Автор(-ы):
Уилсон Екатерина Юрьевна
17 августа 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Введение
В современном обществе школа играет важную роль в формировании будущего гражданина и обеспечении его успеха. Однако, несмотря на значимость этого образовательного учреждения, современная школа сталкивается с рядом проблем, которые мешают ее эффективному функционированию. В данной научной статье мы будем рассматривать некоторые из этих проблем, искать их причины и предлагать возможные решения. Целью нашего исследования является выявление ключевых аспектов, которые требуют внимания со стороны образовательных организаций, педагогов, родителей и всего общества в целом, чтобы обеспечить качественное обучение и успешное развитие молодого поколения.
Хочу начать наше исследование со слов великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского.
«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».
1. Чего не хватает современной школе.
Современная школа, хотя и имеет свои достоинства, имеет и ряд недостатков и проблем. Вот некоторые из них:
Решение этих проблем позволило бы создать более эффективную и интересную современную школу, где ученики смогут развить свой потенциал, получить навыки для успешной жизни и быть готовыми к вызовам будущего.
2. Современный учитель, чего не хватает учителю в современной школе.
Начнем с того, кто же такой этот таинственный современный учитель и где его найти. Какой он молодой или с опытом? Уставший от рутинной работы с документами и отчетами или способный искать творить и передавать свой бесценный опыт. Постараемся найти ответы вместе с вами.
И так. Начнем с простого определения.
Современный учитель – это профессионал, который работает в школе или других образовательных учреждениях и отвечает за обучение, воспитание и развитие учеников. Он играет ключевую роль в процессе образования и влияет на формирование личности ученика, студента.
Современный учитель не только передает знания, но и стимулирует творческое мышление, развивает навыки самоорганизации, критического мышления и коммуникации у своих учеников. Он должен быть готовым принимать вызовы современности и использовать новейшие методы и технологии обучения, чтобы быть в курсе последних достижений в своей области. И вместе с тем способный передать накопившийся опыт, не только знаний, но и опыт практических применений. Существует ли идеальный возраст для учителя, спросите вы. Конечно же нет. Отвечу я вам без доли сомнения.
Современный учитель должен быть гибким и адаптивным к различным стилям обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Он также должен применять разнообразные формы оценки, чтобы оценить уровень успеваемости и понять, как помочь каждому ученику достичь своего потенциала.
Более того, современный учитель должен быть непрерывно саморазвивающимся, постоянно обновлять свои знания и умения, чтобы быть в курсе последних научных открытий и методик обучения. Он должен стремиться к сотрудничеству с коллегами и активно участвовать в профессиональном сообществе, обмениваясь опытом и лучшими практиками.
В целом, современный учитель – это не только знаток своего предмета, но и вдохновитель, наставник и гид в мире знаний для своих учеников. Он играет важную роль в формировании будущего поколения и обеспечении их успешного развития в сложных условиях современного мира.
Почему же мы так часто слышим, что учитель не устраивает родителей, а главное учеников. Почему наши дети не хотят приходить на некоторые уроки и не лучшим образом отзываются об учителе? Быть может для того, чтобы учить недостаточно иметь красный диплом с высшим педагогическим образованием.
И вот что я могу сказать вам на этот счет. Проработав в школе более 25 лет, я могу с точностью отметить.
Современным учителям не хватает ряда важных компетенций и ресурсов, которые могут помочь им быть более эффективными и успешными в своей работе. Ниже перечислены основные аспекты, отсутствие которых в современном образовании может оказывать отрицательное влияние на работу преподавателей:
1. Профессиональное развитие: многие учителя испытывают недостаток в доступе к качественным программам профессионального развития. Современное образование постоянно меняется и развивается, поэтому учителям необходимо постоянно обновлять свои навыки и знания. Однако многие учителя не имеют возможности посещать семинары, курсы или получать поддержку коллег.
Хотите знать почему? Уроки в школе заканчиваются приблизительно в период от 14.00 до16.00. Затем учитель должен садиться за компьютер или журнал, чтобы выставить оценки, отметить отсутствующих на уроках, написать план работы на следующий урок, сделать пометки к пройденному материалу, проверить домашнее задание, сейчас это не только устные ответы, но и множество тестов и письменных работ, заполнить отчеты о проделанной работе и много всего другого что остается за кадром одного урока. А также хочу отметить, что классов у учителя не один, и не одна параллель классов, и человек в классе минимум 20, это если повезет. Необходимо проверить и оценить работу каждого ученика. Так вот, если повезет, учитель уходит домой в районе 18-19 часов. А дома ждет семья. Наверное, не стоит рассказывать, что это такое. И так каждый день. И вот встает вопрос, где найти время на семинары и курсы, на самообразование. И несмотря на все сложности учителя стараются изо всех сил.
Согласна с вами, не все учителя выдерживают такой режим работы. Лишь только некоторые, избранные могут заслуживать нашего с вами внимания. И только единицы могут называть себя учителем. Учителем нужно родиться.
2. Использование технологий: современные учителя должны быть готовы использовать различные технологии в своей работе. Однако многие учителя не имеют доступа к современным компьютерам, интернету или программному обеспечению, которые помогли бы им создавать интерактивные уроки, использовать онлайн-ресурсы и повысить эффективность своей работы.
3. Поддержка и коучинг: также учителям не хватает доступа к профессиональной поддержке и коучингу. Работа преподавателя может быть очень сложной и иногда одиночной. Возможность консультироваться с опытными коллегами, получать обратную связь и коучинг помогает современным учителям расти и развиваться профессионально.
4. Ресурсы и материалы: не хватает доступа к качественным учебным материалам и ресурсам. Недостаток обновленных учебников, оборудования для лабораторных работ, учебных программ и других средств обучения может ограничивать возможности учителей и студентов.
5. Индивидуальный подход: современным учителям может быть сложно удовлетворить потребности различных учеников, особенно в классах с большим количеством студентов. Необходимость в индивидуальном подходе и настройке учебной программы может быть недостаточно поддержана в современной системе образования.
В целом, современным учителям не хватает поддержки и ресурсов, необходимых для обеспечения высокого качества образования. Улучшение доступа к профессиональному развитию, техническим ресурсам, поддержке и материалам, а также необходимо учитывать индивидуальные потребности учеников. Именно эти качества могут помочь учителям быть более успешными и эффективными в своей работе.
И самое главное, что я не могу оставить без внимания. Это зарплата.
6. Оплата труда. Учитель, наставник, воспитатель, врач – это ресурс нашей страны. Да, да, не полезные ископаемые, а люди, люди – это ресурс нашей страны.
И будущее нашей страны зависит именно от этих людей при условии, если эти профессии будут самыми высокооплачиваемые и престижными профессиями.
«Личностью можно стать только рядом с личностью, мастером можно стать только рядом с мастером».
Вернемся к нашей теме и постараемся выяснить что не устраивает наших учеников.
3. Почему ученики потеряли интерес к знаниям.
Причин может быть несколько.
Ученики могут потерять интерес к знаниям по разным причинам. Рассмотрим некоторые из них:
1. Недостаточно интересных и практически значимых материалов. Если учебники и уроки не предлагают новых и увлекательных тем, то ученики могут быстро потерять интерес к изучению этих предметов. Если материалы не связаны с реальным миром и не имеют практического применения, то ученики могут видеть их как чистую формальность и не видеть смысла в их изучении.
2. Плохие методы преподавания. Если учитель не умеет преподавать, не умеет правильно и интересно преподнести учебный материал и не уделяет достаточно внимания индивидуальным потребностям и интересам учеников, то они могут потерять интерес к знаниям. Консервативные методы преподавания, такие как передача информации через лекции и учебники, могут быть мало привлекательными для современных учеников, которые привыкли к интерактивным и мультимедийным форматам обучения. Учителя должны идти в ногу со временем и учитывать это в составлении плана уроков.
3. Отсутствие мотивации. Если ученики не видят связи между изучаемыми предметами и своими личными целями и интересами, то они могут потерять мотивацию для изучения этих предметов. Например, если ученик не видит практического применения математики в повседневной жизни или в своей будущей профессиональной деятельности, то он может не видеть смысла в ее изучении.
4. Ограниченное внимание и информационный перегруз. В современном мире ученики часто сталкиваются с большим объемом информации и различными формами развлечений, такими как социальные сети и видеоигры. Это может отвлекать их от изучения и знаний, так как они предпочитают краткосрочные удовольствия и развлечения вместо долгосрочного развития и роста.
5. Безынтересные и неприятные учебные ситуации. Ученики могут потерять интерес к знаниям, если у них есть негативный опыт в учебе, такой, как частые неудачи, неприятные взаимоотношения с соучениками или преподавателями, или чрезмерное давление и стресс. В таких ситуациях ученики могут развить отрицательное отношение к учебе и потерять интерес к знаниям.
Для борьбы с потерей интереса учеников к знаниям, важно создавать интересные и практически значимые материалы, использовать инновационные методы преподавания, связывать изучаемые предметы с реальным миром и личными интересами учеников, создавать мотивацию и установку на долгосрочное обучение, ограничивать время для выполнения домашнего задания.
6. Монотонность обучения: если уроки и задания в классе неинтересны и предсказуемы, ученики могут быстро утратить интерес. Мотивация сохраняется, если образовательный процесс интерактивный, разнообразный и включает в себя элементы творчества и самодеятельности. Школы и учителя должны стремиться создать стимулирующую и интересную образовательную среду, чтобы ученики ощущали, что их знания и участие в учебных занятиях действительно имеют значение и ценность.
7. Отсутствие связи с реальностью: если учебные материалы и предметы не имеют явной связи с реальным миром и практическими навыками, ученики могут потерять интерес. Они могут не видеть применения того, что они учатся на практике, и могут считать, что это просто бессмысленное запоминание фактов и формул. Важно продемонстрировать учащимся, каким образом знания и навыки могут быть применены в реальной жизни, чтобы у них появился смысл и мотивация к изучению.
8. Стрессы и перегрузка: учеба может быть очень интенсивной и представлять собой источник стресса для учеников. Высокие ожидания и давление со стороны учителей, родителей или системы образования могут приводить к падению интереса и мотивации учеников. Учащиеся могут чувствовать себя перегруженными и неспособными справиться с требованиями стандартов и программ обучения.
9. Технологические отвлечения: с развитием современных технологий и доступности мобильных устройств ученики часто отдают предпочтение смартфонам и социальным сетям вместо занятий и обучения. Постоянное присутствие учеников в виртуальном мире может отвлекать и разрушать их интерес к учебе.
Это лишь некоторые из причин потери интереса учеников к знаниям. Однако, образовательные учреждения, учителя и родители могут сделать многое, чтобы помочь ученикам восстановить и поддержать интерес к обучению.
4. Почему у учащихся отсутствует мотивация на уроках.
Что такое отсутствие мотивации – это состояние, когда человек не испытывает желания, стремления или внутренней побудительной силы для достижения целей, выполнения задач или принятия решений. Это может проявляться в форме ощущения безразличия, апатии, отсутствия энтузиазма или утрате интереса к тому, что ранее вызывало удовлетворение и радость. Отсутствие мотивации может быть временным явлением, вызванным стрессом, усталостью или личными проблемами, или же стать хроническим состоянием, связанным с более серьезными причинами, такими как депрессия, страх неудачи или недовольство текущей жизненной ситуацией.
Отсутствие мотивации на уроках может быть вызвано несколькими причинами:
Для решения проблемы отсутствия мотивации у учащихся важно создавать интересное и привлекательное учебное окружение, где ученики могут видеть связь с реальной жизнью и проявлять свои навыки и интересы. Учитель также может использовать разнообразные методы обучения, поощрять самостоятельную работу и помогать ученикам повысить их самооценку и уверенность в своих способностях. Если проблема продолжает существовать, следует обратиться за помощью к педагогам, психологам или специалистам по образованию для поиска индивидуального подхода к конкретным ученикам.
Может ли отсутствие мотивации быть связанным с чувством страха.
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или предполагаемую угрозу, и сопровождаемое дискомфортом, тревогой и стремлением к избеганию или защите от данной угрозы. Страх является важной эмоцией, которая помогает организму реагировать на потенциальные опасности и обеспечивает его выживание [1, 2, 3].
Внутри человека, испытывающего страх, происходит активация различных физиологических процессов, которые включают изменения в нервной системе, эндокринной системе и других системах организма. Эти изменения обусловлены активацией стрессового ответа, который подготавливает организм к борьбе или побегу от потенциальной угрозы.
Чувство страха перед учителем может иметь различные причины и множество факторов. Рассмотрим некоторые из них:
1. Авторитарный стиль преподавания: если учитель использует авторитарный стиль преподавания, то это может вызывать у ученика чувство страха. Авторитарные учителя могут быть очень строгими и доминирующими, требуют соблюдения жестких правил и наказывают за нарушения. Учителя, которые диктуют свою волю и требуют безоговорочного подчинения, ученики могут воспринимать как угрозу и повод для беспокойства. Более того, когда учитель постоянно выражает неодобрение, критикует и наказывает учеников, это может усилить чувство страха и тревоги.
А также создать у ученика ощущение неуверенности и страха перед возможными негативными последствиями.
2. Другой причиной может быть неприятное отношение со стороны учителя. Некоторые учителя могут проявлять враждебность, неуважение или пристрастие к конкретным ученикам. В результате, ученики могут испытывать страх перед взаимодействием с учителем или бояться быть целью его критики или осуждения.
3. Критика и оценка: если учитель часто критикует учеников или использует отрицательную оценку, это может вызвать у ученика страх перед провалом или неудачей. Ученики могут переживать, что получение низкой оценки или критику за свои усилия вызовет разочарование или гнев со стороны учителя.
4. Жесткие правила и наказания: учащиеся могут испытывать страх перед учителем, если он основывает свою дисциплину на строгих правилах и наказаниях. Они могут бояться, что нарушение правил приведет к неприятным последствиям, таким как домашнее задание, вызов родителям или даже отчисление.
5. Низкое самооценка и страх перед неудачей: ученики, у которых низкая самооценка или страх перед неудачей, могут быть особенно подвержены страху перед учителем. Они могут бояться, что их усилия недостаточно хороши или что они не справятся с требованиями учителя [7, 8, 9].
6. Также, страх может вызываться низким уровнем доверия между учителем и учеником. Ученики могут опасаться общаться с учителем, задавать вопросы или просить помощи, если они не чувствуются поддержки и доверия со стороны учителя. Постоянное чувство неуверенности и страха может негативно сказываться на академическом прогрессе и участии в уроках [10, 11, 12].
Как проявляется страх у детей?
Страх является естественным и нормальным эмоциональным состоянием, которое дети могут испытывать на разных этапах своей жизни. В школьном возрасте дети могут столкнуться со множеством различных страхов, которые могут влиять на их эмоциональное и психологическое благополучие.
Вот несколько примеров страхов, с которыми дети школьного возраста могут столкнуться:
Естественно, каждый ребенок уникален, и степень, в которой они проявляют определенный страх, может варьироваться. Признаки страха у детей могут включать физические симптомы (такие, как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь), эмоциональные реакции (тревогу, плач, раздражительность) и поведенческие показатели (уклонение от ситуации, избегание, неспособность сосредоточиться). Я укажу некоторые источники ниже, где можно найти более подробную информацию о страхе у детей школьного возраста [13, 14, 15].
5. Как должен вести себя учитель, чтобы ученик не испытывал чувство страха и тревоги.
Для того, чтобы ученики не боялись учителя, их необходимо воспринимать и относиться к ним с уважением и пониманием. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь учителю установить доброжелательную и поддерживающую атмосферу в классе:
Важно помнить, что каждый класс и каждый ученик индивидуален, поэтому может потребоваться некоторое время и терпение, чтобы установить доверие и комфорт в классной комнате.
6. На чем основана любовь к знаниям в школе.
Выделим несколько факторов.
Прежде всего, любопытство – встроенное человеческое качество, которое побуждает нас искать новые знания и исследовать мир вокруг нас. Школьная программа предоставляет возможность получить знания в различных научных, гуманитарных и социальных областях, что стимулирует любовь к знаниям.
Знания также представляют собой ключ к успеху. Студенты, ученики осознают, что, чем больше они знают, тем лучше подготовлены они к будущим задачам и вызовам. Знания дают возможность развить критическое мышление, аналитические навыки и способность принимать обоснованные решения. Эти навыки считаются важными для достижения успеха в жизни и карьере.
Другой фактор, который способствует любви к знаниям в школе – это стимулирование со стороны учителей и родителей. Имея вдохновляющих и энтузиазм вносящих учителей, учащиеся часто находят дополнительные источники мотивации для изучения и углубления в тему. Родители могут также проявлять интерес к академическим достижениям своих детей, поддерживая их и показывая, что знания имеют огромную ценность и важность.
Наконец, самоудовлетворение и удовлетворение от овладения новыми знаниями привлекает многих учащихся. Когда ученик вникает в новую тему, усваивает информацию и применяет ее на практике, он испытывает чувство достижения и уверенности в своих способностях. Это чувство гордости и удовлетворения от процесса обучения помогает формировать и поддерживать любовь к знаниям.
7. Как учитель может заинтересовать ученика и сделать предмет интересным.
Для того, чтобы заинтересовать ученика и сделать предмет интересным, учитель может применять следующие методы и подходы:
В целом, ключевым фактором для заинтересованности ученика является способность учителя сделать урок практичным, интерактивным и интересным. Необходимо создать такую среду во время учебного процесса. Сочетание персонализации, разнообразных методов обучения, использования реальных примеров и поощрение усилий учеников поможет сделать предмет интересным и захватывающим для всех учеников.
8. Каким видят ученики своего учителя.
Учитель – это важная и влиятельная фигура в жизни каждого ребенка. Дети часто воспринимают своих преподавателей как наставников и ролевые модели, которые помогают им развиваться и становиться лучше. Учащиеся верят в знания и опыт своих преподавателей и считают их гуру в своей области.
Они видят своего учителя не только как преподавателя, но и как наставника, который внимательно относится к их индивидуальным потребностям и помогает им достичь успеха. Учителя играют важную роль в развитии детей, поддерживая, мотивируя и вдохновляя их на учебу и достижение своих целей.
Для учеников учитель является надежным и поддерживающим присутствием в их жизни. Они часто обращаются к своему наставнику за советом и помощью, и полагаются на его опыт и мудрость. Ученики знают, что учитель всегда будет рядом, чтобы поддержать их в любых ситуациях и помочь преодолеть любые трудности.
В будущем ученики видят своего преподавателя, как важную ссылку на их прошлое и средство своего развития. Ученики, студенты, дети, ожидают, что учитель будет гордиться их успехами и будет следить за их профессиональным ростом. Они также ожидают, что учитель будет оставаться их наставником и в будущем и будет готовым помочь в их карьере или построении собственного будущего.
Кроме того, ученики видят своего наставника как одного из главных факторов, который влияет на их образование и успехи в личной и профессиональной жизни. Они понимают, что знания и навыки, полученные от своего учителя, будут им полезны в будущем и помогут им стать успешными и уверенными в себе.
Если сказать коротко, ученики видят своего учителя в будущем как надежного, влиятельного и вдохновляющего лидера, который помогает им развивать свой потенциал, достигать успеха и становиться лучше. Учитель играет важную и неотъемлемую роль в жизни ученика и остается значимым фигурой для них на протяжении всей жизни.
Подводя итоги, хочу сказать:
Мы должны создать такие условия в школе, чтобы был достижимый результат, и, чтобы делать это было интересно. Ребенок не должен бояться урока, а учитель должен стать наставником. У ребенка должно быть осознание того, что ему это в жизни пригодится.
Вывод.
Делая вывод, можно сказать, что современная школа сталкивается со множеством проблем, которые требуют немедленного внимания и решения. Проблемы с устаревшими методами обучения, недостаточным использованием инновационных технологий, большими классами и недостаточным финансированием негативно влияют на качество образования и уровень успеваемости студентов. Кроме того, давление на учащихся, конкуренция и недостаточная поддержка психологического благополучия вызывают стресс и негативные последствия на их здоровье и развитие.
Школа будущего должна стремиться к непрерывному обновлению и преобразованию, чтобы удовлетворять потребности и ожидания учащихся и общества в целом. Важно создать учебную среду, поддерживающую активное участие студентов, позволяющую развивать индивидуальные способности, разнообразить методы обучения и оценки знаний, интегрировать современные технологии и использовать практические примеры из реального мира. Также необходимо обеспечить поддержку учеников в их личностном росте, развитии навыков решения проблем, критического мышления и коммуникации.
Обращение внимания на эти проблемы и развитие новых подходов в образовании поможет создать школы будущего, которые будут способствовать развитию интеллектуального, эмоционального и социального потенциала каждого учащегося, обеспечивать его готовность к жизни и работе в современном информационном обществе.
Заключение.
Статья "Школа будущего. Проблемы современной школы" дала нам важные объективные и актуальные сведения о проблемах, с которыми сталкивается современная система образования. Были рассмотрены различные аспекты, включая неэффективное использование технологий, жесткую ориентацию на знания и недостаточное внимание к развитию навыков и талантов каждого ученика.
Статья показала, что существующая модель образования не учитывает разнообразие учеников и не способствует их полноценному развитию. Использование новых методов обучения, акцентирующих внимание на индивидуальности ученика и развитие его потенциала, является необходимостью для создания школы будущего.
Кроме того, статья подчеркнула важность сотрудничества между учителями, учениками, родителями и общественностью в целом. Только при активном взаимодействии и взаимодополняющей работе этих сторон можно успешно решить проблемы современной школы и обеспечить качественное образование.
Написанная статья вызывает осознание необходимости изменений в современной школе и призывает общество в целом принимать активное участие в их реализации. Только в результате совместных усилий и открытого диалога мы сможем снять проблемы, с которыми сталкивается современная школа, и создать образовательную систему, соответствующую потребностям и требованиям будущего.
Список литературы
Поделиться
Уилсон Е. Ю. Школа будущего. Проблемы современной школы // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 авг. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 58-78. URL: https://apni.ru/article/6890-shkola-budushchego-problemi-sovremennoj-shkol