Главная
АИ #33 (163)
Статьи журнала АИ #33 (163)
Замена иностранного программного обеспечения на отечественное: текущее состояние

Замена иностранного программного обеспечения на отечественное: текущее состояние

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

программное обеспечение
импортозамещение
органы государственной власти
информационная безопасность
информационные технологии

Аннотация статьи

В условиях текущей геополитической обстановки государство совершает постепенный переход на программное обеспечение российской разработки. В данной статье автор поясняет причины перехода, выделяет проблемы, присущие переходу, а также обозревает текущий прогресс смены программного обеспечения в государственной и муниципальной сферах.

Текст статьи

В наше время информационные технологии приобрели огромную значимость во всем мире. Они уже проникли во все сферы человеческой деятельности и с каждым днем становятся все важнее. И в текущей ситуации, когда с рынка уходят иностранные ИТ-гиганты, необходимо принимать срочные решения для спасения государства и его экономики.

В 2014 году было объявлено о курсе на импортозамещение в Российской Федерации. В 2015 году Президент РФ принял поправки к федеральному закону № 149-ФЗ, где предписывал создание Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, что послужило началом процедуры постепенного отказа от иностранного программного обеспечения (ПО) в пользу отечественного [1]. Пандемия COVID-19 показала важность использования компьютерного ПО в различных сферах человеческой деятельности и привела к разработке большого количества решений для удаленной работы и общения, в том числе и от отечественных разработчиков, а уход иностранных компаний-разработчиков ПО из РФ в связи с текущей геополитической обстановкой создал критическую ситуацию, требующую немедленных действий как от правительства, так и от компаний, использующих иностранное ПО.

Стоит заметить, что несмотря на прекращение деятельности в РФ многих иностранных компаний, население страны по-прежнему продолжает искать различные пути для продолжения использования иностранного программного и аппаратного обеспечения, а правительство принимает все меры по ускорению перехода на отечественное ПО. Так, например, с 31 марта 2022 года органам государственной власти будет запрещено закупать иностранное ПО на объектах критической инфраструктуры, а с 1 января 2025 года – использовать его [2].

Многие россияне по-прежнему продолжают использовать программные решения от компании Microsoft. Их операционная система Windows и набор офисных приложений Office уже долгое время являются стандартом. Также на российском рынке пользуются успехом облачные решения (OneDrive, Azure) и системы видео-конференц-связи (Skype, Teams) от Microsoft. При этом на рынке уже давно существуют различные отечественные аналоги этого ПО.

Для замены операционной системы Microsoft Windows предлагаются следующие системы, построенные на открытом ядре Linux: Астра Linux, РедОС, РОСА и др. Эти системы отличаются нетребовательностью к мощности компьютера, повышенной безопасностью и бесплатностью для домашнего использования. Для замены офисного ПО от Microsoft используются отечественные Яндекс.Документы, Р7-Офис, МойОфис, а также открытые и бесплатные LibreOffice и OpenOffice. В качестве антивируса можно использовать российские Kaspersky и Dr. Web. Системы для видео-конференц-связи Zoom, Skype, Teams заменяются на отечественные TrueConf, VideoMost, VK Teams и др. Вместо иностранных систем управления базами данных (СУБД) от Microsoft, Oracle и IBM предлагаются российские СУБД от Postgres и ЛИНТЕР. Для замены решений для 3D-моделирования, таких как Solidworks и AutoCAD существуют отечественные Компас-3D, nanoCAD и др. Вместо облачных платформ от Microsoft, Google и Amazon можно использовать платформы от Яндекс, ВК, Сбера и др. Для замены иностранных соцсетей и мессенджеров предлагаются ВК, Одноклассники, Telegram и др.

По данным Результата мониторинга закупок программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд по состоянию на 01.01.2023 от Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ):

  • было совершено 34 323 закупки ПО (+215% по сравнению с отчетным периодом 2021 г.) на сумму в 189 070,76 млн руб. (+7%);
  • доля российского ПО в структуре закупок составила 87,1% в количественном выражении и 54,2% в денежном выражении;
  • особенно востребованными классами ПО стали справочно-правовые системы (8 819 закупок), средства антивирусной защиты (3 608 закупок) и средства финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP) (2381 закупка);
  • наблюдается значительный рост доли российского ПО в таких классах, как информационные системы для решения отраслевых задач в области энергетики и нефтегазовой отрасли (+88,89%), информационные системы оформления транспортных перевозок (+79,18%), средства поддержки принятия решений (DSS) (+73,84%) и др. [3]

Стоит обратить внимание, что переход на российское ПО сопряжен с рядом трудностей:

  1. необходимость переобучения персонала для использования систем с новым ПО и управления ими;
  2. необходимость изменения всей информационной инфраструктуры, так как процесс смены ПО влияет на всю систему из-за комплексности системы и сильной связи между ее элементами;
  3. необходимость в дополнительном финансировании как для внедрения ПО, так и для последующей переаттестации информационных систем.

С другой стороны, использование иностранного ПО также приводит к проблемам:

  1. невозможность продления лицензий, и как следствие, прекращение работы ПО; при этом использование нелицензионного ПО наказуемо;
  2. отсутствие поддержки от разработчиков, что влечет за собой отсутствие обновлений ПО и ухудшение защиты от внешних угроз;
  3. нехватка комплектующих для аппаратного обеспечения (АО) иностранного производства в связи с санкционным давлением на РФ, из-за чего поломка АО может быть неустранимой.

Подводя итоги, можно отметить, что несмотря на все проблемы, переход на отечественное ПО продолжается с хорошим темпом. Решения от российских разработчиков уже способны полностью заменить иностранные. Но для завершения перехода все еще нужны деньги, время и труд специалистов. Тем не менее, можно быть уверенным в скором положительном решении этого вопроса.

Список литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.su/DPR43BL (дата обращения: 14.07.2023)
  2. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001 (дата обращения: 14.07.2023)
  3. Результаты мониторинга закупок программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд по состоянию на 01.01.2023: отчет Автономной некоммерческой организации «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (АНО «ЦКИТ») [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.su/lqwYhvY (дата обращения: 16.07.2023)

Поделиться

942

Агафонов Н. Ю. Замена иностранного программного обеспечения на отечественное: текущее состояние // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/6882-zamena-inostrannogo-programmnogo-obespecheniy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января