Главная
АИ #33 (163)
Статьи журнала АИ #33 (163)
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство успешн...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство успешной самореализации школьника

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

проектная деятельность
метод проектов
русский язык
литература
образование
учебный процесс
метапредметные компетенции
мотивация

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает эффективность использования проектной деятельности на уроках русского языка и литературы для развития метапредметных компетенций и повышения мотивации учащихся к обучению. Автор описывает проблемы, с которыми сталкиваются учителя русского языка и литературы, такие как отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, и предлагает метод проектов как средство их решения.

Текст статьи

Учителя русского языка и литературы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, маленький словарный запас, отсутствие умения анализировать и обобщать. Иногда у школьника нет мотивации к изучению этих предметов. Совместная работа над проектами дает ребятам возможность почувствовать и понять предмет, получить новые знания, реализовать свои способности, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Проектная деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Метод проектов – это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, информационной, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. Проектная деятельность учащихся способствует успешному обучению, так как она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах урока; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Русский язык и литература – это те учебные предметы, которые являются плодотворной почвой для проектной деятельности.

Цель: формирование метапредметных компетенций и повышение мотивации учащихся к обучению; развитие творческих способностей.

Задачи: обучение планированию и формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.

Умение анализировать, составлять письменный отчет о работе над проектом.

С 2020-2021 учебного года активно применяю проектную технологию как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю ученикам памятки: “Правила успешной проектной деятельности”, план действий в группе, оценочный лист проекта, критерии оценивания проекта, правила защиты проектной работы.

Составляю план работы на весь учебный год. В сентябре с ребятами обсуждаем, кто и когда будет создавать проект, какая тема интересна. Стараюсь, чтобы и по русскому языку, и по литературе школьники в течение учебного года создали два проекта. Как правило, один бывает индивидуальный, один групповой. Этапы подготовки, определение цели, задач, планирования выполняем вместе с учителем, остальное ребята делают самостоятельно, а иногда с помощью родителей. Ученики собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы, корректируют план и создают документацию проекта.

В своей педагогической практике использую все типы проектов. Школьники 5-6классов очень любят выполнять игровые и информационные работы. Чаще всего это различные мультимедийные презентации, викторины, рисунки к произведениям, книжки-малышки. Были выполнены работы: «Памятники литературным героям», «Что в имени тебе моём?», «Происхождение моей фамилии». Вместе с пятиклассниками создали групповой проект «Играем басню И.А. Крылова». Получился урок-спектакль. Создание литературной закладки по книге С-Экзюпери «Маленький принц», выставка иллюстраций «Мы читаем сказку «Маленький принц» привлекли шестиклассников. Всем классом написали сборник сочинений «Герой в моей семье». В 6классе замечательно прошел урок-викторина по повести В. Крапивина «Оруженосец Кашка».

Учащиеся 7-8классов тоже любят защищать проект в форме презентации, но ребята этого возраста создают буклеты, видеоролики, тесты по содержанию изучаемого произведения, рукописные сборники сочинений. Старшеклассники создали презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, чьи произведения изучали на уроках, защитили проекты-видеоролики по теме: «Литературные места России», «Устаревшие слова в былине «Садко»: архаизмы и историзмы». Были представлены буклет «Жизнь В.Распутина и его книги», лэпбук «Север в творчестве Виктора Проскурякова». Восьмиклассники создали квест по роману В.Каверина «Два капитана» и самостоятельно провели урок.

Школьников 9-11классов привлекают практико-ориентированные проекты. На уроках литературы они выступают с презентациями по проблеме, по теме, создают интерактивные игры по изучаемым произведениям. Так появились проекты: Любимый герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», видеофильм «Фотографы Великов Отечественной войны». Ребята сами создают интерактивные тесты по содержанию изучаемого произведения.

Как допуск к ОГЭ и ЕГЭ были созданы проекты:

  • создание рабочей тетради по русскому языку для учеников 6 класса по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова» (на основе лирики В Проскурякова)
  • аудиоприложение к учебнику русского языка 5 класса. В проекте 10 различных (выборочный, объяснительный, распределительный, творческий, контрольный) аудиодиктантов по теме: «Глагол», «Имя прилагательное»
  • создание рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задание №9 «Правописание гласных в корне слова». Такие проекты по определенной теме нацелены на успешную сдачу экзамена.

Учебный проект по русскому языку и литературе для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Работа над темой «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство успешной самореализации школьника» дает свои положительные результаты. Учащиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Появилась мотивация к созданию проекта, заинтересованность в изучении предмета, желание выступить перед одноклассниками и родителями. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается информационный уровень культуры, творческих способностей обучающихся, формируется грамотная речь и умение социализироваться в обществе.

Список литературы

  1. Янушевский В.Н. Проектная деятельность на уроках литературы. 5-9классы.Русское слово, 2016.
  2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 60-65.
  4. Коровина В.Я. Литература.5 класс Учебник для общеобразовательных организаций.-М.: Просвещение, 2021.

Поделиться

819

Селиванова Г. Г. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство успешной самореализации школьника // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 104-106. URL: https://apni.ru/article/6899-proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo-ya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря