Особенности повышения грамотности обучающихся в сфере радиационной безопасности в Мурманской области

Разработка мероприятий по повышению грамотности обучающихся в сфере радиационной безопасности позволит решить часть проблем по получению объективных данных о радиационной безопасности. Обладая этими знаниями, возможно избежать ошибок в будущем. Полученные знания являются предпосылкой адекватной оценки радиационной обстановки населением. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных организаций и в работе органов, предотвращающих чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Аннотация статьи
радиация
радиационное воздействие
радиационная безопасность
радиоактивное загрязнение
радиофобия
здоровый образ жизни
здоровье
Ключевые слова

Актуальность исследования.

По состоянию на 01.08.2023 г. в мире действует 440 коммерческих атомных реакторов в 30 странах с общей мощностью 390 ГВт, в том числе в России 31 реактор общей мощностью 21,74 ГВт. В списке ядерных реакторов России на 2022 год 37 производственных реакторов, что ставит Россию на 4 место в мире среди стран-производителей ядерной энергетики [2]. 2023 г. исполнилось 127 лет со дня открытия одного из интереснейших явлений природы – радиоактивности. Человеческие органы чувств не способны обнаружить радиоактивность; это удается сделать с помощью механических или электронных приборов.

Значительная площадь нашего региона и протяженность его границ определяют серьезные радиационные риски для здоровья жителей отдельных населенных пунктов, к числу которых следует отнести Мончегорск, Печенгу, Заполярный, Оленегорск. В зоне, пораженной радиацией, преобладают заболевания крови и системы кровообращения, эндокринной системы и пороки развития. Достоверные количественные оценки экологического риска и ущерба от радиационной деятельности отсутствуют. До сих пор о состоянии здоровья населения, проживающего на радиационно-опасных территориях достоверно не известно.

Анализ последствий крупномасштабных радиационных аварий показывает, что риски воздействия радиации на здоровье населения, оцениваемые экспертами, существенно меньше оценок радиационных рисков для здоровья, бытующих среди населения [4, 5]. Это отражается на необъективности оценок населением тех действий, которые осуществлялись органами власти, направленные на минимизацию последствий радиационных аварий. Возможно, что затянувшиеся проблемы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС обусловлены длительным состоянием радиотревожности у населения [4, 5] и, как следствие, требованием повышенного внимания к себе со стороны властей.

Эффективное решение проблем, обусловленных негативными последствиями радиационного воздействия, возможно в том случае, когда население будет владеть объективными данными о радиационной безопасности в месте своего проживания. Особенно важно это для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Разработка комплекса мероприятий по повышению грамотности обучающихся в сфере радиационной безопасности позволит решить часть проблем по получению объективных данных о радиационной безопасности. Обладая этими знаниями, возможно избежать ошибок в будущем.

Цель исследования.

Целью работы является осуществление поиска новых направлений в разработке и реализации информационных мероприятий о радиационной безопасности, направленных на повышение грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений о радиационном воздействии (на примере учащихся 7-8 класса гимназии № 2 и гимназии № 7 г. Мурманска).

Материал и методы исследования. В основу работы положены результаты исследований и материалы, опубликованные в научно-технической литературе с оценкой эффективности применяемых в производственных условиях мероприятиях по снижению радиационного воздействия. Для выполнения указанных выше задач были выбраны следующие методы исследования: аналитические (теоретический анализ специальной и научной литературы по обозначенной проблеме); диагностические (тестирование); статистические (качественный и количественный анализ и содержательная интерпретация проведенного тестирования).

Результаты исследования.

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что для учащихся 7-8 класса гимназии № 2 и гимназии № 7 г. Мурманска разработаны тестовые задания на знание основ радиационной безопасности; проведено соответствующее тестирование и обработаны результаты; в процессе проведенного исследования оценена информированность обучающихся 7-8 классов гимназии № 2 и гимназии № 7 г. Мурманска по вопросам влияния радиоактивного загрязнения местности; в работе предложен комплекс мероприятий по повышению грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений в сфере радиационной безопасности (мероприятия направлены на совместное информационное взаимодействие с Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области; ФГУП Атомфлот; Кольской АЭС; Информационным центром по атомной энергии; Управлением по ГОЧС и ПБ Мурманской области, Пожарной частью №12).

Полученные знания являются предпосылкой адекватной оценки радиационной обстановки населением. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных организаций и в работе органов, предотвращающих чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Особенности обеспечения радиационной безопасности.

Неграмотное обращение с ионизирующим излучением – преступление, а незнание основ радиационной безопасности, принципов и средств ее обеспечения порождает радиофобию. Знание физических основ дозиметрии и новой научно-практической дисциплины – радиационной безопасности поможет грамотно оценить пользу и одновременно опасность, которую несет радиация.

Радиационная безопасность – состояние объекта, организации, производства, территории и защищенности людей, определяемое комплексом технических и организационных мероприятий, исключающих или максимально снижающих возможность вредного воздействия природных и техногенных источников ионизирующего излучения на население, персонал и окружающую природную среду. Радиационная безопасность обеспечивается:

  • проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного, образовательного характера;
  • осуществлением органами публичной власти, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил в области радиационной безопасности;
  • информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
  • обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности и др.

Радиация (radiaton - пер. с англ.) означает излучение и применяется не только в отношении радиоактивности, но и целого ряда других физических явлений, например, солнечная радиация, тепловая радиация и др. Именно поэтому в отношении радиоактивности применяют также понятие «ионизирующее излучение». Радиацией, или ионизирующим излучением, называют потоки частиц и электромагнитных квантов, образующиеся при ядерных превращениях, то есть в результате ядерных реакций или радиоактивного распада. Различают несколько видов радиации: альфа-частицы, бета-частицы, гамма-излучение, нейтроны [1, с. 423]. Она существовала всегда.

Одной из основных причин радиоактивного загрязнения является ядерный взрыв, в результате которого происходит радиоактивное облучение активными радиоизотопами почвы, воды, пищи и т.д. Важной причиной такого загрязнения может являться утечка радиоактивных элементов из ядерных реакторов. Утечка может произойти во время перевозки или хранения радиоактивных веществ. Основные источники радиационного загрязнения: добыча полезных ископаемых с радиоактивными частичками; использование каменного угля; ядерная энергетика; теплоэлектростанции; места проведений испытаний ядерного оружия; ошибочные ядерные взрывы; атомные корабли; крушение спутников и космических кораблей; определенные виды боеприпасов; отходы с радиоактивными элементами и др.

Практическая часть исследования.

Организм человека постоянно подвергается радиоактивному воздействию как от естественных источников радиации, так и от искусственных, обусловленных человеческой деятельностью. В целях разработки комплекса мероприятий по повышению грамотности обучающихся в сфере радиационной безопасности для получения объективных данных о радиационной безопасности возможно информационное взаимодействие общеобразовательных учебных заведений с органами и организациями, обладающими достаточными знаниями в области обеспечения радиационной безопасности.

1. Организация экскурсии в ФГУП Атомфлот. ФГУП «Атомфлот» предназначено для обеспечения эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. На основе применения передовых достижений атомной энергетики на морском транспорте всемерно способствовать интенсификации арктического судоходства – определяющего фактора подъема и развития Севера России. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется согласно производственной программе предприятия. Проводятся работы по кондиционированию, уменьшению объемов твёрдых радиоактивных отходов. Предприятием производится переработка жидких радиоактивных отходов, образующихся в результате производственной деятельности предприятия.

2. Организация экскурсии на современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин». Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот») Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»). Атомоход первое в мире судно с ядерной энергетической установкой. Единственный в г. Мурманске объект культурного наследия федерального значения. Построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1956-1959 гг. В его создании приняли участие более 500 предприятий СССР. Введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 г.

3. Организация экскурсии на Кольскую АЭС. Кольская атомная электростанция АО «Концерн Росэнергоатом» относится к предприятиям ядерно-топливного комплекса и представляет потенциальную опасность, поэтому в районе расположения Кольской атомной станции уделяется повышенное внимание радиационной обстановке. В отличие от других вредных факторов (повышенные шум, вибрация, температура воздуха и т.д.) ионизирующее излучение не воспринимается органами чувств человека и опасность для здоровья могут представлять даже самые минимальные дозы облучения.

4. Организация экскурсии в Информационный центр по атомной энергии. Автономная некоммерческая организация «Информационный центр атомной отрасли» (АНО «ИЦАО») – оператор сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Деятельность сети ИЦАЭ направлена на информирование населения о принципах функционирования атомной отрасли и перспективах развития атомной энергетики; повышение престижа отраслевых профессий; популяризацию науки, инновационных технологий и технического образования. Сеть Информационных центров по атомной энергии предлагает множество просветительских проектов: научно-популярные лекции и ток-шоу, мастер-классы, фестивали науки и многое другое.

5. Организация экскурсии в Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области, Пожарная часть №12. Центр противопожарной пропаганды и связей с общественностью каждую третью субботу месяца пожарно-техническая выставка открывает свои двери для всех желающих. В Центре проходит экскурсия выходного дня по пожарно-технической выставке. Гости могут познакомиться с историей развития пожарной охраны на территории Мурманской области, заглянуть в пожарную часть, ознакомиться с современной техникой и оборудованием, боевой одеждой и историями из жизни пожарных.

6. Организация информационных встреч с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области. Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области – исполнительный орган государственной власти Мурманской области, осуществляющий функции по выработке и реализации региональной государственной политики радиационной безопасности населения.

Образовательная программа радиоэкологического образования учащихся могла бы включать в себя 4 основных раздела: радиационная безопасность, здоровый образ жизни, личная гигиена, психическое здоровье.

  1. Радиационная безопасность. Объяснить, что при атомных взрывах происходит образование веществ, опасных для всего живого: человека, животных, растений, клеток живых организмов. Разъяснить основные способы спасения себя и окружающей среды от радиации и радионуклидов. Дать представление о дозиметре и других средствах индивидуальной защиты. Обучить простейшим приемам самозащиты от радиации. Учить ребят ощущать свое самочувствие, а при малейшем недомогании и дискомфорте обращаться за помощью. Учить оказывать первую помощь сверстникам в экстремальной ситуации (носовое кровотечение, солнечный удар). Показать влияние окружающей среды на здоровье человека. Объяснить негативное воздействие бытовых приборов на здоровье человека: почему следует избегать длительного просмотра телепередач, чрезмерного увлечения компьютерными играми, разговорами по мобильному телефону и др.
  2. Здоровый образ жизни. Расширить представления учащихся о самом себе: мой организм, мое здоровье, мои чувства (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Показать основные составляющие здоровья: чистота почвы, воды, воздуха, продуктов питания; личная гигиена; постоянный контроль над собственным здоровьем, обследование в медицинских центрах. Дать представление о том, что полезно, а что опасно для здоровья. Обратить внимание на меры предупреждения некоторых заболеваний. Познакомить с ролью витаминов и значением рационального питания, доступными способами укрепления здоровья. Показать важность режима дня, двигательной активности, закаливания для физического и психического здоровья человека. Объяснить негативное воздействие вредных привычек на организм человека. Показать важность выполнения жизненно необходимых гигиенических норм и правил.
  3. Личная гигиена. Формирование гигиенических привычек и навыков культурного поведения в условиях проживания на загрязненных территориях: частое умывание, тщательный уход за собственной одеждой и обувью, постоянное соблюдение чистоты тела, мытье рук перед едой, обработка продуктов питания перед едой, полоскание рта и чистка зубов, пользование носовым платком. Прививать чувство удовлетворения от чистоты и порядка в собственном внешнем виде, в доме, в образовательном заведении.
  4. Психическое здоровье. Взаимосвязь физического и психического состояния школьников. Исключение чувства тревоги и разнообразных переживаний ребенка. Достижение психологического комфорта. Отсутствие психологических и физиологических перегрузок. Исключение длительного нахождения школьников в большом коллективе. Создание условий для уединения и релаксации. Поддержание привычного уклада детской жизни. Профилактика предневротических и аффективных состояний, необоснованных страхов и неврозов.

Учащиеся должны знать: об экологических проблемах в России и в Мурманской области; о радиации и ее основных источниках; о радионуклидах, местах их скопления, особенностях воздействия на организм человека; о влиянии радиации на живой организм и природу в целом; о строении и функциональных особенностях организма человека, его зависимости от благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды; о правилах радиационной безопасности и поведения на улице, в лесу, у водоема; о правилах сбора грибов и ягод на территории, загрязненной радионуклидами; о понятиях «здоровье» и «здоровый человек», основных составляющих здорового образа жизни и оздоровления; о здоровом рациональном питании и необходимых человеку витаминах; о значении физической культуры и оздоровительных процедур для здоровья человека.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться в ситуациях радиационного загрязнения окружающей среды; пользоваться основными средствами личной гигиены; наглядно демонстрировать правила ежедневного ухода за различными частями тела; поддерживать в чистоте свою одежду и обувь, пользоваться сменной одеждой и обувью; выполнять гигиенические правила при употреблении овощей и фруктов; выполнять гигиенические правила при контакте с домашними животными; применять знания об основных правилах уборки помещения; правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема и в других местах, загрязненных радионуклидами.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность не только изучать предметы соответствующего профиля в рамках общеобразовательной программы, но и осваивать компетенции в других смежных сферах деятельности, связанных с приобретением новых знаний о радиационной безопасности.

Выводы

В настоящее время и на протяжении последних десятилетий в связи широким развитием атомной промышленности и использовании атомных технологий становится обсуждаемой проблема захоронения радиоактивных отходов. Проблема состоит в том, чтобы, не навредив экологической обстановке мира, устранить отходы. Следует предостеречь от крайностей в оценке радиационной опасности. С одной стороны, нельзя ею пренебрегать, а с другой - не следует преувеличивать ее опасность (впадать в радиофобию). Только разумное и грамотное отношение к специфике радиоактивных загрязнений с учетом возможных последствий может обеспечить надлежащее выполнение требований радиационной безопасности.

Человечеству предстоит жить в постоянно развивающейся радиационной обстановке, хотим мы этого или нет. Знания о радиации снижают риск человеческого фактора, который в условиях радиационного риска проявляется либо необоснованной радиофобией, либо полным пренебрежением к опасности. В отличие от других опасных факторов, радиация не воспринимается органами чувств человека, она не ощущается, невидима и не слышна. Человек оценивает опасность на основании получаемой информации об уровне радиации или на основании собственных измерений по показанию приборов. Адекватная оценка такой информации требует знаний о природе радиации, единицах ее измерения, допустимых уровнях облучения и последствиях воздействия радиации на организм.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность не только изучать предметы соответствующего профиля в рамках общеобразовательной программы, но и осваивать компетенции в других смежных сферах деятельности, связанных с приобретением новых знаний о радиационной безопасности. Полученные знания являются предпосылкой адекватной оценки радиационной обстановки населением. Время – это самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс, его нельзя накопить, передать, а главное, оно (время) необратимо и проходит безвозвратно, важно действовать сейчас.

Текст статьи
  1. Данилина, А.В. Радиоактивные отходы // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2011. – № 6. – С. 423-424.
  2. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2022 году // https://gov-murman.ru/region/environmentstate/ (дата обращения 20.07.2023)
  3. Звягинцева, А.В. Расчет образования ртутьсодержащих отходов и разработка мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов // Моделирование систем и процессов. - 2019. - Т. 12. - № 4. - С. 30-36.
  4. Зыкова, И.А. Информационная защита населения на основе представлений о социальной приемлемости радиационного риска. Материалы для информационной работы с населением. – СПб.: НИИРГ, 2010. – 18 с.
  5. Зыкова, И.А. Социально­психологические последствия радиационных аварий. – СПб.: НИИРГ, 2006. – 53 с.
  6. Логинова, С.С. Проблема радиоактивных отходов // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 8(9). – С. 11-12.
Список литературы