Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что процесс информатизации образования сегодня находится в стадии интенсивного развития. Это связано с расширением использования информационных технологий и переходом их от чисто технических сфер деятельности к гуманитарным, а также проникновением в область искусства, в том числе и музыкального. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать, каким образом современные компьютерные технологии могут быть применены на музыкальных занятиях.
Практика педагогической деятельности множества учителей музыки доказывает, что применение компьютерных технологий в рамках музыкальных занятий дает возможность решения следующих дидактических задач:
– усвоения базовых знаний по предмету (при помощи схем, блок-схем, таблиц, тестовых заданий, а также учебного материала, касающегося теории музыки, который усваивается эффективнее и быстрее);
– систематизации усвоенных знаний (к примеру, после нескольких уроков на тему джаза музыкальный руководитель может предложить детям сформировать «кластер», то есть систематизирующую схему, включающую опорные слова по теме);
– формирования навыков самоконтроля (задача, которая решается на каждом занятие при актуализации знаний из вводной части, а также на стадии рефлексии);
– оказания учебно-методической помощи детям в ходе самостоятельной работы с учебным материалом. Данную задачу можно реализовать, к примеру, посредством работы в группах, создания проектных работ, таких как: «Могучая кучка», «Либретто и русская опера», «П.И. Чайковский и русская литература», «Романтизм в музыке русских композиторов XIX века»;
– формирования мотивации в целом к учению и в частности к музыкальным занятиям. В целях решения этой задачи педагог может, например, привлечь обучающихся к разработке мультимедийных презентаций по темам занятий [5, с. 208].
В качестве важной характеристики компьютерных технологий выступает высокий уровень качества воспроизведения всех данных, составляющих один из важных компонентов данных технологий, возможность их взаимодополняющего или взаимосвязанного использования. К примеру, сочетание видеоряда, текста и звукового сопровождения; звуковых фрагментов музыкальной композиции и текстовых данных об инструментах и музыкантах, исполняющих ее; изображения художественного произведения, музыкального фона и текста [1]. Примером может служить применение компьютерных технологий на уроке, темой которого является изучение музыкальной сказки «Петя и волк», где сочетается художественное изображение персонажей сказки и музыкальных инструментов, которые озвучивают этих персонажей, со звуковым воспроизведением фрагментов произведения. На стадии рефлексии есть возможность проведения при помощи компьютерных технологий музыкальной викторины на тему данной сказки.
Компьютерные технологии могут рассматриваться также в качестве объяснительно-иллюстративного метода обучения, главным назначением которого выступает организация усвоения детьми информации посредством сообщения материала и обеспечения успешного его восприятия, усиливающегося при вовлечении зрительной памяти. Доказано (исследованиями института «Евролингвист», Нидерланды), что большая часть людей запоминает 20% увиденного и 5% услышанного, тогда как одновременное применение видео- и аудиоинформации может повысить запоминаемость до 40-50% [4].
Посредством компьютерных технологий информация представляется в разных формах, что делает процесс обучения эффективнее, а полученные знания в памяти сохраняются намного дольше. Если речь идет о музыкальных занятиях, то, принимая за основу вышеназванную психологическую особенность, музыкальный руководитель может использовать мультимедийные презентации в ходе объяснения теоретических сведений на тему музыкальных жанров, композиторов истории создания произведений и др. [2, с. 93].
Музыкальные занятия с применением компьютерных технологий в рамках дошкольного обучения имеют некоторые преимущества в сравнении со стандартными занятиями с учебными пособиями и печатными учебниками, а именно:
– прежде всего, такие занятия позволяют разнообразить уроки, многосторонне подойти к освоению учебного материала, и таким образом приспособить его к особенностям детей. Это играет особенно важную роль в ходе работы с детьми, которые имеют разноуровневую подготовку. Например, детей, которые ранее обучались в других садах, поражает необычность уроков с применением компьютерных технологий;
– кроме того, музыкальные занятия с применением компьютерных технологий дают возможность организации учебного материала с учетом разных способов ведения учебной деятельности. Реализуются такие уровни усвоения детьми учебного материала, как: репродуктивный, иллюстративно-описательный и творческий. Организация занятий с применением компьютерных технологий дает педагогу возможность в компактном виде предоставлять значительный объем информации, последовательно организованной и четко структурированной;
– также, использование разных технических возможностей дает возможность учета индивидуальных особенностей детского восприятия. Включение в занятие с применением компьютерных технологий иллюстраций, графики и анимации дает возможность усиления визуального восприятия и более легкого усвоения учебного материала. Ценная помощь руководителю в подготовке музыкальных занятий оказывается образовательными ресурсами и Интернетом;
– кроме того, компьютерные технологии помогают в активации познавательной деятельности детей, поскольку за основу принята интерактивность;
– наконец, применение компьютерных технологий дает возможность хоть чем-то «зацепить» каждого из ребенка, насытить занятие различными материалами, расширяет возможность варьирования разных форм работы и воздействия. В результате, они делают занятие более ярким и насыщенным. Особую роль играют, конечно, визуальные материалы – плакаты, фото, карикатуры, видеофрагменты и презентации к произведениям [3, с. 186].
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что компьютерные технологии могут оказать музыкальному руководителю неоценимую помощь при условии грамотного их применения.