Агропромышленный комплекс России в настоящее время находится в активном развитии. В период наложения продовольственного эмбарго на страну создаются благоприятные условия для развития бизнеса в сфере сельхозпроизводства и пищевой индустрии. Российские сельскохозяйственные товаропроизводители продолжают увеличивать собственное производство, как привычных им товаров, так и новых, занимая место, ранее принадлежащее импортной продукции. Так как низкий курс рубля делает российские товары более привлекательными и конкурентоспособными на внешних рынках, что открывает для отечественных предприятий новые перспективы.
Роль государственной поддержки в развитии агропромышленного комплекса в связи с специфическими условиями осуществления деятельности предпринимателей в данной отрасли: большого влияния природных условий, медленной оборачиваемостью капитала, сезонностью является ключевой. Именно постоянное внимание государственных органов и органов местного самоуправления на проблемы сельскохозяйственной отрасли влияет на ее состояние и совершенствование. Под государственной поддержкой понимается влияние государства на стабилизацию и рост производства сельскохозяйственной продукции, а также ее сбыт путем создания законодательной и нормативной базы.
На сегодняшний день в России действует большое количество государственных программ и мер, направленных на поддержку предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса на территории всей страны. Основным законом в сельскохозяйственной отрасли, в котором закреплены такие понятия как сельскохозяйственный товаропроизводитель и государственная аграрная политика, а также описаны основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики и меры ее реализации является Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2].
Для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, сохранить и возродить все подотрасли сельского хозяйства, вызвать повешенный интерес предпринимателей к данной отрасли экономики, созданы обширные государственные программы по поддержке АПК. Полный перечень действующих государственных программ и мер по поддержке производителей агропромышленного комплекса приведен на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://mcx.ru [14].
На данный момент в Российской Федерации актуальны две государственные программы, разработанные для поддержки всей отрасли сельского хозяйства и предпринимательства в том числе и включающие в себя экономические, социальные и правовые меры.
1. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», которая законодательно утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Направления данной государственной программы следующие:
- аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий;
- создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;
- развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях;
- создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях [6].
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Сроки реализации программы с 2013 по 2025 годы разбиты на два этапа: 1 этап – 1 января 2013 по 31 декабря 2017 года, 2 этап – 1 января 2018 по 31 декабря 2025.
Главными целями программы являются:
- обеспечение продовольственной независимости России;
- ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- достижение повышенных значений следующих показателей: произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса, индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства [13].
Кроме того, разработан и принят ряд мер государственной поддержки агропромышленного комплекса:
1 Льготный лизинг – программа обновления парка техники 2020, которая реализуется в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 №1135 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «Росагролизинг», г. Москва, на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях» и направлена на стимулирование товаропроизводителей сельхозпродукции на приобретения новой сельскохозяйственной техники и оборудования [5].
2. Льготное кредитование, которое осуществляется с 1 января 2017 года. В рамках указанной меры поддержки организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Возмещение недополученных доходов кредитной организации происходит из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России. Данная мера государственной поддержки предпринимателей АПК регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 (Правила предоставления из федерального бюджета субсидий Российским кредитным организациям) [12].
3. Льготный тариф на перевозку зерна (пшеница, ячмень, кукуруза) железнодорожным транспортом самим производителем или грузоотправителем при покупке зерна у сельскохозяйственного товаропроизводителя. Субсидии предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 406 [7].
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции» [11] и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 г. № 1673 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1104» действует мера по поддержки предпринимателей в снижении затрат на логистику сельскохозяйственных товаров путем компенсации части затрат [3].
4. Компенсирующая и стимулирующая субсидии, предоставляемые в рамках Постановления от 30 ноября 2019 г. №1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». Согласно которому, регионам будут предоставлены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям животноводства и растениеводства, а также на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и малых форм хозяйствования [4].
5. Компенсация части прямых понесенных затрат на создание или модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Получить данный вид господдержки единожды могут предприятия, осуществляющие создание или модернизацию плодохранилищ, картофелехранилищ и овощехранилищ, молочных ферм, селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве, селекционно-генетических центров в птицеводстве, овцеводческих ферм, мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, льноперерабатывающих, пенькоперерабатывающих производств.
Условия получения компенсации содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. №1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание или модернизацию объектов агропромышленного комплекса» [10], а также приказом Минсельхоза России от 29 ноября 2018 г. №549 «Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российскими организациями, осуществляющими создание или модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам агропромышленного комплекса» [9] и приказом Минсельхоза России от 29 ноября 2018 г. №550 «Об утверждении предельных значений стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса» [8].
Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации создана доступная и удобная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса - национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Цель данного проекта – всестороннее улучшение предпринимательского климата в России. В его состав входят центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес», центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, технопарки и др. Регламентируется вышеуказанный проект федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Нацпроект предлагает необходимые консультационные, финансовые, имущественные, образовательные, внешнеэкономические и другие меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса.
Речь идёт о льготной ставке по кредиту, возможности взять микрозайм или кредит под государственную гарантию. Помимо кредита, можно получить спецтехнику в льготный лизинг, а также заручиться поддержкой государства по специальным программам развития моногородов, технопарков, фермеров, экспортёров и ремесленников [18].
В заключении хотелось бы отметить, нормативно-законодательная база государственной поддержки предпринимательства АПК обширна и разностороння. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание решению проблем предпринимательства АПК и созданию благоприятных условий для развития данной отрасли экономики.
Но существует ряд вопросов, получив ответы, на которые можно судить о том насколько политика государства в области сельского хозяйства эффективна:
Насколько информированы предприниматели АПК о комплексе мер и программ по их поддержки? Насколько система получения субсидий, льготных кредитов и лизинга, а также грантов и других преференций является доступной и быстрой? Все ли меры поддержки используются сельскохозяйственными товаропроизводителями в полном объеме? Актуальны ли действующие в настоящее время государственные программы по поддержке предпринимателей агропромышленного комплекса и получается ли достигнуть тех показателей, которые установлены в государственной программе, как целевые?
Только ответив на данные вопросы и ряд других, можно оценить качество мер государства по поддержки предпринимателей агропромышленного комплекса.