Автор(-ы):
Теребунская Карина Владимировна
18 августа 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В последнее время в связи с эпидемической ситуацией в мире вопросу формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников придается особое значение. Высокий уровень заболеваемости детей различными заболеваниями формирует необходимость усиления внимания педагогов всех уровней образования. Но в дошкольных образовательных учреждениях данная проблема носит особый характер в силу специфики возраста детей. Одной из ключевых причин этому является факт формирования общего уровня здоровья именно в дошкольном возрасте. Данная статья направлена на освещение одного из ключевых направлений работы по здоровьесберегающим технологиям – развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
Текст статьи
В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей – один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого выпускника дошкольного образовательного учреждения.
Младший дошкольный возраст представляет собой сензитивный период, включающий в себя довольно большой спектр развития особенностей, навыков и умений, поэтом дошкольное воспитание и обучение – предмет пристального внимания нескольких дисциплин: педагогики и психологии.
Представляя младший дошкольный период со стороны психологической дисциплины, необходимо указать, что данный период характеризуется значительной интенсивностью. Ребенок за довольно короткий промежуток времени овладевает рядом навыков и умений, которые формируют его как будущую личность. Получают большой толчок в развитии психологические особенности, как возрастные, так и индивидуальные. Ребенок получает возможность овладеть большим спектром деятельности: игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, коммуникативная, который формируется уже не как спонтанность, а как технически организованная.
Формирование полноценно развитого ребенка на сегодняшний день представляет собой первостепенную проблему дошкольной образовательной организации, решение которой предполагает комплексный подход к осуществлению воспитательной работы. Одним из направлений данной работы является развитие мелкой моторики воспитанников.
Мелкая, или тонкая, моторика представляет собой совокупность точных движений, задействованных путем деятельности мелких мышц. В целом, отмечая важность мелкой моторики, необходимо пояснить, что она имеет ключевое значение для развития ребенка, как в физическом, так и психологическом плане. Так, уровень развития мелкой моторики определяет последующее формирование навыков письма, трудовой работы, изобразительных умений. Именно биманипуляционные движения рук, тактильный контакт с различными фактурами определяет последующий успех сформированости ранее перечисленных деятельностных навыков и умений. Кроме того, моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, что обуславливает психологическую необходимость развития мелкой моторики дошкольников.
Однако, несмотря на факт беспрецедентной важности мелкой моторики, довольно часто воспитатели дошкольных образовательных организаций допускают грубую ошибку, занижая оценку важности мелкой моторики и снижая внимание к упражнениям, направленным на развитие последних. Следствием этого является тот факт, что сегодня в младших и младших группах дошкольных образовательных организаций у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Современная методическая база упражнений богата методами и приемами, позволяющими разнообразить процесс формирования мелкой моторики у дошкольников, из которых большое значение имеет пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры – это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори и др.
Приведем наиболее распространенные пальчиковые гимнастики, применяемые в младшевозрастной дошкольной группе:
Таким образом, можно сказать, что формирование мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте предполагает разнообразное методическое обеспечение, среди которого особое место занимает пальчиковая гимнастика. Главным образом, данный метод является наиболее применяемым за счет возможности проведения его как игры, которая является ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры-гимнастики отличаются многообразием как текстового характера, так и в области содержания упражнений, и для каждого возраста подбираются в соответствии с возрастом.
Список литературы
Поделиться
Теребунская К. В. Развитие мелкой моторики рук средствами пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 110-112. URL: https://apni.ru/article/6892-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-sredstvami