Главная
АИ #33 (163)
Статьи журнала АИ #33 (163)
Противодействие коррупции в системе государственной службы

Противодействие коррупции в системе государственной службы

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

коррупция
государственная служба

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые вопросы уголовно-правового обеспечения оперативно-разыскной деятельности.

Текст статьи

В Российской Федерации на протяжении последних лет проводится административная реформа и реформа государственной службы. Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1] (далее – Закон), "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [2]. Указом Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" [3] утвержден соответствующий план. Как следует из содержания нормативно-правовых актов, посвященных проблеме коррупции, их целью является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, а также решение целого ряда иных социально-экономических проблем.

Необходимо отметить, что эти и иные нормативные правовые акты, в настоящее время могут стать импульсом развития антикоррупционной политики Российской Федерации.

Антикоррупционная политика в настоящее время представляет собой совокупность организационных, политических, социально-психологических отношений, связанных с реализацией принципа законности в сфере предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Важнейшим вопросом в русле противодействия коррупции является формирование в обществе (а не только в системе власти) нетерпимости к коррупционному поведению. Нетерпимость к коррупционному поведению в социуме достигается повышением уровня культуры и правосознания граждан и в этом качестве может являться положительным следствием применения комплексных мер социально-правового воспитания и просвещения. В разработке и применении этих мер должны участвовать не только органы власти, образовательные и культурные учреждения, но и общественные объединения, средства массовой информации. Очевидно, что с рецидивной коррупцией бюрократии необходимо бороться всеми мерами в рамках закона.

Механизм реализации антикоррупционной политики – это общеюридическая проблема. Подчеркнем, в деле противодействия коррупции должны быть задействованы все ключевые меры, однако необходимо отметить, что основу реализации механизма антикоррупционной политики образуют правовые средства, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих, определяется и устанавливается антикоррупционная политика. Нормами права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит в себе достаточно важные административные предписания, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Как отмечается в литературе, в настоящее время необходимо отлаживать механизм реализации как в целом Закона "О противодействии коррупции", так и отдельных его предписаний, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве [4].

Эффективность реализации антикоррупционной политики зависит от целого ряда причин правового, организационного, технического и политического характера, но в первую очередь от четкого определения понятия коррупции, от выявления ее специфических признаков, которые имеют место в сфере публичного управления.

Рассматривая вопросы антикоррупционной политики необходимо отметить статистику Главного информационного аналитического центра МВД России, которая показывает, что за период январь-декабрь 2022 года совершено 35340 преступления коррупционной направленности [5], что на 0,8% выше аналогичного показателя 2021 года.

Необходимо отметить, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в деле противодействия коррупции, однако стоит подчеркнуть, что основными правовыми средствами, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, должны быть именно административно-правовые средства. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами административного права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих. Нормами административного права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит в себе достаточно важные административные нормы, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. В настоящее время необходимо выстраивать механизм реализации как в целом Закона "О противодействии коррупции, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве", так и отдельных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции.

С целью проведения государственной политики в сфере противодействия коррупции, необходимо в том числе: совершенствование отраслевого законодательства РФ; усиление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках; оптимизация института проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов; расширение полномочий органов прокуратуры РФ при проведении проверок деклараций о доходах, об имуществе и обязательств имущественного характера, предоставляемых государственными и муниципальными служащими; совершенствование информационной составляющей противодействия коррупции, выражающееся в ведении правового механизма информирования судебными, правоохранительными и иными государственными органами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о фактах нарушения требований к служебному поведению со стороны государственных служащих; оптимизация функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Главный вектор антикоррупционных усилий - профилактика коррупции. Конечно, если профилактикой занимается чиновник, берущий взятки и совершающий другие корыстные проступки, реального смысла в профилактике не будет. Сопротивление коррупции в этом случае станет имитацией. Здесь необходимы не превентивные, а иные способы борьбы, применяемые в связи с обнаружением уже состоявшихся фактов противоправного поведения.

Так как коррупциогенное поведение определяют не только экономические интересы, но и стремление получить другие капиталы: власть, престиж и т.п. Именно поэтому сегодня в структурах власти такие сущности, как "корпоративный дух", "моральный климат", "атмосфера", становятся катализаторами либо коррупционного, либо некоррупционного и антикоррупционного поведения. Учитывая роль обозначенного исследования, можно с уверенностью сказать, что сегодня в России идет битва "культуры коррупции" и "культуры антикоррупции".

Ведущая роль в организации противодействия коррупции принадлежит органам законодательной власти уже в силу того, что основным условием искоренения коррупции является приведение законодательства России в соответствие с антикоррупционными правилами.

В целях совершенствования административно-правовых основ противодействия коррупции законодателю необходимо усилить административную ответственность за совершение коррупционных действий.

Усиление административно-правовой ответственности может быть реализовано по двум основным направлениям.

Первое из них касается внесения изменений и дополнений в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности в КоАП РФ предусмотреть отдельную главу "Коррупционные правонарушения" Особенной части или дополнить главу "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти"

Второе направление связано с устранением необоснованных правовых привилегий государственных гражданских и муниципальных служащих, которые практически исключают привлечение коррупционеров к административной ответственности и поощряют совершение соответствующих правонарушений.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ ((ред. от 10.07.2023) "О противодействии коррупции" // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. № 162. 31.07.2004.
  3. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. ст. 1729.
  4. Евстифеев В.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 32–36.
  5. Состояние преступности за январь-декабрь 2022г. URL: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года (xn--b1aew.xn--p1ai) (дата обращения 22.07.2023г).

Поделиться

723

Шамаев Ш. В. Противодействие коррупции в системе государственной службы // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/6893-protivodejstvie-korruptsii-v-sisteme-gosudars

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря