В выявлении и развитии умственных способностей детей дошкольного возраста важная роль отведена математике. Проведение занятий по математике в дошкольном образовательном учреждении благоприятствует развитию речи, воображения, логики, памяти, эмоций, способствует формированию таких качеств, как настойчивость, терпение, помогает раскрыть потенциал ребенка. Кроме того, математика учит планированию и прогнозированию, последовательности изложения мыслей, дети учатся доносить свою точку зрения.
Главной задачей занятий по математике является развитие в детях ощущения уверенности в себе и своих силах [2]. Эта задача реализуется путем донесения до детей мысли о том, что мир упорядочен и его можно познать.
Важно отметить, что математика является одним из самых сложных предметов. Чтобы облегчить процесс обучения детей математике в дошкольном учреждении используются дидактические игры, с помощью которых удается чередовать виды деятельности и тем самых удерживать интерес детей.
Математическое развитие дошкольников подразумевает, что в познавательной деятельности ребенка происходят изменения, которые выражаются в формировании математических представлений.
Одно из наиболее действенных средств формирования у ребенка математических представлений это применение в образовательном процессе разнообразных дидактических игр. Такие игры помогают ребенку усвоить определенные математические понятия, способствуют формированию представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают навык ориентирования в пространстве, умение строить выводы. Дидактическая игра позволяет превратить скучное занятие в увлекательное, захватывает внимание ребенка и становится первым шагом к развитию внимания, памяти и мышления [6, с. 129]. Поэтому одна из важных задач дошкольного образования – вызвать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Проведение занятий в игровой форме позволяет быстрее и эффективнее обучать детей и поможет им в дальнейшем осваивать школьную программу.
Успешность развития математических умений и навыков ставится в зависимость от уровня логического мышление дошкольников. В школе ребенок будет сталкиваться с такими ситуациями, где ему нужно будет применять навыки анализа, сравнения, обобщения. В связи с этим важно научить ребенка находить решение проблемных ситуаций, строить логические рассуждения, которые приведут к определенным выводам. Умение решать логические задачи тренирует способность отмечать важное, самостоятельно приходить к обобщениям.
Логические игры с элементами математики вызывают у детей интерес к познанию, развивают способность к творческому поиску, прививают желание и умение учиться [1, с. 215]. Смоделированная проблема в игровой ситуации представляется детям интересной, вызывает желание найти решение.
Дидактические игры представляют собой разновидность игр с правилами, которые специально включаются в образовательный процесс с целью обучения и воспитания детей. Направленность дидактических игр определяется конкретной задачей, но вместе с тем они оказывают положительное влияние на воспитательный процесс и общее развитие детей.
Главная роль в обучающем воздействии отводится дидактическому материалу, игровым действиям, которые помогают организовать учебный процесс, управляя активностью детей и увлекая их.
Дидактическая игра имеет определенные отличия от игр в целом, а также от игровых форм занятий. Главное отличие дидактической игры от обычных игр заключается в обязательном участии в дидактической игре всех детей. Методика проведения дидактических игр, их содержание и правила построены таким образом, чтобы вызывать интерес к обучению у детей, у которых изначально такого интереса не было.
Структура дидактической игры сводится к следующему:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача зависит от цели обучения. Ее формирование возложено на педагога и определяется им в соответствии с его обучающей деятельностью. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Реализуется дидактическая задача через игровые действия, которые составляют основу игры.
Чем больше разнообразия игровых действий представлено в игре, тем увлекательнее для детей процесс и тем большего успеха достигает педагог в решении дидактической задачи. Игровые действия отличаются между собой направленностью и отношением к участникам игры. В качестве примера можно привести ролевые действия, разгадывание загадок.
Содержание правил игры и их направленность вытекают из общих задач становления личности ребенка [3]. Они применяются для упорядочения процесса проведения игры и устанавливают для каждого участника определенную роль.
Значимый элемент дидактической игры – подведение итогов, который проводится сразу после окончания игры. Подведение итогов может включать в себя подсчет очков, определение победителей игры. Важно при этом уделить внимание каждому ребенку, отметить их успехи в игре.
Обучение детей дошкольного возраста математике осуществляется с использованием увлекательных игр и развлечений. Уровень сложности материалов для занятий математикой определяется с учетом возрастных особенностей детей и в зависимости от задачи, которую нужно решить. Для активизации умственной деятельности, для проявления интереса к математическому материалу, для развлечения детей, для расширения представления детей о математических действиях, для закрепления полученных знаний используется разный учебный материал.
Для достижения цели реализации программных задач в занятия включаются дидактические игры. Полноценное умственное развитие неразрывно связано с использованием в процессе обучения и воспитания дидактических игр. Место дидактической игры в структуре занятия устанавливается в зависимости от цели и содержания занятия. Дидактическая игра может быть включена в занятие в качестве упражнения, учебного задания, которое направлено на решение конкретной задачи.
При решении головоломок и логических упражнений детям свойственна активность. Они пытаются найти решение, которое приведет их к результату [7]. Если занимательная задача доступна для понимания ребенком, у него складывается положительный опыт и правильное эмоциональное отношение, что является стимулом для развития мыслительной активности.
Основой для разработки методики по развитию математических способностей детей дошкольного возраста стало устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. Первый этап развития методики представляет собой направленность на содержание и методы обучения детей счету. Важной задачей на данном этапе является развитие у детей представления о пространстве, мерах измерения, расстоянии и времени.
Для реализации целей и задач дошкольного образования необходимо, чтобы процесс развития математических способностей детей был взаимосвязан с воспитательно-образовательной работой и решал задачу по формированию математических представлений и совершенствованию умственных способностей. Полученные знания и умения дети демонстрируют в своей повседневной жизни: в процессе трудовой деятельности, в ходе игр, при участии в познавательно-исследовательской деятельности, в случаях необходимости что-то посчитать, измерить, вычислить. Занятия лепкой помогают детям получить представление о геометрических фигурах, об их форме, размере, количестве, их положении в пространстве.
Дидактические игры и упражнения математического содержания выступают в качестве наиболее часто используемого материала на занятиях по математике в дошкольных образовательных учреждениях. Включение в занятия математикой дидактических игр помогает формировать у детей новые знания, способствует закреплению учебного материала.
Для детей дошкольного возраста игра имеет ключевое значение, она является элементом образовательной деятельности, используется в процессе приобщения детей к труду, является средством познания детьми окружающего мира. Обучение детей посредством игры – увлекательный процесс, который помогает перенести интерес ребенка с игровой деятельности на учебную.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит развитие внимания, улучшается способность контролировать свое поведение. Для этого возраста характерно стремление ребенка выполнить задание и получить положительную оценку [5, с. 87].
Дидактические игры условно можно разделить на несколько групп:
- игры с цифрами и числами – обучение детей счету в прямом и обратном порядке с использованием карточек, решение математических задач через сказочные сюжеты;
- игры, направленные на ориентирование в пространстве – расположение предметов в одной плоскости, в разных плоскостях, в разных положениях относительно друг друга, относительно стола. Эти игры позволяют наглядно продемонстрировать детям положение предметов в пространстве, способствует развитию пространственного мышления, помогают разобраться с такими понятиями, как слева, справа, сверху, снизу, впереди, сзади, далеко, близко.
- игры с использованием геометрических фигур позволяют закрепить знания об их форме. В таких играх детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Также с использованием карточек по типу лото можно предлагать детям после демонстрации одной из карточек находить указанные геометрические фигуры на других карточках.
- игры-путешествия – способствуют расширению детского кругозора, оказывают положительное воздействие на речевые и моторные навыки, учат счету (игры - ходилки);
- игры, задействующие логическое мышление – игры, направленные на развитие нестандартного мышления детей. Пример: Найди лишний предмет, найди пропущенную фигуру, продолжи ряд, найти отличия [4].
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что математика выступает эффективным средством развития детей. Занятия математикой способствуют улучшению таких навыков, как память, речь, мышление, воображение. Развитие у детей дошкольного возраста математических способностей неразрывно связано с использованием дидактических игр. Они оказывают положительное воздействие на усвоение детьми учебного материала и облегчают процесс обучения.