На сегодняшний день вопрос о патриотическом воспитании приобрел особенно острый характер. Причиной тому стал факт фальсификации исторических событий и традиций в мире. За счет подобной ситуации молодежные слои населения стали получать и воспринимать ложные понятия о ценностях, патриотизме, истории и ее роли. Такой оборот привлек внимание не только исследователей и педагогов, но и правительственные круги, что привело к решению вопроса о постановке патриотического воспитания на законодательном уровне.
Ведущим документов является Приказ Министра обороны РФ от 2022-07-21 № 210 «Об утверждении Ведомственной программы Министерства обороны Российской Федерации по реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2023 - 2023 годы», направленный на «повышения эффективности патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Осуществляется активная деятельность по расширению патриотического воспитания в образовательной сфере. В школах и колледжах с 1 сентября 2022 – 2023 учебного года проводятся внеурочные занятия «Разговоры о важном». В школах с 1 сентября 2022 года проводится еженедельный подъем и спуск флага Российской Федерации. В вузах добавлены учебные часы по дисциплине «История России». Со следующего учебного года в школах возобновятся уроки по начальной военной подготовке. Также большое значение придается патриотическому воспитанию в системе дошкольного образования.
Воспитание можно определить как целенаправленное взаимодействие, направленное на формирование и развитие личности и коллектива. Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1]. Такое воспитание формирует патриотические взгляды, убеждения, основы гражданской культуры. В системе дошкольного воспитания патриотическое воспитание представляет собой комплексную работу по формированию патриотических качеств гражданской личности. В соответствии с современными образовательными стандартами нового поколения целью такой воспитательной работы заключается в развитии социальной активности, гражданской ответственности, духовного мира, укрепление позиции гражданственности и государственности и желании дальнейшей его поддержки.
Формирование новых педагогических задач в системе дошкольного образования привело к разработке и совершенствованию методов и приемов обучения, позволяющих в той или иной степени решить поставленные воспитательные задачи. В последние годы интерес исследователей к подбору методов патриотического воспитания. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания патриотизма (Г.В. Агапова, М.П. Бузский, В.А. Датский, и др.). Данный момент позволил педагогам построить организацию работы над воспитанием патриотизма таким образом, что в ходе образовательного процесса решаются сразу несколько воспитательных задач, приоритет при этом отдается воспитанию патриотизма, так как историко-краеведческие мероприятия как нельзя лучше подходит к решению задачи патриотического воспитания.
Важность проблемы военно-патриотического воспитания осознается на всех уровнях образовательной и воспитательной деятельности. В.В. Путин отметил, что «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма, - сказал глава российского государства. - Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится… Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [4].
Рассматривая систему работы над военно-патриотическом воспитанием, А.С. Плотников отмечает работу над военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения как комплексную: «Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности: от семьи, учебных заведений, воинских, трудовых и других коллективов и до высших государственных органов. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и осуществление индивидуальной воспитательной работы с отдельно взятой личностью» [3].
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о Татарстане и России, их столиц;
- знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Большое значение при подборе методов и форм работы с целью патриотического воспитания старших дошкольников занимает принцип интегрирования. В основном это объясняется тем, что совмещение определенных методов и приемов дает преимущество в сокращении разницы между теоретическими задачами и полученными практическими результатами. Среди таких форм выделяется осуществление исследовательской деятельности.
Важно понимать, что исследование в старшем дошкольном возрасте – это, прежде всего, средство не только обучения, но и воспитания. Исследовательская деятельность старших дошкольников представляет собой многогранное педагогическое явление, позволяющее решить множество образовательных и воспитательных задач. Ведущая характеристика исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – творческая активность и самостоятельность, что благотворно воздействует на ребенка как формирующуюся личность. Так, за счет индивидуальности работы дошкольников данный метод позволяет раскрыть индивидуальные качества и возможности ребенка. Достижение поставленной в ходе исследования деятельности цели и публичная демонстрация достигнутого позволит ребенку сформировать представление о познании как об успешном процессе, тем самым задав мотивацию ребенка на успешное обучение. Систематическая работа с информацией формирует навыки поисковой самостоятельной деятельности, что закрепит исследовательские навыки ребенка в области обобщения, анализа и синтеза. В ходе исследования старшие дошкольники развивают произвольность психических процессов: целеполагание, планирование, саморегуляция.
Основным аспектом исследовательской деятельности выступает тот факт, что старшие дошкольники выступают в роли активных участников воспитания и самостоятельно познают материал, а не пассивно получают готовую информацию.
Таким образом, можно сказать, что патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте является не только частью общего воспитания будущей личности, но и результатом ряда преобразований в образовательной системе. На сегодняшний день патриотическое воспитание представляет собой объект повышенного интереса как исследователей и специалистов, так и педагогов и методистов. Кроме того, необходимость и особенности патриотического воспитания закреплены на законодательном уровне и подчеркнуты в образовательных стандартах.