Представляя дошкольный период со стороны психологической дисциплины, необходимо указать, что данный период характеризуется значительной интенсивностью. Ребенок за довольно короткий промежуток времени овладевает рядом навыков и умений, которые формируют его как будущую личность. Получают большой толчок в развитии психологические особенности, как возрастные, так и индивидуальные. Ребенок получает возможность овладеть большим спектром деятельности: игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, коммуникативная, который формируется уже не как спонтанность, а как технически организованная.
Дошкольный возраст – период, когда ребенок начинает примерять на себя образы взрослого. В этом случае меняется роль взрослого: если раньше он был наставником, то теперь приобрел роль образца для подражания [2]. Главным принципом взаимодействия с окружающим миром здесь можно назвать уже открытие мира взрослых через контакт с ними и моделирования деятельности и ситуаций межличностных отношений в мире взрослых. При этом ребенок не может реально осуществлять все функции взрослого, и это рождает противоречие между попытками быть похожими на взрослых и ограниченностью пространства деятельности. Данный аспект создает условия для приоритетной формы деятельности – сюжетно-ролевой игры и моделирования. Отсюда берет начало специфика организации ведения процесса обучения и воспитания.
Современная система дошкольного образования за последние два десятилетия претерпела большое количество изменений и модернизаций, образуя на сегодняшний день совершенно новый, отдельный уровень образования ребенка. Как мы знаем, в рамках ФГОС весь образовательный процесс человека был поделен на несколько уровней, где дошкольному образованию отдана начальная ступень развития и воспитания. Исходя из этого, будет правильным сказать, что именно на этой ступени воспитания ребенок получает так называемую огранку личности: формируется характер, базовые навыки коммуникации, приобретаются первые социально-личностные характеристики, - тем самым задается основа для дальнейшего формирования ребенка как личности и социального индивида.
Современная организация работы воспитателя строится на принципе учета возрастных и индивидуальных особенностей. Данный аспект обусловлен тем, что каждый ребенок представляет собой совокупность определенных психических процессов, индивидуальных черт характера и социальных навыков, которые отличают каждого ребенка как индивидуальность. В данном случае задачей воспитателя является не только воспитать и обучить ребенка, но и сохранить его индивидуальность, не нарушив целостность его заданных черт и особенностей.
Причины, по которым необходимо принимать возрастные особенности ребенка во внимание, кроются в самих особенностях. Среди таких можно назвать нестабильность психических процессов, кризисные периоды развития, своеобразность протекания формирования психических процессов в том или ином возрасте. Учет данных аспектов позволит наиболее продуктивно организовать процесс воспитания дошкольника, при этом не перегружая и не нарушая пока что еще строящиеся психические особенности ребенка [4].
Кроме возрастных особенностей, обусловленных психолого-физиологическими изменениями, каждый ребенок обладает уникальным набором индивидуальных особенностей. К таким можно отнести:
- Свойства темперамента.
- Способности.
- Здоровье.
- Психосоматическое развитие [3].
Данные особенности в совокупности определяют ребенка как неповторимую личность, уникальную в своем роде. В этом свете главной задачей педагогов и воспитателей становится сохранение этой уникальности. Основное место среди перечисленных особенностей занимает темперамент – совокупность психических и поведенческих особенностей, проявляющихся при определенных условиях. Специалистами выделено четыре типа темперамента:
- Холерик – подвижная мимика, громкая речь и активная жестикуляция, повышенная активность, упорство, граничащее с грубостью назойливость.
- Меланхолик – чувствительность, ранимость, нерешительность, тихая речь, пассивность и повышенная утомляемость.
- Сангвиник – общительность, активная мимика и жестикуляция, быстрая и громкая речь, активность, неустойчивость.
- Флегматик – малоподвижность, спокойствие, скупая эмоциональность, слабо выраженная мимика и речь, медлительность, усидчивость [2].
Те или иные свойства темперамента накладывают на ребенка большой отпечаток. Современный ФГОС ДО определяет принцип учета индивидуальных особенностей как один из главных постулатов: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». В связи с этим современная система воспитательной работы построена на реализации индивидуального подхода.
Индивидуальный подход представляет собой совокупность методов и приемов воспитания, основанных на учете ряда особенностей дошкольника [1]. Среди основных задач данного подхода можно назвать главную – выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей ребенка как формирование неповторимой, уникальной личности [1]. Рассматривая индивидуальный подход в свете воспитательной деятельности в ДОУ, стоит отметить, что он пронизывает всю учебно-воспитательную работу дошкольного учреждения во всех возрастных категориях. Процесс осуществления данного подхода возможен как в групповой форме проведения работы, так и в индивидуальной.
Индивидуальные особенности ребенка можно назвать как определяющий момент в природе действий дошкольника. Два ребенка в одинаковой ситуации могут повести себя по-разному, и причиной этому будет расхождение совокупных особенностей индивидуального характера ребенка [5]. Учет индивидуальности ребенка позволяет подстроить процесс воспитания таким образом, чтобы каждый из дошкольников смог реализовать себя в комфортных ему условиях, при этом не ощущая себя ущемленным, непонятым или отстающим.
Таким образом, можно сказать, что возрастные и индивидуальные особенности на сегодняшний день занимают ключевую позицию в организации методического обеспечения воспитательной работы в ДОУ. Исходя из положения ФГОС ДОО, можно утверждать, что учет индивидуальных и возрастных особенностей является приоритетным направлением воспитательной деятельности. Данный аспект обусловлен тем, что данные факторы формируют целостную личность, создавая ее как уникальный, индивидуальный образ. В современной практике воспитательной работы общераспространен прием деления детей дошкольного возраста на возрастные группы по годам, каждая из которых оснащена определенным набором методов и приемов, которые подобраны с учетом возрастных особенностей.