В Российской Федерации на протяжении последних лет проводится административная реформа и реформа государственной службы. Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1] (далее – Закон), "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [2]. Указом Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" [3] утвержден соответствующий план. Как следует из содержания нормативно-правовых актов, посвященных проблеме коррупции, их целью является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, а также решение целого ряда иных социально-экономических проблем.
Необходимо отметить, что эти и иные нормативные правовые акты, в настоящее время могут стать импульсом развития антикоррупционной политики Российской Федерации.
Антикоррупционная политика в настоящее время представляет собой совокупность организационных, политических, социально-психологических отношений, связанных с реализацией принципа законности в сфере предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Важнейшим вопросом в русле противодействия коррупции является формирование в обществе (а не только в системе власти) нетерпимости к коррупционному поведению. Нетерпимость к коррупционному поведению в социуме достигается повышением уровня культуры и правосознания граждан и в этом качестве может являться положительным следствием применения комплексных мер социально-правового воспитания и просвещения. В разработке и применении этих мер должны участвовать не только органы власти, образовательные и культурные учреждения, но и общественные объединения, средства массовой информации. Очевидно, что с рецидивной коррупцией бюрократии необходимо бороться всеми мерами в рамках закона.
Механизм реализации антикоррупционной политики – это общеюридическая проблема. Подчеркнем, в деле противодействия коррупции должны быть задействованы все ключевые меры, однако необходимо отметить, что основу реализации механизма антикоррупционной политики образуют правовые средства, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих, определяется и устанавливается антикоррупционная политика. Нормами права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит в себе достаточно важные административные предписания, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Как отмечается в литературе, в настоящее время необходимо отлаживать механизм реализации как в целом Закона "О противодействии коррупции", так и отдельных его предписаний, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве [4].
Эффективность реализации антикоррупционной политики зависит от целого ряда причин правового, организационного, технического и политического характера, но в первую очередь от четкого определения понятия коррупции, от выявления ее специфических признаков, которые имеют место в сфере публичного управления.
Рассматривая вопросы антикоррупционной политики необходимо отметить статистику Главного информационного аналитического центра МВД России, которая показывает, что за период январь-декабрь 2022 года совершено 35340 преступления коррупционной направленности [5], что на 0,8% выше аналогичного показателя 2021 года.
Необходимо отметить, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в деле противодействия коррупции, однако стоит подчеркнуть, что основными правовыми средствами, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, должны быть именно административно-правовые средства. Данный тезис обусловлен тем, что именно нормами административного права определяется правовое положение органов публичного управления, а также статус их служащих. Нормами административного права также определяется режим предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам. Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит в себе достаточно важные административные нормы, которые касаются противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. В настоящее время необходимо выстраивать механизм реализации как в целом Закона "О противодействии коррупции, особенно тех, которые ранее не существовали в отечественном законодательстве", так и отдельных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции.
С целью проведения государственной политики в сфере противодействия коррупции, необходимо в том числе: совершенствование отраслевого законодательства РФ; усиление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках; оптимизация института проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов; расширение полномочий органов прокуратуры РФ при проведении проверок деклараций о доходах, об имуществе и обязательств имущественного характера, предоставляемых государственными и муниципальными служащими; совершенствование информационной составляющей противодействия коррупции, выражающееся в ведении правового механизма информирования судебными, правоохранительными и иными государственными органами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о фактах нарушения требований к служебному поведению со стороны государственных служащих; оптимизация функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Главный вектор антикоррупционных усилий - профилактика коррупции. Конечно, если профилактикой занимается чиновник, берущий взятки и совершающий другие корыстные проступки, реального смысла в профилактике не будет. Сопротивление коррупции в этом случае станет имитацией. Здесь необходимы не превентивные, а иные способы борьбы, применяемые в связи с обнаружением уже состоявшихся фактов противоправного поведения.
Так как коррупциогенное поведение определяют не только экономические интересы, но и стремление получить другие капиталы: власть, престиж и т.п. Именно поэтому сегодня в структурах власти такие сущности, как "корпоративный дух", "моральный климат", "атмосфера", становятся катализаторами либо коррупционного, либо некоррупционного и антикоррупционного поведения. Учитывая роль обозначенного исследования, можно с уверенностью сказать, что сегодня в России идет битва "культуры коррупции" и "культуры антикоррупции".
Ведущая роль в организации противодействия коррупции принадлежит органам законодательной власти уже в силу того, что основным условием искоренения коррупции является приведение законодательства России в соответствие с антикоррупционными правилами.
В целях совершенствования административно-правовых основ противодействия коррупции законодателю необходимо усилить административную ответственность за совершение коррупционных действий.
Усиление административно-правовой ответственности может быть реализовано по двум основным направлениям.
Первое из них касается внесения изменений и дополнений в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности в КоАП РФ предусмотреть отдельную главу "Коррупционные правонарушения" Особенной части или дополнить главу "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти"
Второе направление связано с устранением необоснованных правовых привилегий государственных гражданских и муниципальных служащих, которые практически исключают привлечение коррупционеров к административной ответственности и поощряют совершение соответствующих правонарушений.