако это важно – особенно в отношении сектора возобновляемых источников энергии, такого как ветроэнергетика. Требования к инвестициям высоки, а временные рамки длительны. Возможность финансирования таких инвестиций имеет решающее значение.

Различия в финансировании энергетики также могут помочь объяснить различия в действиях правительств. Чтобы способствовать освоению возобновляемых источников энергии, правительства предоставили финансовые стимулы посредством льготных тарифов и других инструментов. В западных странах правительства оказались под серьезным давлением, требуя сократить такие стимулы в ходе приоритизации мер жесткой финансовой экономии. Это замедлило рост западных рынков, в то время как китайские рынки продолжали быстро расти. Поскольку китайский рынок не является единым игровым полем, это прежде всего пошло на пользу китайской промышленности. Потребуются будущие исследования, чтобы определить значимость этой разницы в финансовом пространстве правительства для маневра. Вопрос в том, насколько это важно для роста западных компаний по сравнению с китайскими.

Заключение

На данный момент наибольшее влияние в секторе ветроэнергетики оказывает рыночная власть Китая. В то время как западные рынки растут очень медленно, китайский (крупный) рынок быстро расширяется. Западные фирмы стремятся работать на этом рынке, но были вынуждены уступить навязанным правительством условиям, благоприятствующим китайским производителям. Благодаря этой защите китайские предприятия смогли очень быстро инвестировать и учиться, достигнув уровня производственной мощности, который привел к серьезным изменениям в международной иерархии производителей турбин.

Список литературы

  1. Соломин Е.В., Сироткин Е.А. Состояние развития мировой ветроиндустрии // Альтернативная энергетика и экология – ISJAEE. 2014. № 5. С. 20-25.
  2. Кирпичникова И.М., Мартьянов А.С., Соломин Е.В. Вертикально-осевые ветровые турбины. Новые аспекты // Альтернативная энергетика и экология – ISJAEE. 2013. № 01, часть 2. С. 55-58.

Поделиться

217

Зюзин С. А., Балахонов Е. А. Влияние Китая на мировую ветроэнергетику // Наука как фактор динамики современного социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 11-15. URL: https://apni.ru/article/6876-vliyanie-kitaya-na-mirovuyu-vetroenergetiku

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля