Главная
АИ #33 (163)
Статьи журнала АИ #33 (163)
Возрастные и индивидуальные особенности как основа воспитательной работы

Возрастные и индивидуальные особенности как основа воспитательной работы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

возрастные особенности
индивидуальный подход
дошкольники

Аннотация статьи

На сегодняшний день воспитание как психолого-педагогическая проблема занимает одно из ключевых позиций в области педагогических исследований. Говоря о современном воспитании в целом, то его методологическая база постоянно модернизируется и пополняется инновационными подходами и методами. В основном это зависит от темпа развития общества и отношений внутри него, которые сформировали новые задачи воспитания и образования. На основе этого в педагогической науке был разработан ряд принципов и стандартов, которые позволили бы наиболее успешно решить вопрос о воспитании ребенка как будущего человека, полезного обществу. Среди таких принципов можно выделить учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Данная статья направлена на анализ индивидуального подхода и его места в системе воспитания в дошкольном учреждении.

Текст статьи

Представляя дошкольный период со стороны психологической дисциплины, необходимо указать, что данный период характеризуется значительной интенсивностью. Ребенок за довольно короткий промежуток времени овладевает рядом навыков и умений, которые формируют его как будущую личность. Получают большой толчок в развитии психологические особенности, как возрастные, так и индивидуальные. Ребенок получает возможность овладеть большим спектром деятельности: игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, коммуникативная, который формируется уже не как спонтанность, а как технически организованная.

Дошкольный возраст – период, когда ребенок начинает примерять на себя образы взрослого. В этом случае меняется роль взрослого: если раньше он был наставником, то теперь приобрел роль образца для подражания [2]. Главным принципом взаимодействия с окружающим миром здесь можно назвать уже открытие мира взрослых через контакт с ними и моделирования деятельности и ситуаций межличностных отношений в мире взрослых. При этом ребенок не может реально осуществлять все функции взрослого, и это рождает противоречие между попытками быть похожими на взрослых и ограниченностью пространства деятельности. Данный аспект создает условия для приоритетной формы деятельности – сюжетно-ролевой игры и моделирования. Отсюда берет начало специфика организации ведения процесса обучения и воспитания.

Современная система дошкольного образования за последние два десятилетия претерпела большое количество изменений и модернизаций, образуя на сегодняшний день совершенно новый, отдельный уровень образования ребенка. Как мы знаем, в рамках ФГОС весь образовательный процесс человека был поделен на несколько уровней, где дошкольному образованию отдана начальная ступень развития и воспитания. Исходя из этого, будет правильным сказать, что именно на этой ступени воспитания ребенок получает так называемую огранку личности: формируется характер, базовые навыки коммуникации, приобретаются первые социально-личностные характеристики, - тем самым задается основа для дальнейшего формирования ребенка как личности и социального индивида.

Современная организация работы воспитателя строится на принципе учета возрастных и индивидуальных особенностей. Данный аспект обусловлен тем, что каждый ребенок представляет собой совокупность определенных психических процессов, индивидуальных черт характера и социальных навыков, которые отличают каждого ребенка как индивидуальность. В данном случае задачей воспитателя является не только воспитать и обучить ребенка, но и сохранить его индивидуальность, не нарушив целостность его заданных черт и особенностей.

Причины, по которым необходимо принимать возрастные особенности ребенка во внимание, кроются в самих особенностях. Среди таких можно назвать нестабильность психических процессов, кризисные периоды развития, своеобразность протекания формирования психических процессов в том или ином возрасте. Учет данных аспектов позволит наиболее продуктивно организовать процесс воспитания дошкольника, при этом не перегружая и не нарушая пока что еще строящиеся психические особенности ребенка [4].

Кроме возрастных особенностей, обусловленных психолого-физиологическими изменениями, каждый ребенок обладает уникальным набором индивидуальных особенностей. К таким можно отнести:

  1. Свойства темперамента.
  2. Способности.
  3. Здоровье.
  4. Психосоматическое развитие [3].

Данные особенности в совокупности определяют ребенка как неповторимую личность, уникальную в своем роде. В этом свете главной задачей педагогов и воспитателей становится сохранение этой уникальности. Основное место среди перечисленных особенностей занимает темперамент – совокупность психических и поведенческих особенностей, проявляющихся при определенных условиях. Специалистами выделено четыре типа темперамента:

  1. Холерик – подвижная мимика, громкая речь и активная жестикуляция, повышенная активность, упорство, граничащее с грубостью назойливость.
  2. Меланхолик – чувствительность, ранимость, нерешительность, тихая речь, пассивность и повышенная утомляемость.
  3. Сангвиник – общительность, активная мимика и жестикуляция, быстрая и громкая речь, активность, неустойчивость.
  4. Флегматик – малоподвижность, спокойствие, скупая эмоциональность, слабо выраженная мимика и речь, медлительность, усидчивость [2].

Те или иные свойства темперамента накладывают на ребенка большой отпечаток. Современный ФГОС ДО определяет принцип учета индивидуальных особенностей как один из главных постулатов: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». В связи с этим современная система воспитательной работы построена на реализации индивидуального подхода.

Индивидуальный подход представляет собой совокупность методов и приемов воспитания, основанных на учете ряда особенностей дошкольника [1]. Среди основных задач данного подхода можно назвать главную – выявление и развитие индивидуальных особенностей и возможностей ребенка как формирование неповторимой, уникальной личности [1]. Рассматривая индивидуальный подход в свете воспитательной деятельности в ДОУ, стоит отметить, что он пронизывает всю учебно-воспитательную работу дошкольного учреждения во всех возрастных категориях. Процесс осуществления данного подхода возможен как в групповой форме проведения работы, так и в индивидуальной.

Индивидуальные особенности ребенка можно назвать как определяющий момент в природе действий дошкольника. Два ребенка в одинаковой ситуации могут повести себя по-разному, и причиной этому будет расхождение совокупных особенностей индивидуального характера ребенка [5]. Учет индивидуальности ребенка позволяет подстроить процесс воспитания таким образом, чтобы каждый из дошкольников смог реализовать себя в комфортных ему условиях, при этом не ощущая себя ущемленным, непонятым или отстающим.

Таким образом, можно сказать, что возрастные и индивидуальные особенности на сегодняшний день занимают ключевую позицию в организации методического обеспечения воспитательной работы в ДОУ. Исходя из положения ФГОС ДОО, можно утверждать, что учет индивидуальных и возрастных особенностей является приоритетным направлением воспитательной деятельности. Данный аспект обусловлен тем, что данные факторы формируют целостную личность, создавая ее как уникальный, индивидуальный образ. В современной практике воспитательной работы общераспространен прием деления детей дошкольного возраста на возрастные группы по годам, каждая из которых оснащена определенным набором методов и приемов, которые подобраны с учетом возрастных особенностей.

Список литературы

  1. Алексеева, Ю.В. Индивидуальный подход в воспитании дошкольников / Ю.В, Алексеева. – URL: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie-raznoe/individualnyi-podkhod-v-vospitanii-detei.html (дата обращения: 30.05.2022).
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 240 с.
  3. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
  4. Земская, И. Система воспитательной работы / И. Земская // Воспитание школьников. – Москва: Школьная пресса. – 2020 – № 4.
  5. Павлова, М.П. Индивидуальный подход как неотъемлемая часть воспитания / М.П. Павлова. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped031.htmlhttp://www.detskiysad.ru/ped/ped031.html (дата обращения: 30.05.2022).

Поделиться

2114

Теребунская К. В. Возрастные и индивидуальные особенности как основа воспитательной работы // Актуальные исследования. 2023. №33 (163). С. 107-109. URL: https://apni.ru/article/6901-vozrastnie-i-individualnie-osobennosti-kak-os

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря