Учителя русского языка и литературы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, маленький словарный запас, отсутствие умения анализировать и обобщать. Иногда у школьника нет мотивации к изучению этих предметов. Совместная работа над проектами дает ребятам возможность почувствовать и понять предмет, получить новые знания, реализовать свои способности, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Проектная деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Метод проектов – это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, информационной, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. Проектная деятельность учащихся способствует успешному обучению, так как она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах урока; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Русский язык и литература – это те учебные предметы, которые являются плодотворной почвой для проектной деятельности.
Цель: формирование метапредметных компетенций и повышение мотивации учащихся к обучению; развитие творческих способностей.
Задачи: обучение планированию и формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.
Умение анализировать, составлять письменный отчет о работе над проектом.
С 2020-2021 учебного года активно применяю проектную технологию как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю ученикам памятки: “Правила успешной проектной деятельности”, план действий в группе, оценочный лист проекта, критерии оценивания проекта, правила защиты проектной работы.
Составляю план работы на весь учебный год. В сентябре с ребятами обсуждаем, кто и когда будет создавать проект, какая тема интересна. Стараюсь, чтобы и по русскому языку, и по литературе школьники в течение учебного года создали два проекта. Как правило, один бывает индивидуальный, один групповой. Этапы подготовки, определение цели, задач, планирования выполняем вместе с учителем, остальное ребята делают самостоятельно, а иногда с помощью родителей. Ученики собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы, корректируют план и создают документацию проекта.
В своей педагогической практике использую все типы проектов. Школьники 5-6классов очень любят выполнять игровые и информационные работы. Чаще всего это различные мультимедийные презентации, викторины, рисунки к произведениям, книжки-малышки. Были выполнены работы: «Памятники литературным героям», «Что в имени тебе моём?», «Происхождение моей фамилии». Вместе с пятиклассниками создали групповой проект «Играем басню И.А. Крылова». Получился урок-спектакль. Создание литературной закладки по книге С-Экзюпери «Маленький принц», выставка иллюстраций «Мы читаем сказку «Маленький принц» привлекли шестиклассников. Всем классом написали сборник сочинений «Герой в моей семье». В 6классе замечательно прошел урок-викторина по повести В. Крапивина «Оруженосец Кашка».
Учащиеся 7-8классов тоже любят защищать проект в форме презентации, но ребята этого возраста создают буклеты, видеоролики, тесты по содержанию изучаемого произведения, рукописные сборники сочинений. Старшеклассники создали презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, чьи произведения изучали на уроках, защитили проекты-видеоролики по теме: «Литературные места России», «Устаревшие слова в былине «Садко»: архаизмы и историзмы». Были представлены буклет «Жизнь В.Распутина и его книги», лэпбук «Север в творчестве Виктора Проскурякова». Восьмиклассники создали квест по роману В.Каверина «Два капитана» и самостоятельно провели урок.
Школьников 9-11классов привлекают практико-ориентированные проекты. На уроках литературы они выступают с презентациями по проблеме, по теме, создают интерактивные игры по изучаемым произведениям. Так появились проекты: Любимый герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», видеофильм «Фотографы Великов Отечественной войны». Ребята сами создают интерактивные тесты по содержанию изучаемого произведения.
Как допуск к ОГЭ и ЕГЭ были созданы проекты:
- создание рабочей тетради по русскому языку для учеников 6 класса по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова» (на основе лирики В Проскурякова)
- аудиоприложение к учебнику русского языка 5 класса. В проекте 10 различных (выборочный, объяснительный, распределительный, творческий, контрольный) аудиодиктантов по теме: «Глагол», «Имя прилагательное»
- создание рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задание №9 «Правописание гласных в корне слова». Такие проекты по определенной теме нацелены на успешную сдачу экзамена.
Учебный проект по русскому языку и литературе для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Работа над темой «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство успешной самореализации школьника» дает свои положительные результаты. Учащиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Появилась мотивация к созданию проекта, заинтересованность в изучении предмета, желание выступить перед одноклассниками и родителями. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Повышается информационный уровень культуры, творческих способностей обучающихся, формируется грамотная речь и умение социализироваться в обществе.