Главная
АИ #33 (163)
Статьи журнала АИ #33 (163)
Популярные инновации в российском образовании

Популярные инновации в российском образовании

Автор(-ы):

Агеев Радислав Борисович

Агеева Наталия Александровна

Михайлова Алёна Сергеевна

18 августа 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

инновации
методы
педагогика
образование
цифровые технологии

Аннотация статьи

В статье собраны популярные инновации в области педагогики, с успехом применяемые в российском образовании. Подчеркнута важность влияния инноваций на педагогику, стимула для появления новых приёмов и методов преподавания, обучения и оценки.

Текст статьи

Новые технологии в образовании продолжают изменять обучающую среду в России. Учитывая быстрый темп развития цифровых технологий, школы и университеты должны быть готовы к использованию новых инновационных методов обучения. Эксперты предсказывают, что наибольшее внимание будет уделено применению новейших технологий для улучшения процесса образования. При этом важно сочетание традиционных методик с новыми инструментами [2, с. 43].

Цифровое образование будущего будет значительно более доступным и гибким, при этом оно будет стимулировать учеников на более глубокое понимание материала. Он будет включать в себя элементы виртуальной реальности, обучающих видео, а также онлайн-курсы и программы автоматизации оценки знаний. Будущее образование будет способствовать индивидуальному подходу к ученику с целью соответствия стилей и темпов обучения.

Педагогика автономии применяется на самых ранних ступенях образования, но в целом это актуально для всех уровней обучения. Педагогика автономии – это методы преподавания, направленные на повышение самостоятельности у учащихся. Главная задача – познакомить учащихся со стратегиями обучения и полезными инструментами, которые в будущем помогут их эффективному самообразованию. Навыки саморегулируемого, автономного обучения придают уверенность и стрессоустойчивость. Чтобы стимулировать развитие учебной автономии и дать учащимся подходящие инструменты, важно создавать возможность для рефлексии и предоставлять поддержку. Часть важных для автономного обучения навыков относят к универсальным компетенциям. Это, например, критическое мышление, навыки саморегуляции, умение организовывать своё время и фокусировать усилия. Такие навыки упоминаются в российских образовательных стандартах. Мешают формированию критического и креативного мышления страх оценки, непрозрачность процедур оценивания, некоторые личные особенности учащихся – отсутствие любопытства или когнитивная лень.

Обучение на ходу применяется на всех уровнях образования. Учебные прогулки помогают исследовать окружающую среду, применять знания в реальном мире. Диалог во время прогулки – образовательная практика, известная с античных времён. Этот подход включили из-за значения психологического эффекта. Но есть и другие плюсы: в некоторых случаях обучение на ходу действительно позволяет получить новые знания и навыки, которые не получилось бы освоить в классе. Есть направление, в котором учебные прогулки подчас важнее занятий в классе – образовательная урбанистика.

Гибридное обучение применяется на всех уровнях образования. Гибридные модели обучения ставят на первое место предпочтения и возможности учащихся, что позволяет им проходить курс в собственном темпе и повышает шансы на успех. Суть гибридного обучения в смешении в каждом занятии офлайн- и онлайн-форматов. В самом современном варианте проводят занятия одновременно очно и в онлайне, а запись в дальнейшем используют для асинхронного обучения. Среди подходящих практик – «перевёрнутые классы», интерактивный контент (и созданный самими учащимися тоже), проектное обучение и формирующее оценивание.

Как используется гибридный формат: занятия в гибридном формате проводятся из специальных аудиторий с видеокамерами, отслеживающими движения преподавателей, микрофонами по всему помещению и другими фишками.

Дуальное (или практико-ориентированное) обучение применяется в образовании при изучении профессиональных дисциплин, оно позволяет объединить практику и теоретические знания. Выпускники, которые обучались в таком формате, владеют более широким набором навыков, чем окончившие стандартные программы. При таком формате теорию учащиеся осваивают за партами, а практику – в реальной рабочей среде. Параллельно развиваются методы сбора и анализа данных. Так, учащиеся могут записывать свои действия с помощью устройств дополненной реальности или сохранять проекты в цифровых портфолио.

Педагогика микростепеней применяется на онлайн-платформах. У микростепеней нет устоявшегося определения, но по сути это короткие курсы, обучающие отдельным навыкам или тематическим блокам. Ключевой фактор, который их объединяет – фокус на карьерном развитии. Кроме того, часто короткие курсы предназначены для людей, ранее не имевших возможности учиться или обладающих низким уровнем цифровой грамотности. Из этого следует, что на таких курсах нельзя копировать методы среднего образования. Значит, микростепеням нужны собственные модели преподавания.

Обучение у инфлюенсеров применяется в онлайн-образовании любого уровня. Блогеры достигают взаимопонимания с аудиторией и стимулируют интерес к темам, которые изучаются в рамках формального образования, причём доносят их лёгким, неакадемическим языком. Кроме того, любой образовательной организации полезен потенциал сообществ, которые формируются в соцсетях. Использование контента блогеров в качестве образовательного давно стало привычным. Одна из ключевых проблем в том, что блогерский контент обычно не проходит никакой экспертной проверки. «Образовательные» и «просветительские» посты могут оказаться как обычной рекламой, так и попросту фейковой информацией. Есть и обратный процесс: учителя превращаются в популярных блогеров. С одной стороны, школы могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять: например, когда авторы – учёные-популяризаторы науки). С другой стороны, образовательные учреждения и сами выходят в соцсети с образовательным контентом с помощью научпоп-видео со своими учёными. Использование социальных сетей в образовательном процессе – один из трендов российского образования. Но ещё более заметной тенденцией стал так называемый инфобизнес. Основной положительный итог таких курсов – удовлетворённость участников, а вот измерить образовательные результаты, как правило, не представляется возможным. С другой стороны, профессиональные педагоги тоже бывают вполне успешными блогерами.

Образование с заботой о психологическом благополучии применяется прежде всего в высшем образовании. Во всём мире психологические проблемы стали более распространёнными после начала пандемии. И в образовании заговорили о том, что нормальный учебный процесс невозможен без заботы о психическом здоровье. Этот подход заключается во внимании к психологическому состоянию и здоровью учащихся, повышении их осведомлённости о психическом здоровье. Важно научить учащихся справляться со стрессами, вовремя распознавать признаки приближающихся проблем, уважительно относиться к чужим трудностям. Образованию этот подход необходим, так как он влияет и на результаты обучения – чем лучше себя чувствуют учащиеся, тем меньше препятствий у них для обучения.

Цифровые технологии доказали свою эффективность в образовательной среде, и в настоящее время инновации в педагогике уже стали основным трендом. Изучение новых технологий становится не только необходимостью, но и важной конкурентной особенностью для обучающих центров, школ и вузов [5, с. 152].

Инновационные технологии в образовании существенно улучшают процессы обучения. Они делают обучение более интерактивным и увлекательным, а ученики получают доступ к новым и инновационным методикам обучения. Современный образовательный процесс, в котором широко используется современные технологии, позволяет дать учащимся все необходимые знания для успешного будущего.

Список литературы

  1. Алексанина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4. – С. 119-124.
  2. Волынкин В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. – 152 с.
  3. Денисенко В.А. Инновационное развитие современной науки образования // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 5-11.
  4. Елизарова Л.Е. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования // Инновации в образовании. – 2006. – № 3. – С. 74-83.
  5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

Поделиться

1845

Агеев Р. Б., Агеева Н. А., Михайлова А. С. Популярные инновации в российском образовании // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/6891-populyarnie-innovatsii-v-rossijskom-obrazovan

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля